52-летний петербуржец летел с горы на лыжах со скоростью 247 километров в час

В конце марта на французском горнолыжном курорте Варс состоялись мировые соревнования по спидскиингу — скоростному спуску с горы на лыжах

Петербуржец Николай Пимкин занял пятое место, развив скорость свыше 247 километров в час. Николаю 52 года, и он единственный в мире, кто в таком «почетном» для спортсмена возрасте может так разгоняться.

В конце марта на французском горнолыжном курорте Варс состоялись мировые соревнования по спидскиингу — скоростному спуску с горы на лыжах
Фото из личного архива Николая Пимкина

Свободное падение с горы

Спидскиинг (speedskiing) по-русски называют специальным скоростным спуском. Многие путают его с олимпийским видом спорта под названием «скоростной спуск» (downhill), где спортсмены должны на максимальной скорости пройти трассу. В спидскиинге нет ни одного поворота — участники принимают специальную стойку и летят по подготовленной снежной трассе прямиком вниз, чем быстрее — тем лучше. Скорость чемпионов превышает 250 километров час, что сравнимо со свободным падением парашютиста.

— Я впервые увидел соревнования по специальному скоростному спуску еще в 70-е годы 11-летним пацаном. Был на сборах в горнолыжной школе в Кировске Мурманской области, — вспоминает Николай Пимкин. — Я был очарован этими суровыми крутыми мужиками, которые неслись с горы прямо, никуда не сворачивая. Уже тогда, при том оборудовании и технологиях, чемпионы разгонялись до 170 километров в час.

Николай Пимкин был мастером спорта СССР по классическим горным лыжам, окончил Институт физкультуры имени Лесгафта, ушел в армию, затем получил звание мастера спорта России по альпинизму.

— Во второй раз я услышал о спидскиинге в начале 2000-х годов, — рассказывает петербуржец. — Познакомился с финном, который мельком упомянул, что развивает на лыжах скорость 229 километров в час. Мне это запало в душу. Решил познакомиться с этим видом спорта поближе.

Одно время всерьез рассматривалась возможность внести спидскиинг в список олимпийских видов спорта. В 1992 году на Олимпиаде в Альбервиле даже был разыгран «демонстрационный» комплект медалей, но олимпийский эксперимент спидскиинга прошел неудачно — во время одной из тренировок из-за несоблюдения организаторами техники безопасности погиб швейцарец Николя Бошатэ. Во время скоростного спуска он потерял управление и врезался в ратрак, который по нелепой случайности оказался в зоне выката. После этого спидскиинг был признан «экстремальным» видом спорта и вычеркнут из олимпийских списков.

— На самом деле спидскиинг менее травмоопасен, чем классический скоростной спуск, — убежден Николай Пимкин. — Падения на такой бешеной скорости, конечно, чреваты синяками и ожогами для спортсмена, но если трасса подготовлена хорошо, то серьезных травм можно избежать. По статистике, на каждом соревновании случается не более одного падения.

В том, что спидскиинг не олимпийский вид спорта, есть и свои плюсы.

— Здесь атмосфера более дружественная, чем в классических горных лыжах, — говорит Николай Пимкин. — Нет грызни из-за дележа денег и спонсоров, потому что большинство участников приезжают на соревнования за свои собственные средства. Чемпионы берут «кураторство» над новичками, помогают советами по правильной стойке, оборудованию.

Космический комбинезон с антикрыльями

У каждого спортсмена — собственный комбинезон, сшитый из полиуретана по индивидуальному заказу. Он сделан так, чтобы максимально уменьшить сопротивление воздуха, превратив человека в «пулю», несущуюся вниз с горы. На икрах — специальные антикрылья-спойлеры, как у гоночных машин. На голове — шлем-колокол. Лыжи тоже специальные, 240 сантиметров в длину, весят 15 килограммов. Но секрет успеха не в самих лыжах, а в правильной подготовке их поверхности перед стартом, чтобы улучшить скольжение по снегу.

— У уважающих себя спортсменов есть минимум по три пары лыж, каждая из которых подготовлена под определенную температуру, — объясняет Николай Пимкин. — В горах температура может меняться очень быстро. Утром в начале стартов минус, а днем уже плюс. Но нам до европейцев с их финансовыми возможностями далеко — я взял с собой в Варс только одну пару лыж. И то в самолете получилось 55 килограммов багажа.

