В Петропавловской крепости открылась выставка о балах

Почему на петербургские балы пускали только дам с декольте?

Придворные и народные, имперские и советские... На  этой выставке можно узнать о единственном в истории страны траурном бале, о потерянных во время танцев орденах и о правилах парковки карет у Зимнего дворца.

Почему на петербургские балы пускали только дам с декольте?

Ложечки гостям не доверяли

В конце XIX — начале XX веков в Петербурге ежегодно проходило 200–300 балов. Это было очень популярное развлечение для разных слоев населения.

Самые грандиозные балы, конечно, давались в Зимнем дворце императором. В основном туда приглашали знать. Избранным отправлялись именные приглашения, не подлежавшие передаче третьим лицам.

— Причем позвать на такой бал могли лишь того, кто был представлен лично императору. Несколько раз в год выделялись специальные дни, когда «новички» прибывали ко двору и их знакомили с самодержцем, — рассказывает куратор выставки Ирина Карпенко.

Но раз в год в Зимнем дворце была традиция устраивать всесословный бал. На него могли попасть и те, кто царя прежде никогда не видел. За билетами стоило обращаться в канцелярию Его Величества. Там происходил своеобразный «кастинг». Кандидатов оценивали, изучали их заслуги, умение держаться в обществе и после этого выдавали приглашение или отказывали. На такие балы могло собраться 30–40 тысяч человек.

— Большинство прибывало ко двору в собственных экипажах. Конечно, у входов было столпотворение. Чтобы как-то развести потоки гостей, их распределяли по разным подъездам — одних пускали с парадного, других — со двора. Военных, например, принимали с комендантского подъезда, — отметила Ирина Карпенко.

Но, как и в наши дни, трудно найти место для парковки у театра перед спектаклем или у клуба перед началом вечеринки, так и в XIX веке была проблема со стоянками для карет. Чаще всего, если бал был в Зимнем, кучеров отправляли «парковаться» на Дворцовую площадь. Она оказывалась сплошь уставлена экипажами. Газеты того времени описывали, как кучера в ожидании хозяев разводят на главной площади страны костры и греются возле них. Когда вечер подходил к концу, кареты вызывали ко дворцу лакеи, до этого ожидавшие своих господ в подсобных помещениях императорской резиденции.

— На балах в Зимнем огромную статью расходов составляли десерты — различные конфеты и прочие сладости, которые подавали гостям, а те уносили их домой, как гостинцы для детей, — говорит куратор выставки.

Кроме того, была опасность, что на сувениры гости всесословных балов растащат и чайные ложечки. Поэтому на таких вечерах лакеи дворца выносили прибывшим чай и кофе в дорогой фарфоровой посуде, не жалели сахара, но размешивали его сами и тут же забирали ложки.

Траур не повод отменять веселье

Балы в России начались только при Петре I. В новой столице император стал заставлять придворных посещать ассамблеи. Те были не в восторге от этой «обязаловки». Но вот их жены, вероятнее всего, очень обрадовались. Ведь прежде они выходили в свет разве что в церковь или на зрелища, где терялись в толпе зрителей. А на балах смогли показать себя во всей красе, продемонстрировать умение танцевать, петь, похвастаться нарядами.

— При Елизавете Петровне давали очень пышные балы. Императрица не любила, когда гости экономили на нарядах. Поэтому женщинам почти каждый раз приходилось являться в новом шикарном платье, — поясняет Ирина Карпенко.

При других царях такой строгости не было. Но все равно действовал свой дресс-код. Офицерам запрещено было проносить с собой оружие, иметь на обуви шпоры. Их обязывали надевать парадную форму, гражданских кавалеров — черный фрак и белый жилет. Для всех обязательны были белые перчатки.

— Однажды известный композитор Римский-Корсаков на балу позволил себе расстегнуть несколько пуговиц своего мундира. Это было недопустимо. Его тотчас попросили уехать, — рассказывает куратор выставки.

Женщины были обязаны приходить на танцы только в бальных платьях — с открытыми плечами и декольте. Иногда проводились «цветные балы». На них женщины являлись в туалетах одинакового цвета — например, розового (если бал устраивался для молодых жен) или белого (для незамужних девушек). А однажды в январе 1889 года состоялся черный бал. Вечер давал император, и предполагалось принимать гостей в Зимнем. Но пришло известие о смерти австрийского эрцгерцога. Россия должна была присоединиться к трауру. Бал был неуместен. Однако отменять его не стали, а, во-первых, перенесли в Аничков дворец, во-вторых, попросили всех участников надеть траурные наряды. Современники отмечали, что действо выглядело мрачно, но очень величественно.

Отдельный свод бальных правил касался вееров. Помимо того, что каждое положение этого аксессуара и его цвет имели свои значения, важным был и материал, из которого их делали. Неприличным считалось девушке пользоваться опахалом из страусиных перьев.

— Веер был не просто красивым атрибутом. Без него женщинам приходилось бы тяжело, так как освещались помещения с помощью свечей, и от них в комнатах становилось очень жарко, — объяснила Ирина Карпенко.

Кроме того, неотъемлемыми аксессуарами бальной культуры были у дам приспособления для расправления перчаток (которые подчас доходили до середины предплечья) и книжечки, куда записывали кавалеров, пригласивших их на тот или иной танец. А у мужчин — щеточки для подкручивания и напомаживания усов. В разные годы в моде также были лорнеты, монокли и табакерки с нюхательным табаком.

— Заканчивались балы обычно после полуночи, некоторые длились до четырех утра, — говорит Карпенко.

Одним бал, другим пожар

Помимо резиденций императоров и домов высшей знати, балы к концу XIX века стали проводить и для людей попроще. На них продавались билеты, купить которые мог любой желающий (только он должен был иметь подобающий костюм).

— О грядущих балах горожан извещали афиши, а билеты продавались чаще всего в магазинах духов и кондитерских изделий, — сообщает Ирина Карпенко. — Дело в том, что производители именно этих товаров обычно выступали спонсорами вечера — предоставляли свою продукцию в качестве призов и сувениров.

На публичных балах собравшихся развлекали не только оркестрами и танцами, обязательно были в программе викторины, конкурсы на лучшие костюмы и пары. Победителям вручали туалетную воду, коробки конфет, статуэтки.

— Подарки нельзя было обменять или взять деньгами. Есть афиша, на которой написано, что главный приз бала — рояль. Вот его по желанию призера можно было заменить на пианино, — улыбается куратор бальной выставки в Петропавловской крепости.

Помимо раздачи духов и конфет, ими же еще и торговали в холлах во время балов. Причем за лотками могли стоять знаменитости. Например, однажды «продажу лотерейных билетов, цветов и шампанского приняли на себя артистки императорских театров», в том числе знаменитая Матильда Кшесинская.

О том, что происходило на балах, питерские газеты регулярно извещали публику. Писать им было о чем. Во время бала у князя Одоевского, пока гости веселились, в соседней комнате слуги тушили пожар.

— А по воспоминаниям Александра III, однажды во время танца на середину зала вылетела огромная дамская юбка, — рассказала Ирина Карпенко.

То и дело на танцах что-то терялось. После балов в Зимнем дворце даже приходилось публиковать списки найденных вещей в городских газетах, чтобы владельцы знали, куда обращаться за пропажей. В перечень находок входили ордена, медали, бриллианты, золотые украшения, кружевные платки и, конечно, веера.

Последний вальс

Балы в России не закончились и после революции. Они почти сошли на нет в годы Первой мировой войны — этого требовала этика. Но после свержения монархии балы возродились.

— В 1918 году даже проводились балы, на которых собирались деньги на Красную армию, — отмечает куратор выставки. — Традиция публичных балов продолжилась в годы НЭПа. Но постепенно и она сошла на нет, переродившись в карнавалы времен СССР. То, что мы видим в фильме «Карнавальная ночь», — это же по сути бал. Кроме того, остались балы для выпускников школ и вузов.

 

Из бальных правил

— Если кавалер станцевал с барышней несколько танцев, он обязан познакомиться с ее матерью.

— Если девушка отказала кавалеру, то не должна сразу же идти танцевать с другим.

— Если барышня запуталась и записала на один танец сразу двух мужчин, то следует отказать обоим.

— Кавалер не может приглашать на танец даму, не будучи ей представлен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 12 ноября 2014

Заголовок в газете: Танцы до потери юбок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру