Дети Халка и Данни учатся в Петербурге футболу

«МК» в Питере» понаблюдал за тренировкой «звездных» детей

— Данни, мне! Давай! — разносится на тренировочном поле зенитовской академии на улице Верности. Понять стороннему наблюдателю, кому кричат, сложно: в игре двое сыновей Данни — 11-летние близнецы Бернарду и Франсишку. Оба, как и их отец, полузащитники.

«МК» в Питере» понаблюдал за тренировкой «звездных» детей

— Ребята сильные, одаренные, играют хорошо, — охарактеризовал мальчишек их тренер Константин Линев. — Они очень быстро оценивают игровую ситуацию и принимают правильные решения на поле. Можно сказать, что они уже в своем возрасте играют за счет футбольного интеллекта. Техника и тактика — сильные стороны мальчишек.

Тренер признался, что на фоне остальных ребят братья Данни выделяются. Они общительные и заряжают своей активной игрой остальных мальчишек. Никакой «звездности» за ними не замечено — ведут себя обычно. На русском говорят уже вполне сносно и понятно — четыре года в Петербурге не прошли даром.
— Русский мы сами учили, тут, среди остальных мальчиков, — рассказали близнецы. — Нам здесь круто: хорошее поле, хорошие ребята, нормальный тренер.
— Чтобы играть, не надо знать русский, — выпалил Бернарду.

Близнецов на тренировки привозит мама. Редко на игры захаживает и знаменитый папа Мигель Данни. Об отце мальчишек уже не спрашивают — все привыкли.
— С папой мы тоже играем. Он нам показывает, как нужно, много рассказывает о своих секретах, — говорят братья.

В Петербурге они любят ходить в аквапарк «Питерлэнд», парк аттракционов и... кушать в ресторанах. Есть у них и любимое блюдо, которое готовит дома мама, состоит оно из мяса, риса и картошки фри. Музеи и цирк юные футболисты не любят, да и по городу особенно не гуляют. К здешней погоде до сих пор не привыкли.
— Здесь очень холодно. Надо много курток надевать, — показывает, как дрожит, Бернарду.

В кинотеатры близнецы тоже не ходят — фильмы на русском им понимать тяжело. Дома смотрят кино и матчи на английском и португальском.
— Мы всегда включаем игры с папой. Болеем за него. Еще смотрим матчи «Барселоны», «Баварии», «Спортинга», — перечисляет Франсишку.

Кроме футбола, мальчишки любят баскетбол. На PlayStation оба режутся в FIFA.

Близнецы неразлучны. Ребята из других команд про них говорят, что у них «бешеная связка» — понимают друг друга практически без слов. Братья вместе сидят за партой (учатся в английской школе), делают уроки. Русские друзья их уже не путают. Бернарду с гордостью рассказывает, что он старше своего брата. Правда, Франсишку тут же добавляет — всего на одну минуту. Как и у всех мальчишек, у них не обходится без драк.
— Да за день уже четыре раза подрались. Меня Франсишку толкает, а я ему отвечаю.

Близнецы говорят, что в команде все у них друзья. Вместе празднуют и день рождения португальцев — 14 апреля. А вот подружек у ребят нет.
— В школе девочки дуры. Они нас обижают и обзывают. Но мы с ними не деремся.
Воспитывать мальчишек маме помогает их бабушка, которая тоже приехала в Россию из Португалии.

Малафеев на поле не блещет

Занимаются при академии «Зенита» и сыновья Халка — Иан и Тьяго. Правда, из-за частых разъездов ходят они на игры непостоянно. По этой причине и в силу своего маленького возраста (мальчишки 2007 и 2009 годов рождения) тренируются они отдельно от остальных ребят.
— Группа, в которую ходят дети Халка, небольшая и не входит в академию, — объяснил старший тренер зенитовской школы Иван Шабаров. — С ними работают по другой программе. Они просто играют для себя. Ведь нужно же им чем-то заниматься. В обычную школу без знания языка их отдать невозможно. Но раз мы взяли такого футболиста, как Халк, то должны решать и его бытовые вопросы.

До августа прошлого года в академии учился и сын зенитовского вратаря Вячеслава Малафеева. Максим играл в команде ребят 2006 года рождения. Был центральным нападающим во втором составе.
— Максим перешел в школу петербургского «Локомотива», — рассказал бывший тренер мальчишки Антон Иванов. — Родители его от нас забрали без объяснения причин. Он показывал игру чуть ниже среднего. Хотя в его возрасте невозможно еще точно сказать, вырастет ли из него профессиональный футболист. Помню его папу в такие годы — тот тоже на поле не блистал.

Оказывается, Антон Иванов начинал в команде «Турбостроитель» Ленинградского металлического завода, а Вячеслав Малафеев в то же время выступал за «Смену». Несколько раз они встречались на детских городских чемпионатах.
— Задатки у Максима есть. Но говорить о том, будет ли он хорошо играть, можно после 13–14 лет, полового созревания, когда все кардинально поменяется, — объяснил тренер и добавил: — Он к нам пришел полтора года назад, и было видно, что папа с ним занимался. Спокойный мальчик, ничем особо не выделялся. Не чувствовалось, что у него «звездный» родитель. Выполнял все, что требовалось. На тренировки его приводил дедушка. Пару раз на игры приходил и Вячеслав. Дети известного футболиста узнавали, просили автографы, фотографировались с ним.

В ноябре прошлого года бывший воспитанник академии Максим Малафеев успел даже поиграть против своей бывшей команды на городских соревнованиях.

Кузница футбольных кадров

Всего в академии ФК «Зенит» занимается порядка 210 детей под руководством 30 тренеров. Команды формируются в зависимости от возраста игроков. Самые младшие — 2009 года рождения, выпускники — 1998 и 1999 годов. Чем старше группы — тем больше занятий.

До 14–15 лет мальчишки пробуют себя в разных ролях — защитника, нападающего, вратаря. Потом уже начинается четкое закрепление позиций, и с футболистами проводят дополнительные занятия в зависимости от выбранного профиля. К примеру, юных нападающих тренирует участник чемпионата мира 1994 года Дмитрий Радченко.

Многие наставники когда-то играли в «Зените»: Евгений Тарасов, Константин Коноплев. Трудились в академии и Александр Горшков, Александр Спивак.
— С 14 лет игроки академии учатся в спецклассах в школе № 473. Там у них более гибкое расписание, подстроенное под частые тренировки, — разъяснил старший тренер академии Иван Шабаров, который работал с детьми еще в «Смене».

К слову, раньше в детско-юношескую школу учеников набирали по конкурсу — в течение нескольких недель отсматривали сотни игроков. Из 70 человек могли отобрать всего одного-двоих. Сейчас массовых просмотров нет. Академия в районах опирается на свои филиалы — есть таковые даже в Великах Луках и Салавате (Башкортостан). Дважды в год они проводят между собой турниры, на которых за игроками внимательно наблюдают зенитовские тренеры. Показавшие лучший результат становятся учениками.

В основном в зенитовской школе тренируются дети из Петербурга и Ленобласти. Но занимаются в академии и 14 иногородних игроков — из Калининграда, Тюмени и даже Владивостока.
Своеобразным экзаменом для выпускников становится международный турнир юношеских команд памяти первого вице-президента ФИФА Валентина Гранаткина.
— Это возможность продемонстрировать уровень подготовки петербургских игроков, сравнить наших воспитанников с лучшими кадрами не только страны, но и ближнего и дальнего зарубежья. Для ребят этот турнир показывает, готовы ли они дальше конкурировать во взрослом футболе, — считает Иван Шабаров.

Конечно, попасть в «Зенит-2» получается далеко не у всех парней. Некоторые разъезжаются по стране в поисках своего места в клубах. Тут уж все зависит от того, как себя проявишь и заметят ли тебя вовремя.

Не своя игра

Молодых футболистов в городе немало. Но честь «Зенита» по-прежнему защищают легионеры. В воспитание молодых талантов клуб вкладывает деньги, и наверняка немалые. Поэтому об их успехах слышать хотелось бы больше. Под силу ли воспитанникам академии заменить иностранцев в «Зените»?
— Наберутся опыта и, думаю, смогут, — считает Иван Шабаров. — Но ведь понятно, что легионеры их посильней — они приезжают возмужавшими людьми и знают, за чем едут. Футбол — это спорт на результат. И каждому тренеру нужны игроки, дающие его сейчас. Не каждый готов терпеть, пока парень вырастет и заиграет. Да и сами молодые футболисты не всегда готовы ждать своего звездного часа. Некоторые уходят в бизнес, где они могут заработать деньги, им становится не до футбола.

Ведь ехать, к примеру, играть в Кострому за 15 тысяч рублей не каждый хочет.

Его коллега Антон Иванов отметил, что выпускникам сначала очень тяжело приходится.
— «Зенит» ставит максимальные задачи, и дети, выходящие из академии, не всегда к ним готовы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру