«Аллегро» опустел
Продолжая тему пассажиропотоков, «МК» в Питере» поинтересовался, что происходит на Октябрьской железной дороге. Выяснилось, что в мае пассажиропоток на поездах дальнего следования увеличился на 1,4 процента по сравнению с маем 2015-го. В Пулково, напомним, в этом году пассажиров стало, наоборот, на 3 процента меньше.
В ОЖД растет главным образом спрос на поезда внутри страны. За границу по железной дороге ездят все реже. Судя по всему, причины те же, что и в авиаперевозках — запрет на выезд из страны для силовиков, экономические трудности, всплеск патриотизма. Заметнее всего это на прибалтийских направлениях.
По данным ОЖД, в мае 2015-го в Эстонию отправилось на 84 (!) процента меньше пассажиров, чем год назад. Таллинской железнодорожной компании стало невыгодно гонять пустые поезда до Петербурга и обратно. И их было решено отменить. С 12 мая перестали ходить составы из Петербурга, с 18-го — из Москвы. А с 1 июня — еще одна пара поездов Петербург — Таллин.
Похожая ситуация и с Литвой. Туда стали выезжать на 40 процентов меньше. И с 1 июня из Питера перестали ходить поезда в Вильнюс.
В Латвию составы еще отправляются. Но в них путешествуют на 13 процентов меньше пассажиров, чем в прошлом году.
Почти в два раза опустели и поезда «Аллегро». В 2010 году скоростные составы связали Питер и Хельсинки и долгое время пользовались стабильным спросом, даже несмотря на то, что путешествовать ими было минимум в два раза дороже, чем на автобусах. Но курс евро, взлетевший в конце прошлого года, резко сократил число желающих скататься в Финляндию за продуктами. Сегодня поезда зачастую уходят в путь, едва заполненные на треть, даже несмотря на скидки и акции, проводимые российскими железнодорожниками. Сказывается еще и то, что в Хельсинки петербуржцы ездили, чтобы уже оттуда лететь на самолете в другие страны. Но рубль упал, а цены на самолетные билеты, даже у бюджетных авиалиний, подорожали. И смысла ехать в Финляндию стало меньше.
Узбеки приехали и остались
Что касается так называемого ближнего зарубежья, то тут провал на узбекском направлении. В мае этого года в Узбекистан из Петербурга уехало на 76 процентов меньше пассажиров. То есть в прошлом году в конце весны мигранты активно покидали наш город, а в этом сезоне решили остаться. В конце прошлого года нас пугали, что они вообще уедут. Но этого не произошло. У авиакомпаний спрос на это направление не упал. А теперь еще и выясняется, что гастарбайтеры так прижились у нас в кризис, что и уезжать не хотят.
Примерно на 75 процентов реже стали выбираться петербуржцы на Украину. Но тут все понятно. Там война и вражда. Часть пути вообще проходит по территориям, где ведутся нескончаемые боестолкновения. Поэтому даже в Крым безопаснее лететь на самолете, чем ехать на поезде.
На 10 процентов упал пассажиропоток в Белоруссию. Однако уже летом прогнозируется его рост. И потому с 20 июня по 15 сентября даже введен дополнительный поезд из Петербурга в Брест.
На фоне общего снижения заграничных пассажироперевозок неожиданно «выстрелила» Молдавия. Туда, наоборот, едут охотнее и чаще — в мае было куплено на 26 процентов больше билетов, чем год назад.
В Пикалево — как в Крым
На фоне провалов с зарубежными перевозками по России петербуржцы ездят гораздо охотнее — это дешевле, патриотичнее и не менее интересно. Железнодорожники даже запустили «мультимодальные маршруты». Это комбинированные перевозки на поезде и автобусе. Например, предлагается купить билет и доехать из Москвы по железной дороге до станции Колчаново, а потом на автобусе, который подходит аккурат к прибытию состава до Тихвина или Пикалево. Кто бы мог подумать, что это такой популярный маршрут, что для него составляют специальную программу перевозок, почти как в Крым, где совмещаются билеты на самолет и паром.
И уж совсем быстро растет число пассажиров в Москву. Если сравнивать май 2015-го и 2014-го, то из Питера в столицу стали ездить на 56,5 процентов чаще. Недаром РЖД запустили сдвоенные составы «Сапсанов». В отличие от «Аллегро» они не пустуют.