Этнографы составили религиозную карту Ленобласти

Кто-кто под Петербургом живет?

В Российском этнографическом музее готовится к изданию уникальный этноконфессиональный атлас Ленобласти. В него вошли более 200 карт (старинных и абсолютно новых), показывающих, какие народы жили и живут в регионе. Особенно интересно узнать о миграции в последние 20–30 лет, когда начались активные процессы перемещения народов с юга на север — «чухонцы» уехали в Финляндию, а азиаты и кавказцы заселили наши болота.

Кто-кто под Петербургом живет?
Саамы

Без роду без племени

— Сейчас на территории Ленобласти проживают представители 127 народностей, включая немногочисленных американцев, венгров, итальянцев, китайцев, чехов и других народов мира в количестве от 1 до 16 человек, — сообщила старший научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики Марина Засецкая.

По ее словам, выраженные миграционные процессы в Ленобласти начались после распада СССР (да этого были, скорее, единичные случаи, хоть и регулярные). С начала 1990-х под Питером — поближе к мегаполису — стали селиться переселенцы из бывших советских республик, где начались гонения на русских, а также беженцы из неспокойных мест — армяне, чеченцы, ингуши, семьи различных этносов Дагестана и Осетии.

С другой стороны Ленобласть покинуло немало финнов-ингерманландцев. Около 20 лет назад власти Финляндии разрешили им переселяться в Суоми на правах репатриантов. Их предки жили в наших краях с XVII века, пострадали от репрессий в 1930-е, во время Великой Отечественной войны, оказавшись на занятой финнами территории, бежали из СССР. Но в 1944 году Финляндия под напором Советов сдала их обратно, и ингерманландцев снова репрессировали. Позже часть вернулась в родные края Ленобласти. А за последние 20 лет многие уехали в Финляндию на льготных условиях.

— Кроме того, если говорить о прибалтийско-финском населении региона, нельзя не упомянуть резкое сокращение старейших аборигенов — ижоры и води. Ижорцев в конце XIX века было более 13 тысяч человек, пять лет назад, по данным переписи, их оставалось всего 169, а водь и вовсе на грани исчезновения, их сейчас насчитывается 33, по другим данным — 60 человек, — рассказала Марина Засецкая.

С другой стороны, как отметили этнографы, если в советские годы малые народы разъединялись, забывали свои традиции, то сейчас начинается возрождение интереса к корням. Люди снова объединяются, правда, уже не там, где жили их предки, а в Интернете. Создавая свои сообщества, они общаются, знакомятся, даже учат свои, уже практически забытые языки.

— Настораживает значительный рост в Ленобласти числа «лиц, не указавших национальность». Если до революции их было чуть менее 40 тысяч человек, то в наши дни уже более 114 тысяч, — говорит Марина Засецкая. — За этим может скрываться процесс метисации (то есть рождения все большего числа детей в смешанных браках) либо реальная утрата национальной самоидентификации. Или это и вовсе форма протеста, — отметила Засецкая.

Лютеран вытеснили мусульмане

Изучать религиозные изменения в обществе сложнее, чем национальные. Дело в том, что в советские годы при переписи населения не задавали вопроса о вере. Результаты опроса 1937 года руководству страны не понравились (50 процентов граждан назвали себя верующими), и их засекретили, а уже с 1939 года неудобный вопрос и вовсе исключили из анкет. Поэтому ученым приходится сравнивать данные последней дореволюционной переписи 1897 года и информацию, собранную в ходе составления атласа.

Более чем за 110 лет истории в регионе существенно изменились конфессиональные группы.

— В конце ХIХ века на территории Петербургской губернии второй по многочисленности после православных была группа лютеран. Их насчитывалось более 170 тысяч человек. Это объяснялось проживанием вблизи столицы большого количества финнов (более 100 тысяч), эстонцев (более 50 тысяч), немцев (более 12 тысяч), латышей (более 3 тысяч), — объясняет этнограф.

Мусульмане

В советские и окончательно в постперестроечные годы представители этих народов предпочли перебраться на исторические родины. Так что сейчас приверженцев евангелистско-лютеранской церкви под Питером осталось всего 11 тысяч. А службы их стали вестись на русском языке, равно как и у католиков.

Более чем в два раза стало меньше в Ленобласти и евреев-иудеев. До 1917 года их жило в губернии около 4 тысяч человек. Сейчас только 1734.

— И, разумеется, не всех их можно назвать людьми религиозными. Если до революции синагоги были в каждом уезде, то после перестройки, в 1990-е, возродилась только одна община в Выборге, — отметила Марина Засецкая.

Зато в 20 (!) раз больше в области стало мусульман. Их количество стало увеличиваться в советские годы, когда в регион по распределению на работу или на учебу стали перебираться жители союзных республик. Но, конечно, основная волна мусульман приехала к нам на заработки в последние годы. В 1897 году «магометян» в Петербургской губернии было всего 1043 человека, а в наши дни уже более 20 тысяч — больше всего татар (9,4 тысячи), азербайджанцев (3,9 тысяч), башкир (1,1 тысяча).


МК-справка. Кого в Ленобласти больше всего:

- Русские — 1 миллион 485 тысяч человек;

- Лица, не указавшие национальность, — более 114 тысяч;

- Украинцы — 31 тысяча (данные получены до войны на Украине и приезда беженцев из Донецкой и Луганской областей);

- Белорусы — 16 тысяч.

Кого в Ленобласти меньше всего:

- Ульта, долганы, кумандинцы, камчадалы, бессермяне — по два человека;

- Индийцы хиндиязычные, турки-месхетинцы, евреи среднеазиатские, алеуты, евреи грузинские, энцы, нганасаны, юкагиры, орочи, цыгане среднеазиатские — по одному человеку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру