Портрет со смыслом
На групповом фото из дворца зенитовцы запечатлены в традициях парадного портрета конца ХIХ века, при этом расположение переодетых аристократами футболистов имеет символический смысл. В центре тренер Андре Виллаш-Боаш размышляет над тактической схемой игры. По левую руку от него Данни, роль «правой руки» отведена Андрею Аршавину. Вместе эти трое олицетворяют «мозговой центр» команды. Мизансцена почти издевательская с учетом того, что Аршавин при Боаше не вылезает со скамейки запасных, а Данни покидает клуб, не договорившись о продлении контракта. На переднем плане линию нападения представляют Александр Кержаков и Саломон Рондон. Линия полузащиты воплощена Александром Рязанцевым и Хави Гарсией. На заднем плане игроки также сгруппированы по линиям обороны и полузащиты.
На стене гостиной висит портрет Павла Садырина, легендарного тренера, гонимого из команды при жизни и глубоко почитаемого после смерти. Подобное перевоплощение громко именовано акцией «Играй и властвуй». Ее цель, как поясняют на сайте «Зенита», — демонстрация «другого футбола». «Играй и властвуй» — это игра на новом уровне. Это новый статус любимой команды», — говорится в официальной концепции фотосессии. Напыщенно и маловразумительно — вполне в стиле пиар-службы «Зенита».
Новые аристократы Петербурга
Автор фото Тим Брет Дей признался, что результат перевоплощения зенитовцев превзошел его ожидания: «Меня поразило, насколько комфортно все чувствовали себя в образе аристократов, какая стать читалась в их позах, какая гордость была в глазах и в выражениях лиц».
По-своему прокомментировал фотокарточку Андрей Аршавин: «Сравнение «Зенита» с аристократией XIX века на первый взгляд показалось мне забавным, ведь по факту в команде сейчас становится все меньше петербуржцев... В то время (конец ХIХ века. — Ред.) многие говорили на французском языке, мы сейчас в команде говорим на английском. И, возможно, сейчас мы действительно в чем-то становимся аристократами». Также Аршавин отметил, что роль иностранцев в истории Питера велика, поскольку они «практически построили наш город». Нельзя не согласиться с Андреем, «варяги» на протяжении столетий добавляли много нового в науку и искусство нашей страны и города, но основную нагрузку строительства все-таки несло местное население. А иностранцы-легионеры, как показала революция 1917 года, вместе с доморощенными аристократами так и остались не поняты большинством россиян, потому что, как и нынешний ФК «Зенит», были бесконечно далеки от народа.
Что осталось за кадром?
Обращает на себя внимание то, что на фото запечатлены не все члены команды. Что сразу рождает свои исторические аналогии. Почему-то отсутствует Халк — лучший бомбардир чемпионата России 2015 года и ключевой футболист, без которого не обходится ни одна игра под руководством Андре Виллаш-Боаша. Неужели и тут символизм? Юсуповский дворец — место знаковое. Он знаменит не столько пышными приемами, собиравшими знать Петербурга, но прежде всего убийством Распутина. В подвале дворца в ночь на 17 декабря 1916 года заговорщики казнили влиятельного Григория, стремясь оградить Николая II от его пагубного воздействия. Надеемся, Халка не постигла участь любимца царя. А старой питерской плеяде игроков Анюкову, Малафееву и Файзулину (все трое также почему-то отсутствуют на фото) не пришлось стать убийцами во имя процветания отечественного футбола.