Как кризис ударит по Петербургу и горожанам

Цены растут, доходы падают. Петербург уже почувствовал кризис

Экономо-географ, специалист по социально-экономическому развитию регионов Наталья Зубаревич считает, что он будет долгим. Известный ученый рассказала, как город переживет кризис.

Цены растут, доходы падают. Петербург уже почувствовал кризис
Фото club.foto.ru

Регионы надорвались

— На нашей памяти было уже несколько больших экономических кризисов. Отличается ли нынешний от предыдущих?

— Этот кризис — другой. Во-первых, он медленный и длительный. Удары кризисов 1998-го и 2008–2009 годов по России были относительно недолгими — около года. Это была ситуация «упал-отжался». Сейчас не так. Например, спад 1998 года продолжался 8 месяцев. А с сентября экономика пошла в рост. Предыдущий кризис начался осенью 2008-го, но с лета 2009-го ситуация уже начала стабилизироваться. Теперь же мы довольно долго ползем вниз: стагнация в экономике длится с 2013 года, тогда же начали снижаться инвестиции, промышленный рост тоже остановился в 2013 году, а с февраля начался спад в промышленности.

Во-вторых, в отличие от предыдущих финансовых кризисов, которые были глобальными, этот — рукотворный. Он начался еще до Крыма и событий на Украине. В 2013 году, из-за выполнения «майских указов» Владимира Путина о повышении заработной платы бюджетникам, у регионов начались проблемы. Ведь выполнение этих указов было в основном переложено на их плечи. Регионы надорвались, потому что в 2013 году их доходы практически не росли. В результате резко вырос дефицит бюджетов: в 2013-м он был у 77 регионов, в 2014-м — у 75. За первое полугодие 2015-го — у 50 российских регионов расходы превышают доходы, а к концу года их будет больше. Чтобы справиться с этой ситуацией, им приходилось занимать деньги, в том числе у банков, и плодить огромные долги. Суммарный долг регионов и муниципалитетов России сейчас достигает 2,44 триллиона рублей. Он стал уже неподъемным для большинства субъектов Федерации. Как отдавать эти деньги, не очень понятно.

Затем с 2013 года начали сокращаться инвестиции, и этот спад затронул многие регионы, включая Петербург. Почти перестали расти доходы населения, а грохнулись они уже в декабре 2014 года после падения цен на нефть. Стоимость черного золота — это еще один фактор, который негативно действует на экономику. Правда, сейчас к нему еще добавилось падение мировых цен на металлы, химическую продукцию. Вот и получается, что к лету 2015 года кризис стал многоформатным — он затрагивает все больше секторов. И из него нет легкого выхода.

— Но, на взгляд не экономиста, а рядового жителя — это все-таки какой-то беззубый кризис, по голове он не ударил...

— Это потому, что нынешний кризис — медленный. Это не обвал, а спад шаг за шагом. Ситуация быстро усугублялась только в феврале-мае, а потом все как-то затормозилось. Конечно, это непохоже на обвалы 1998-го или конца 2008 — начала 2009 годов. Народ замечает кризисы по падению своих доходов и ситуации на рынке труда. И если второй фактор пока не ощутим (людей почти не увольняют, а чаще вводят неполный рабочий день или отправляют в неоплачиваемые отпуска), то с первым все ясно: зарплаты сейчас хватает на гораздо меньший объем товаров и услуг.

Питер остался без пряника

— Какие регионы перенесут этот кризис легче?

— Во-первых, нефтегазодобывающие (Сахалин, автономные округа Тюменской области) и другие экспортные регионы. Во-вторых, юг России. Все-таки наши антисанкции снизили конкуренцию, и у российского пищевого сектора расширились возможности для развития. Правда, для того, чтобы идти дальше, нужны инвестиции, объем которых пока только снижается. Но в любом случае еда на юге дешевле, а многие люди живут с огорода. Сложнее придется жителям городов с предприятиями обрабатывающей промышленности и крупных мегаполисов, в которых больше всего развит сектор услуг. Торговля, туризм, страхование, рестораны, гостиницы, бары — на всем этом люди будут экономить.

— Получается, как раз Петербургу с его сектором услуг придется несладко?

— Если говорить об экономике, то ситуация в Петербурге несколько хуже, чем в среднем по стране. Например, у вас более сильный спад в промышленности. Если в России за первое полугодие 2015 года он составил 3 процента, то в Петербурге — 8. Но промышленность крупнейших городов в период кризиса всегда сжимается быстрее, в том числе из-за высокой стоимости рабочей силы. В Петербурге сразу несколько автозаводов, а автопром сейчас плохо себя чувствует. За первые семь месяцев этого года сократился в Петербурге и объем строительства — на 10,1 процента. Для сравнения: в среднем по России — на 7,7.

Спад есть и в розничной торговле, которая уменьшилась почти на 9 процентов (по России в среднем на 8,1). А доходы населения снизились на 5,5 процентов (по России примерно на 4 процента, в Москве — на 0,3). Хуже, чем в столице, в Петербурге и ситуация с бюджетом: доходы города выросли всего на 3 процента (для сравнения: в Москве — рост 14 процентов, в целом по стране — 11). Но это без учета инфляции. Почему у вас меньше росли доходы бюджета? Все дело в трансфертах — безвозмездной финансовой помощи регионам, которую оказывает федеральный бюджет. Например, такая помощь Москве в этом году выросла почти в три раза и составила 35 миллиардов рублей. А Петербургу ее, наоборот, уменьшили в два с лишним раза. Вы начнете говорить: ну как же так, это нехорошо! Ответ: годом ранее трансферты Петербургу увеличили вдвое. В 2014-м была его очередь получить пряник, сейчас — Москвы. Почему — нет ответа, большая часть трансфертов распределяется непрозрачно.

Импортозамещения не будет?

— Если доходы бюджета практически не растут, значит, приходится сокращать расходы. На чем экономят Петербург и другие регионы?

— Политика регионов очень разная. Например, Москва безжалостно рубит социалку. В первом полугодии она уменьшила расходы на образование на 12 процентов, на здравоохранение — на 7. И таких регионов немало. На образовании решили сэкономить 25 регионов, а на здравоохранении — 11. Но это пока не касается Петербурга, который ведет себя очень мягко. В первом полугодии поддержка образования у вас выросла на 10 процентов, здравоохранения — на 13. Что интересно, так называемые общегосударственные расходы (то есть на себя любимых: на органы госуправления), в Петербурге выросли аж на 25 процентов! Ваш город любит свою бюрократию куда сильнее Москвы, где эти расходы уменьшились на 3 процента. На чем тогда экономит Петербург? Прежде всего на поддержке ЖКХ. Москва порубила эти расходы на 10 процентов, а вы — аж на треть! Хотелось бы понять, почему так сильно. Понятно, что снижение поддержки ЖКХ однозначно приводит к росту тарифов.

— Если ситуация в экономике не улучшится, что будут «резать» дальше? Пенсии?

— Не думаю. Их поднимут, может, на 4–6 процентов. Но все равно это «съест» инфляция.

Вряд ли поднимут и важнейшие для регионов налоги — на прибыль и на доходы физических лиц. А вот ставки налога на имущество, на землю, автотранспорт будут повышаться.

— Сейчас много говорят об импортозамещении. Оно может нас спасти, принести какие-то доходы?

— Импортозамещение — это продукция обрабатывающей промышленности. К июлю спад там составил 7 процентов. Пищевая промышленность перестала расти с марта, потому что нет дополнительных инвестиций. А без денег роста не бывает.

Не путешествовать, а копить

— По каким группам населения кризис ударит сильнее?

— По всем. Только по-разному. Средний класс будет вынужден менять модель потребления: реже покупать гаджеты, отдыхать не в дорогой Европе, а в более дешевых странах или в России. Хотя многие будут не путешествовать, а что-то копить на черный день. Хотя бы в рублях. Более бедным группам населения придется и вовсе сокращать потребление. Люди, живущие на периферии, купят меньше пар обуви, зато посадят больше картошки. Общей стратегии выживания в этот кризис нет. Кто-то пойдет еще на две работы, если, конечно, найдет их, кто-то плюнет и уедет подальше — туда, где все относительно дешево. А кто-то, напротив, переберется в Москву и Петербург, где есть возможность трудоустроиться. Ясно одно: нам придется адаптироваться, потому что все это надолго. В стране, где нет конкуренции, где доминируют неэффективные монополии, устойчивого роста ждать не приходится. Хотя россияне — опытные выживатели, которые привыкли справляться с любыми условиями, радости это не прибавляет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру