Новые правила сдачи на автомобильные права еще хуже старых

Долгожданная реформа автошкол, которая тянется уже много лет, вот-вот должна завершиться — в ГИБДД наконец-то подписали документ, регламентирующий сдачу экзамена на права

11 февраля 2016 в 13:35, просмотров: 10273

Он вступит в силу после регистрации в Минюсте. Изучив новый регламент, петербургское автомобильное сообщество пришло в ужас — получение прав может превратиться в небезопасную, почти невыполнимую задачу.

Новые правила сдачи на автомобильные права еще хуже старых
Фото: avtoacc.com

В ГИБДД уже сейчас не справляются

Постановление Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами» вступило в силу еще в конце 2014 года, поэтому регламент от гаишников, где будут расписаны все детали сдачи экзаменов и получения прав, ждали в начале 2015-го. В ГИБДД «тянули» целый год и наконец предоставили на суд общественности разработанный в недрах ведомства документ, который вызвал у специалистов много вопросов.

Во-первых, в новом регламенте не предусмотрено использование во время экзамена «материальной базы» автошкол. То есть теперь сдавать на права вместе со своей автошколой, на привычной машине собственного инструктора будет нельзя — кандидаты в водители должны будут записываться на экзамен сами (через сайт госуслуг) и показывать навыки вождения только на автомобилях ГИБДД. Эксперты считают, что в Петербурге такая схема приведет к коллапсу.

— На пятимиллионный город есть один экзаменационный отдел в ГИБДД, который может принять по 300–400 человек в день, — объясняет Владимир Сажин, руководитель учебного центра Лесотехнического университета. — Они уже сейчас не справляются: если попытаться записаться на экзамен через госуслуги, то тебе предлагают ближайшую дату лишь через полтора месяца. Это с учетом того, что большинство учеников сейчас сдают экзамены со своими автошколами. Если же они «устранятся», то выстроится огромная очередь на сдачу, которая будет нарастать, как снежный ком. Не сдал с первого раза — записываешься заново и снова встаешь в очередь. В регламенте никак не прописано, должен ли кандидат в водители в это время еще заниматься с инструктором. Какие навыки вождения могут остаться у человека, если между окончанием автошколы и сдачей экзамена в ГАИ пройдет два месяца?

Секундомер — инструмент коррупции

Если все же удастся добраться до самого экзамена, то тут кандидатов в водители ждут новые трудности. Первый этап практической части подразумевает вождение на автодроме. Нужно будет выполнить шесть элементов: езду змейкой, заезд в бокс, безопасную посадку и высадку пассажиров, параллельную парковку, разворот в три приема и начало движения на подъеме (сейчас гаишники требуют выполнения только трех последних). На сегодняшний день допускается одна ошибка, которую можно сразу же исправить — пересдать. По новому регламенту права на ошибку у ученика уже нет. К тому же все эти элементы придется выполнять на время.

— Откуда взялись предлагаемые ГИБДД нормативы, кем они рассчитаны и проверены — непонятно, — говорит Владимир Сажин. — Почему заезд в бокс должен занимать именно две минуты, а не три? В некоторых автошколах провели эксперимент, оказалось, что в предложенные гаишниками рамки с трудом укладываются мастера-автогонщики. Второй вопрос: какие именно секундомеры будут использовать экзаменаторы ГИБДД? Они должны включить таймер, когда машина на старте, и выключить на финише. Кто будет их контролировать? Налицо простор для коррупции. Более того, в регламенте не сказано ни слова о том, кто будет отвечать за безопасность экзамена, не прописаны требования к погодным условиям и к коэффициенту сцепления асфальта. Представьте: гололед, снегопад, испуганные новички за рулем, которые стараются уложиться в нужное время. Аварии будут обеспечены.

Гаишники тянут время?

Продолжительность второй части практического экзамена — езды в городе — по новым правилам увеличивается до 60 минут (сейчас максимум 20 минут). При этом набор упражнений (разворот, повороты на перекрестках), которые должен выполнить кандидат в водители, в регламенте не прописан и остается на усмотрение инспектора. Что опять же делает процедуру экзамена непрозрачной.

— По новым правилам для борьбы с коррупцией внутри учебных автомобилей теперь обязательно должны вести аудио- и видеосъемку, — объясняет Владимир Сажин. — Но в регламенте не описана процедура хранения этих записей и их предоставления несогласным с результатами экзамена.

Это означает, что получить запись будет практически невозможно. Кроме того, не факт, что у ГИБДД есть необходимое количество оборудованных камерами машин. И вряд ли в условиях урезания финансирования эта ситуация в ближайшее время изменится.

— Уже сейчас экзаменаторы в некоторых регионах пытаются переложить обязанность видеосъемки на автошколы, отказываясь принимать экзамены без камер наблюдения, — говорит Владимир Сажин. — Но и школам оборудовать свои машины тоже не по карману.

Регламент в том виде, в котором он есть сейчас, не принесет никакой пользы, лишь увеличит неразбериху, уже много лет царящую в сфере обучения водителей.

— В автомобильном сообществе появились слухи, что Минюсту документ тоже не понравился, — говорит Владимир Сажин. — Его якобы собираются вернуть на доработку. Сколько времени она займет — неизвестно. Есть подозрение, что в МВД выпустили «сырой» документ специально, чтобы еще потянуть время: в условиях нынешней экономической ситуации они просто финансово не справятся с проведением реформы.

Тем временем

Паника на руку автошколам

Никто не знает, когда введут новые правила сдачи экзаменов, чем активно пользуются некоторые ушлые руководители петербургских автошкол. Они запугивают потенциальных учеников скорым ужесточением требований и создают ажиотаж на рынке услуг: тем, кто не успеет сдать на права в ближайшее время, обещают увеличение сроков курсов до года и резкое подорожание их стоимости.



Партнеры