Еще один фактор успеха — погода. Для достижения рекордов скорости на трассе должны быть небольшой плюс, солнце, безветрие и отсутствие свежего снега, который может сильно спортсменов затормозить. В этом году в Варсе все сошлось, и погода была идеальна для спуска.

— Итальянец Иван Орегоне установил мировой рекорд — 254,95 километра в час, — говорит Николай Пимкин. — Младший брат обогнал старшего Симоне Орегоне, который с 2006 года был бессменным чемпионом мира. С ними уже много лет никто не может сравниться — при росте 195 см и весе 95 килограммов братья летят вниз, как пушечные снаряды. Я раньше думал, что вес и рост имеют решающее значение, но среди женщин победила итальянка Валентина Греджио, разогнавшись до 247,08 километра в час — при ее росте в 165 см и весе 60 кило! Возможно, разгадка успеха — в мягких от природы мышцах бедра, которые берут на себя нагрузку во время спуска...

Сам на себя кричал матом

Николай на соревнованиях стал пятым, разогнавшись до рекордных для себя и России 247,7 километра в час.

— Сам спуск длится 15–17 секунд, — рассказывает спортсмен. — За первые шесть секунд ты разгоняешься до 200 километров в час. Главное — удержать стойку на этой скорости, сохранить симметрию, малейшее движение пальца руки или головы — и потоком воздуха тебя отнесет в сторону. После 200 километров в час начинает буквально «разрывать» встречным ветром, тяжелые лыжи «превращаются» в дощечки, которые бешено вибрируют. С каждой секундой удержать их параллельно становится все сложнее. В конце разгона спортсмен испытывает такие же перегрузки, как космонавт при взлете ракеты. В эти минуты я обычно кричу сам себе: «Держа-ать!», иногда даже нецензурные слова прорываются. Я и парням из нашей российской команды посоветовал материться во время спуска — так легче выдержать прилив адреналина и перегрузки и удержать стойку.

Но самый опасный момент не разгон, а наоборот — начало торможения. Когда максимум скорости достигнут, спортсмен должен быстро, но аккуратно «раскрыться», не потеряв при этом управление, сбросить скорость и остановиться. Обычно именно на этом этапе происходят падения и травмы.

— Чтобы определить, в какой момент надо тормозить, на снегу рисуют жирную метровую красную полосу. Как только она мелькнула перед глазами, надо осторожно начинать торможение, — объясняет Николай Пимкин. — Со мной на соревнованиях в Варсе произошел казус. В первый день заметил, что фильтр в моем шлеме начинает немного запотевать. Вечером дома решил воспользоваться старым «дедовским» способом и протер маску изнутри мылом. Видимо, этим я стер специальное защитное покрытие маски, и когда перед стартом надел шлем, то она полностью запотела. Я ехал почти вслепую, видел лишь очертания трассы. Впрочем, после первых двух секунд мы прячем голову и смотрим вниз на собственные локти, фиксируя происходящее только периферийным зрением.

«В Федерации горнолыжного спорта нас игнорируют»

Несмотря на запотевшую маску, Николай попал в десятку сильнейших, и в финале петербуржец разогнался до рекордной для себя скорости.

— Когда я увидел на табло цифры 247,7, прыгал от радости, — говорит Николай Пимкин. — Пришла даже мысль на этой радостной ноте покинуть большой спорт. Но потом я подумал, что до отметки 250 километров в час осталось не так уж и много... Да и мои молодые ученики — питерцы Михаил Шумилин и Женя Череватый — и так уже наступают мне на пятки, пусть выиграют в честной борьбе.

Впрочем, в национальной Федерации горнолыжного спорта к успехам российской команды по спидскиингу отнеслись равнодушно.

— Они уже несколько лет делают вид, что нас просто не существует, — сокрушается Николай Пимкин. — Доходит до смешного: на сайте федерации появилась новость о том, что установлен новый мировой рекорд скорости спуска на горных лыжах, а про успехи россиян, установивших национальные рекорды и регулярно входящих в десятку быстрейших спортсменов на планете, — ни слова.

Несмотря на это, у петербургских спидскиеров большие планы по популяризации этого вида спорта в России.

— Мы хотим организовать этап Кубка мира в Кировске, как это было в советские годы, — делится планами Николай Пимкин. — Представители FIS (Международной федерации лыж) приезжали в Кировск и провели аттестацию трасс, признав их годными для спидскиинга. Все чемпионы уже давно ждут возможности опробовать свои силы на российских трассах. И если все сложится удачно, то в этот зрелищный и эффектный вид спорта потянутся молодые и перспективные лыжники.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру