«Творческий подход» к санкциям

С 1 января в России вступили в силу антитурецкие санкции. Запрещено продавать овощи и фрукты, некоторые виды мяса и молочные продукты из этой страны и нанимать турок на работу. Кроме того, турецким компаниям у нас больше нельзя заниматься строительством, деревообработкой и гостиничным бизнесом. «МК» в Питере» узнал, как эти запреты за один месяц сказались на петербургском рынке.

«Творческий подход» к санкциям

Таможня сыграла на опережение

 

«Турецкие» трудности питерские предприятия начали испытывать еще до начала санкций. Городские таможенники сыграли на упреждение. И в декабре на границе застряли партии вовсе не санкционных товаров. Из-за долгих проверок, например, начались перебои с поставками запчастей и комплектующих турецкого производства на питерские заводы. Даже пришлось остановить конвейер по сборке стиральных машин и холодильников.
— Я знаю несколько руководителей компаний, у которых по той же причине в разгар зимнего сезона остановились машины по ремонту и обустройству дорог. Запчасти к ним покупались в Турции, — рассказывает председатель петербургской Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров. — Другие директора рассказывали, как, припомнив все экспрессивные средства русского языка, убеждали городских чиновников и таможенников не бежать впереди паровоза и напоминали, что президент не давал распоряжения все перекрыть.

После пары недель заминки ситуация разрешилась, и границы снова открылись для того, что не запрещено. «Предпринятые меры (переговоры вице-губернатора Сергея Мовчана с таможенниками. — Ред.) позволили к концу декабря 2015 года нормализовать ситуацию с оформлением и прохождением грузов через таможню», — пояснили «МК» в Питере» в Комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга. Конвейеры заработали, машины починились.

Мелкие неприятности и не более того

С санкционными товарами и видами деятельности ситуация сложнее. Турецкие продукты питания с магазинных полок исчезли.
— Турки поставляли примерно 4 процента фруктов на наш рынок. Магазины быстро переориентировались на поставки из Марокко, Израиля и Египта. Их фрукты не хуже турецких, но доставлять их оттуда сложнее, поэтому цены немного подрастут, — говорит Сергей Федоров.
Руководитель другого объединения бизнесменов — президент Союза предпринимателей Роман Пастухов — и вовсе считает, что в этой сфере ничего страшного не произошло:

— Это, скорее, мы Турцию выручали, сбывая их овощи и фрукты. Заменить их будет несложно.
Новые санкции запрещают турецким компаниям заниматься в России деревообработкой, строительством и гостиничным бизнесом. Для Петербурга особенно актуальны две последние отрасли. Однако и тут все оказалось не так страшно, как могло бы быть. Два крупнейших проекта, в которых участвовали турки — возведение ЗСД и «Лахта центра» — попали под амнистию. Они слишком важны для наших властей, а потому для них сделали исключение и разрешили фирмам «вражеской» страны продолжить свою деятельность.

— В Петербурге турецкие фирмы занимали примерно 8–11 процентов строительного рынка, — говорит Сергей Федоров. — С большими компаниями все понятно — их не тронули. А мелкие, по нашим данным, выкручиваются сами, но с рынка так же не уходят. В их деятельности заинтересованы российские партнеры. А они умеют находить «творческие подходы» для решения подобных вопросов. Поверьте, для людей, которые смогли наладить бизнес в России, санкции — это трудности, которые надо обойти, но не более. Это касается не только строительства. Так же и комплектующие бы научились добывать, и текстиль, и все остальное — действительно важное, если бы это запретили.

Турки верят в мудрость Полтавченко

В гостиничной сфере самым крупным турецким проектом в Питере за последнее время были планы по строительству двух больших отелей — на Пироговской набережной и на площади Конституции. Компания Elite World Hotels собиралась инвестировать в них 100 миллионов долларов.
— Нам пришлось временно остановить инвестиции. Мы написали письмо губернатору. Ждем ответа, — объяснил гендиректор «Элит Уолд Хотелс рус» Мехмет Демириджи. — Нам непонятна сложившаяся ситуация. Мы же построим гостиницы, которые останутся на территории России, мы их не увезем никуда. В них будут работать граждане России — около 400 человек или даже больше, по нашим предварительным подсчетам. И еще столько же будет с нами сотрудничать, получая выгоду. Мы станем платить зарплаты, налоги.

Запрета на строительство гостиниц, кстати, нет. Инвесторы просто боятся, что если санкции затянутся, то уже готовые отели невозможно будет эксплуатировать. А их планировали открыть к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
— Сейчас мы, конечно, уже опаздываем. Но если в ближайшее время начнем работы и поторопимся, то еще успеем. Строить мы думали силами российских компаний — тут проблем не будет, — объясняет Мехмет.

Скорее всего, турки перестраховываются. Накануне Нового года они получили официальное разрешение на строительство гостиницы на площади Конституции. Это весьма четкий сигнал о том, что их деятельности власти препятствовать не будут.

Елена Михина.фото: fedpress.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Как антитурецкие запреты сказались на турках в Петербурге

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру