«Нам объявили войну!»
Первые протесты питерских дальнобойщиков начались еще с середины ноября. Во время флешмоба «Улитка» возле поселка Ульяновка десятки большегрузов встали на обочине трассы с включенными аварийными сигналами. Позже на Московском шоссе 600 фур, заняв первую и вторую полосы, двигались с «черепашьей» скоростью не более 10 километров в час. 24 ноября около 50 дальнобойщиков выехали на Софийскую улицу. Но этого им показалось мало, и они отправились к Смольному. По пути к протестующим присоединилось еще около 500 фур. Большинство, правда, осталось на Октябрьской набережной, так как большегрузы не имеют права подъезжать к городскому Правительство РФ. Примерно 200 делегатов отправились к администрации города, надеясь встретиться с представителями власти. Но тщетно: к ним так никто и не вышел. И даже долгожданная встреча с министром транспорта Максимом Соколовым, который специально приехал в Петербург 28 ноября, ни к чему не привела. На совещание не пустили делегатов, которых заранее выбрали питерские дальнобойщики. Те грузоперевозчики, которым посчастливилось встретиться с Соколовым, просто мило с ним пообщались, ничего фактически не требуя. После этого фиаско один из координаторов протестующих дальнобойщиков Сергей Гуляев в сердцах сказал: «Нам объявили войну!»
— Теперь мы готовы идти на Москву, — говорит дальнобойщик одной из крупных транспортных компаний, активный участник протестов Андрей Романов. — Нам бояться и терять уже нечего. Вы бы тоже отчаялись, если бы у вас отбирали последний кусок хлеба.
Из-за «Платона» ушел от жены
Казалось бы, чем дальнобойщиков так взбесил «Платон»? Сбор в 1,53 рубля (или даже 3,06 рубля) за один километр федеральной трассы — не такие уж большие деньги. Но все не так просто. В среднем дальнобойщик за год проезжает около 100 тысяч километров. Теперь с введением «Платона» он должен отдать государству больше 300 тысяч рублей нового налога.
— Ладно, если бы это был единственный побор, — говорит Андрей Романов. — Но ведь мы еще платим транспортный налог от 30 до 80 тысяч рублей в год. Считается, что часть этих денег уже идет на ремонт дорог. Эти же расходы заложены и в цене на топливо. Мы платим, платим, а где хорошие дороги?! Еще выложи за ОСАГО около 15 тысяч рублей в год, отложи деньги на ремонт, а то мало ли что! Например, после скачка доллара колесо стоит 20 тысяч рублей. А еще кредит отдай. Практически у всех нас грузовики куплены в долг. Мой приятель каждый месяц отдает банку 150 тысяч за фуру с прицепом. Потому что стоила она почти 3,5 миллиона рублей! «Платон» стал последней каплей. Люди говорят, что проще поставить машину возле забора и идти работать на завод.
— У меня собственная фура, работаю на себя, — добавляет дальнобойщик Сергей Иванов. — Многие считают: раз ты купил большегруз, значит, денег гребешь немерено. Ага, как же! За последние полгода я заработал 140 тысяч рублей. Получается, моя зарплата — 26 тысяч в месяц. И это мне еще повезло, что серьезных ремонтов не было. И как мне с этих денег платить «Платону»? Поэтому я и участвую в забастовке, уже две недели не принимаю заказы. С женой даже поругался. Она буянит: «Зачем ты воюешь с «Платоном»? Шел бы деньги зарабатывать хоть какие-то, пока это возможно». Я вспылил, хлопнул дверью и ушел из дома. Вот уже третий день живу в машине, в 50 метрах от дома…
Где осядут неучтенные деньги?
Злит дальнобойщиков и непродуманная система сбора денег.
— Теперь у водителя в кабине должно быть специальное бортовое устройство, — объясняет Андрей Романов. — Через ГЛОНАСС оно видит, что ты выехал на федеральную трассу, высчитывает пройденное расстояние и «дает команду» снять с твоей банковской карты определенное количество денег. За границей эту систему сначала тестируют несколько лет, а у нас сразу же запустили. В итоге куча ошибок. Многие ребята жаловались, что деньги с них снимали по два раза. А один знакомый рассказывал, что за дорогу от Питера до Валдая — а это около 325 километров — с него списали три тысячи рублей. Хотя должны были 500! И добиться правды невозможно. Ведь, регистрируясь на специальном интернет-портале «Платона», ты не подписываешь с ним никакого договора!
Конечно, есть вариант обойтись и без бортового устройства (а их на всех дальнобойщиков пока не хватает) и расплатиться за дорогу с помощью маршрутной карты, которую можно заказать через Интернет. Но и она безбожно глючит.
— Покупая карту до определенного пункта, тебе прокладывают маршрут, по которому ты должен ехать. Шаг вправо, шаг влево — штраф, — говорит Сергей Иванов. — Мы с женой решили поэкспериментировать и указали, что нам якобы надо вести груз от проспекта Ветеранов до Псков. Так «Платон» мне проложил дорогу на 12-тонной машине через Гороховую улицу и Дворцовый мост! Первый же гаец там меня «примет» и штраф вкатит! Но и это еще не все. Мы ради интереса заплатили 500 рублей, которые мне насчитали за проезд до Пскова. Прошло уже больше недели, а подтверждения, что карта после оплаты активирована, нет. А без этого как ехать? Потом доказывай, что заплатил…
Собранные с помощью «Платона» деньги должны пойти на ремонт и реконструкцию дорог. Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов уже заявил, что в год Россия получит около 40 миллиардов рублей. Но дальнобойщики этой цифре не верят.
— Цифры Министерства транспорта необоснованны, — считает Андрей Романов. — Чиновники вывели эту цифру из расчета, что профессиональные водители в год проходят около 8 тысяч километров. Да я это расстояние за 3 недели проезжаю! А за 12 месяцев у меня выходит около 100 тысяч километров. Получается, по правильным расчетам, «Платон» должен собрать больше 500 миллиардов рублей. Вы не хуже меня знаете, что эти якобы неучтенные деньги могут просто рассосаться!
«На людей наплевать»
Сборы наподобие нашего «Платона», которые идут на развитие дорожной инфраструктуры, действуют более чем в 100 странах, включая даже Белоруссия. Пожалуй, единственное исключение — Финляндия. Но нигде еще дальнобойщики так не протестовали.
— Шум поднялся, потому что сделано все криво, — считает заведующая кафедрой «Экономика транспорта» Университета путей сообщения Наталья Журавлева. — Вообще-то брать деньги за инфраструктуру дороги — правильное решение. Но у нас никто не знает, сколько стоит километр федеральной трассы. А ведь это очень важный вопрос. Получив эти цифры, мы будем понимать, какой ущерб в действительности наносят дороге большегрузы. И наносят ли — ведь никаких официальных исследований нет. И только после этого, высчитав точный ущерб, можно определить сумму налога. У нас же, такое ощущение, ее взяли просто с потолка. Почему 1,53? А почему не 5 рублей? Никто не может объяснить. И еще один момент: с людьми надо было просто по-хорошему поговорить. Например, объяснить, что за эти деньги у нас построят до 2018 года такие-то дороги, отремонтируют старые трассы в Ленобласти или Дагестане. Но ничего этого не было сделано. Потому что наплевать на людей. Главные игроки на рынке — крупные перевозчики. И они в протестах не участвуют, потому что «Платон» по ним не ударит. Они уже договорились с крупными торговыми сетями и заложили деньги налога в конечную стоимость продукта.
После введения «Платона» цены в магазинах и правда поднимутся. Глава Сбербанк Герман Греф уже заявил, что уровень инфляции в 2016 году может вырасти на 1,5 процента.
— Не надо иллюзий, за все заплатит конечный потребитель, — считает Наталья Журавлева. — Говорят, что цены вырастут незначительно. Но это не совсем корректно. Предположим, дальнобойщик везет шоколад из Самары в Петербург. Мы высчитывали с одним водителем, что с учетом нового налога каждая шоколадка подорожает в среднем на 8–9 копеек. Ерунда? Но почему-то не учитывается одно: чтобы привезти петербуржцам готовый продукт, надо сначала отвести на завод какао-порошок и заплатить точно такой же сбор, потом, допустим, орехи, обертку и так далее. Расстояния при этом могут быть совершенно разные. Чтобы люди согласились на рост цен, им надо объяснить, что 1,5 процента инфляции в 2016 году сменится, допустим, ростом экономики через пять лет, потому что дороги станут лучше и дальнобойщики будут быстрее доставлять товары. У нас же и это никто не считает! Просто придумали новый налог, который отправит 70 процентов представителей малого бизнеса на биржу труда, вот и все. Такое ощущение, что государству деньги нужны срочно. Ввести налог для всех россиян не могут, так как народ возмутится. Вот и нашли посредника.
На Москва!
Не исключено, что все прелести «Платона» смогут на себе испытать и рядовые водители. По крайней мере на сайте системы уже добавлены вкладки для фургонов, легковых автомобилей и автобусов. Пользователи предполагают, что дальнобойщики — это только пробный шар, а платить вскоре придется всем.
— Мы боремся не только за себя, — говорит член координационного совета питерских дальнобойщиков Александр Лицкевич. — Так как наши протесты власть не слышит, нам не остается ничего другого, кроме как идти на Москву. Мы написали письмо Путину. Если и это не поможет, 4 декабря двинемся на столицу. Многие водители, в том числе из Дагестана, уже стоят возле Москвы на трассах и ждут нас.
По предварительным расчетам, из Питера поедет около 600 машин. Еще по
100–150 из Мурманской области, Карелия, Петрозаводск, Великого Новгорода. Многие отправятся на легковых автомобилях, зная печальный опыт друзей-дальнобойщиков, уже выехавших в сторону столицы на своих большегрузах. Например, в Вологодской области водителей фур останавливали на каждом посту, проверяли грузовики с собаками, объясняя это некой антитеррористической операцией. Многих арестовывали из-за неоплаченных штрафов в 500 рублей. А вот легковушки в сторону Москвы полицейские пропускали без вопросов.
— В Москве мы можем стоять сколько угодно. Главное — доехать дотуда, — говорит Александр Лицкевич. — Мы — дальнобойщики — люди привыкшие. И в машинах можем спать, и без душа обходиться. Удобства нам не нужны. Главное — прогнуть «Платон». Потому что с ним мы работаем до первой поломки. А дальше все…
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербург