Петербуржцы отказываются заправляться на «импортных» АЗС

Зачем покупать свой бензин у иностранцев?!

«МК» в Питере» уже не раз публиковал «народные секторальные санкции». Простые люди могут ответить на вызов враждебных нам государств, отказавшись по возможности от их продукции — еды, бытовой химии, одежды, многих повседневных товаров. Тем более что, как нам удалось выяснить, отечественные предприятия во многих сферах уже производят не менее качественные товары. А на фоне снижения цен на нефть самое время задуматься еще об одном секторе экономики, где вполне можно обойтись без иностранцев, — автозаправках.

Зачем покупать свой бензин у иностранцев?!

Финского топлива в Питере нет

В Петербурге сейчас действует порядка 520 автозаправок. Больше всего бензоколонок у трех российских компаний: «ПТК», «Лукойла» и «Газпром нефти». Более 80 АЗС — это представительства иностранных фирм. Некоторые из них начали появляться в нашем городе еще в 1990-х годах. Все начиналось, конечно, с одной-двух заправок. Сейчас бензоколонки под зарубежными брендами можно найти в любом районе города. Однако иностранные у них только владельцы, которые забирают себе прибыль от АЗС.

— А бензин у всех одинаковый — наш, отечественный, — говорит независимый автоэксперт Дмитрий Попов. — Ведь на самом деле все заправки, кому бы они ни принадлежали, хоть российским компаниям, хоть иностранным, покупают топливо на наших заводах, причем на тех, что ближе к Питеру. К нам не везут бензин из Финляндии, равно как из Башкирии или Татарстана.

На разных заправках топливо отличается только фирменными присадками. Но основа все равно одна и та же — российская.

— На качестве топлива, скорее, сказывается уровень обслуживания технических средств — бензовозов, баков для хранения топлива, оборудования для перекачки, — объясняет Попов.

Как из АИ-80 получить АИ-95

Несколько лет назад активисты из общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» устроили проверку бензина на восьми питерских АЗС разных компаний (как отечественных, так и иностранных).

— Результаты в целом были не очень плохие. Совсем отвратительного бензина мы не нашли. Воды в топливе тоже. Недолив был только на одной станции — на «Славнефти». На нее и без того часто жаловались. Но недавно она ушла с рынка, — рассказывает бывший вице-председатель «Комитета», а ныне руководитель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.

В ходе проверки бензина общественники выявили, что на некоторых заправках в топливе содержится слишком много присадок, которыми компании повышали октановое число бензина. Все дело в том, что на заводе можно купить дешевый бензин АИ-80, затем добавить прямо в бензовоз особые химические компоненты, и на заправку приедет уже АИ-92 или АИ-95.

— Экономически это выгоднее, чем покупать сразу 92-й и выше. К тому же, возможно, порой образуется дефицит высокооктанового бензина на заводах, — отмечает Александр Холодов. — Но в любом случае мне такой способ получения более дорогого топлива кажется подозрительным. Я сомневаюсь в полезности таких присадок для двигателя, так как со временем они могут отсоединяться от бензина. И в результате в бензобаке остается не 95-й, а 80-й и присадки по отдельности, — объясняет Холодов.

«Махинации» с присадками во время эксперимента активистов были выявлены на нескольких АЗС, но наибольшие претензии были к топливу на финской заправке Neste. Однако результаты этого исследования не имели особой силы, поставщики топлива их просто проигнорировали. А новых независимых исследований уже давно никто не проводил.

Все это лишний раз доказывает, что иностранные бренды — всего лишь картинка, за которой ничего не стоит. Пришлые топливные компании продают нам наш же бензин по среднегородским ценам. Нет никакого основания отдавать рубли западным компаниям просто за то, что их когда-то (в далекие и трудные 1990-е) пустили на наш рынок. Сегодня, в ситуации когда США и ЕС давят на нашу экономику, правильнее было бы просто проигнорировать их АЗС, тем более что отечественные компании по уровню сервиса уже вышли на сопоставимый уровень и предлагают практически все те же услуги, что и съевшие собаку на маркетинге иностранцы.


МК-мнение

Чужакам здесь не место

Анна Генкина, редактор Информационного агентства «Аи92»:

— Каково сейчас соотношение отечественных и иностранных АЗС в Петербурге?

— Из иностранных брендов, представленных на петербургском рынке топлива, работают АЗС финского концерна Neste Oil, нидерландско-британской компании Shell, норвежской Statoil и британской ВР (до недавнего времени). Последняя, как известно, до марта 2013 года являлась совладельцем нефтяной компании «ТНК-BP». Ее в прошлом году приобрела «Роснефть», заплатив 1,5 миллиарда рублей своему партнеру BP за использование его бренда на 121 АЗС в течение пяти лет. В общей сложности по количеству эксплуатируемых станций оставшиеся три бренда — Neste, Shell и Statoil — занимают 16 процентов топливного рынка Петербурга и Ленобласти.

— Известно ли, кто продает больше бензина: наши компании или иностранные?

— Об объемах продаж бензина и дизельного топлива судить очень сложно, поскольку такая информация закрыта компаниями. Кроме того, сравнивать АЗС в данном случае будет некорректно, поскольку они абсолютно по-разному «специализируются». Например, наибольшая реализация дизельного топлива — у «ПТК». А бензина с октановым числом 92, по нашим оценкам, — у «Лукойла». А «Несте» ориентируется на клиентов с высоким доходом, поэтому литр бензина там может стоить дороже.

— Как ведут себя на рынке иностранные компании — приходится ли им завоевывать клиентов или, наоборот, они вытесняют отечественных продавцов?

— На петербургском рынке топлива довольно жесткая конкуренция. И если раньше маркетинговый ход о финском или норвежском топливе привлекал клиентов, то сегодня большинство автомобилистов знают, что независимо от бренда на всех АЗС представлен бензин российского производства примерно одного уровня. Поэтому стратегия борьбы за клиентов у всех компаний схожая — скидки, акции, дисконтные карты и тому подобные вещи.

Сейчас иностранным компаниям не очень просто работать на рынке. Во-первых, на патриотическом настрое российские автомобилисты стали менее лояльны к иностранным брендам. Во-вторых, как мы уже сказали, некоторые мифы и маркетинговые ходы развеиваются, в-третьих, крупные отечественные ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании — те, что выполняют полный цикл работ — от добычи нефти до продажи готового бензина на собственных АЗС. — Ред.) просто «передавливают» иностранцев количеством АЗС. Например, за последние несколько лет полноценную сеть создала компания «Газпром нефть». Подтверждением тому, что западным компаниям все сложнее выживать на питерском рынке, служит сворачивание инвестпрограммы Neste Oil, недавнее закрытие офиса Shell в Петербурге. А Statoil не был представлен широко на рынке Петербурга, поэтому говорить о его влиянии вообще нецелесообразно.

МК-инструктаж

Как заправиться подешевле

- Не переплачивайте за сервис

Чем выше уровень сервиса на заправке (удобный туалет, комфортное кафе, подкачка шин, мытье окон и фар), тем дороже будет стоить бензин. Одна и та же компания может иметь заправки под разными названиями и с разным уровнем сервиса — для бедных и для богатых. Если вам нужно побыстрее заправиться и лететь дальше, можно выбрать АЗС попроще.

- Заправляйтесь на автоматических АЗС

Если фирма не тратится на строительство большого павильона и парковки, не платит за аренду лишних квадратных метров, то и цена бензина будет ниже. Поэтому выгоднее заправляться на автоматических станциях, где вы самостоятельно заливаете топливо в бак и оплачиваете его стоимость через терминал, а не в кассе.

- Выбирайте заправки поменьше

Даже на АЗС с одним названием цены могут быть разными. На цену влияет и то, сколько людей работает на станции — один кассир и уборщица или 3–4 кассира, заправщик у бензоколонок, охранники и повара в кафе. Всем им надо платить зарплату и делать отчисления в страховые фонды. Иногда эти затраты покрываются большим оборотом АЗС, иногда компенсируются за счет цены на топливо.

Мифы о бензине

- На иностранных заправках продают иностранный бензин

Такое было всего один раз. Statoil действительно привез в Питер норвежский бензин. Он стоил около 50 рублей за литр, притом что обычное топливо продавалось не дороже 30 рублей. Разница набегала из-за затрат на транспортировку. Это была показательная акция. Так норвежская компания показала, что конкуренты, позиционирующие свое топливо как финское по цене обычного российского, на самом деле вводят покупателей в заблуждение.

— К слову, все автомобили, продаваемые в России, проходят сертификацию под наши условия — дороги, климат, а также топливо, — отметила Анна Генкина. — Но почему-то именно поломки из-за топлива не являются гарантийными.

- Чем выше класс бензина, тем лучше для машины

По словам Анны Генкиной, все классы топлива — это показатель его экологичности. 3-й и выше класс уже никак не влияют на эксплуатационные свойства, а лишь на «чистоту» выхлопных газов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру