«Внук — мой главный зритель»
— Чем вы занимаетесь в последнее время?
— У меня всегда идут съемки в кино и сериалах, и, конечно, работа в театре. Мы, актеры, — больные люди! И я не могу представить полного счастья без работы. Но только после удачных спектаклей я хожу заряженная особенным ощущением полноты жизни. Жаль, что хватает его ненадолго, потом опять жду, когда следующий спектакль. В этом и счастье, и свои сложности. Но я хотя бы успела в своей жизни родить детей. У меня замечательные сын и дочь. А дочь родила мне прекрасного внука — он мой главный зритель. Филиппу десять с половиной лет, но от того, что мы с ним очень серьезно занимаемся, постоянно читаем вслух, водим в музыкальную школу, в театры, на балеты и оперы, он растет очень культурным мальчиком. А к телевизору и интернету ограничиваем его доступ.
— Не боитесь, что, когда он станет взрослым, ему будет тяжело жить в реальном мире?
— Он, конечно, многому удивляется. Например, убежден, что машина есть у каждого человека. Многого не знает, но пусть узнает постепенно. Личная моя мечта — чтобы Филечка состоялся как человек. И пока он мал, можно в него вложить необходимую базу — этим мы и занимаемся. Сейчас я, например, читаю ему всего Гоголя. И у внука горят глаза. Я теперь вообще много внимания уделяю семье. Живу в городе с сыном, иначе невозможно. Но после спектаклей часто на несколько дней уезжаю в шикарный загородный дом на берегу озера. В нем живут моя дочь и ее муж, внук, мама, которой исполнилось 92 года, и собака очень редкой породы леонбергер — чудесная девочка. Все они — моя радость.
Я нужна и помогаю любимым родным людям. И делаю это не потому, что надо, я хочу это делать. И любое свободное время посвящаю внуку. Дочь у меня чрезвычайно образованная, а сын художник. Он учился в театральном институте. А сейчас пишет картины и участвует в выставках. Правда, продается пока реже, чем участвует. Но если он этим занимается, и ему нравится, то я готова поддерживать и материально, и, самое главное, морально.
«Не знаю рецептов счастливой жизни»
— После рождения детей вы уходили в декретный отпуск?
— У меня поздние, но желанные дети. Считаю, это правильно в моей профессии. Только к 30 годам нашла время на рождение первого ребенка, а второго в 38 родила. Но кормила грудью я детей по три месяца и сразу же выходила на сцену. Кстати, «Место встречи» снимали практически сразу после рождения дочери Наташи. Но я так обожала Высоцкого, что пошла на съемочную площадку ради знакомства с ним. И действительно, мы жили в Одессе в одной гостинице, а Владимир был щедрым, душевным человеком. Много нам пел, рассказывал, и все просто млели от общения с ним. А я приходила специально на студию, даже если не была занята в съемках, чтобы просто посмотреть, как он работает.
Когда Говорухин уезжал, то какие-то сцены снимал сам Высоцкий — и как актер, и как режиссер. Вообще у нас была чудесная съемочная группа. Само участие в этом фильме дорогого стоило. Хороший партнер и хороший режиссер — это, знаете, важнее, чем хороший муж. Потому что с мужем можно где-то промолчать, где-то слукавить ради общих детей. А на работе приходится быть предельно честными, иначе не получится эта магия искусства.
— Ваш первый муж был с технической профессией, второй — актер. К какому выводу пришли: легче и лучше жить со своей противоположностью или с таким же, как ты?
— Первый муж мой — красавец и главный инженер статистического управления Ленинграда и Ленобласти. Мы с ним прожили тринадцать лет так, что почти даже не виделись — у меня утром репетиция, вечером спектакль или вовсе гастроли. А он говорил: «Как хорошо, когда жена у тебя актриса, ты абсолютно свободен». Конечно, такой брак сохранить практически невозможно. Если люди смотрят в разные стороны и не слышат, не чувствуют друг друга, то ничего не получится. Каждый сам по себе существует, как хорошие соседи. Но этого мало. Актеры народ особый — нам важно чувствовать, что нас понимают. А когда я решилась на второй брак с актером и режиссером, оказалось, что это тоже очень тяжело. Мы всегда говорили только о работе, о спектаклях, он мне даже подумать не давал о чем-то другом. Так что у меня рецептов нет.
— Кто самый главный человек в вашей жизни — кто-то из режиссеров, первый или второй муж?
— Главные люди — мои дети. А теперь и внук. Я всем женщинам говорю: если хотите понять настоящую любовь, то родите ребенка, пусть даже без мужа. Потому что материнская любовь — это навсегда. Мужчины... Я собственница и максималистка, поэтому ничего хорошего про них сказать не могу. А их мнение обо мне меня не интересует. Я любила дружить с мужчинами. И на много лет растягивалась у меня нежная дружба. Она ведь рядом с любовью, и, к счастью, к ней не примешивается боль. Сейчас очень сильно изменились взаимоотношения мужчин и женщин.
— Что вам не нравится?
— Отношение к сексу, основанное не на любви. Это похоже на желание вкусно поесть или выпить. Не знаю, как так можно? Кажется, это оскорбительно для человека. Но не буду судить. Моя личная жизнь сложилось не совсем так, как я хотела. Но ничего уже не изменить. А страдать и заглядывать в прошлое я не люблю. Я не склонна к ностальгии. У меня даже никогда не висят в доме мои афиши или портреты той поры, когда я была молода и красива. Смотреть на них, а потом в зеркало и расстраиваться? Нет.
— Вы никогда не скрывали и не скрываете свой возраст. Почему? Ведь это не свойственно женщинам вашей профессии.
— Как можно остановить время? Я ни подтяжки никогда не делала, ни укола ботоксом. Мне кажется, это для людей с комплексами. Я даже диетами никогда не мучила себя особенно. Да, когда родила дочь, похудела на 20 килограммов, занималась спортом — пресс качала, зацепившись ногами за кровать, плавала. А сейчас и этого не делаю — голова начинает кружиться. Надо о здоровье думать, чтобы поработать больше и дольше. И роли у меня соответствующие — я играю мам, женщин своего возраста. И если это роль дамы, которая сошла с ума и любит кого-то очень молодого, то чем смешнее и нелепей она будет выглядеть в моем исполнении, тем больше женщин узнают себя в ней и задумаются.
Конечно, любви все возрасты покорны, но это не ко мне. Те женщины, которые бегают, режутся, подтягиваются, вызывают у меня жалость. Если у тебя есть самоуважение, то ты и выглядишь достойно в любой своей поре. Конечно, я слежу, чтобы у меня были красивые вещи и именно по современной моде. Мы выезжаем с дочерью и тщательно выбираем наряды в магазинах. Ведь я актриса, нас по одежке встречают.
Театр — для души, сериалы — для заработка
— Наверное, всегда приятно, если женщине оборачиваются вслед...
— Да мне и сейчас вслед смотрят, ведь я живу на Рубинштейна больше тридцати лет, и все меня на моей улице узнают. Поэтому я по Фонтанке хожу в театр, там людей меньше, можно сосредоточиться, повторить текст. А чисто женское, чтобы любили-восхищались... у меня не было никогда сильного желания нравиться, узнавать, какое я впечатление произвела на этого или того. Для меня самое главное — как я сыграла на сцене. Вот без этого мне жизнь была не мила.
— Для чего снимаетесь в сериалах, если так гармонично чувствуете себя на сцене?
— Тех денег, которые платят в театре, не хватит на меня одну, не говоря уже о том, чтобы помочь близким. Да, я много отказывала, после того как в 23 года снялась в «Беге», очень щепетильно относилась к кино — узнавала, а кто режиссер, а что за сценарий. На «Ленфильме» даже долгое время думали, что я московская актриса. Но фильмов было мало, и ты была в ответе за то, что делаешь. А сейчас снимаются все, даже не имея отношения к профессии. И поэтому глупо ходить и говорить, как сумасшедший: я туда не пойду, я буду есть черствый кусок хлеба. Ведь актерство — это не хобби, а профессия, которой надо зарабатывать.
Приходится, конечно, и в сериалах сниматься. Но не место красит человека, а человек место. Если ты делаешь свою работу качественно, то в этом нет ничего зазорного. Стараюсь выбирать что-то хорошее. Вот я второй раз мама Пореченкова, ну хороший же парень, я его знаю. Отчего бы не быть с ним в кадре? Хотя я и сейчас часто кинорежиссерам говорю «нет». Говорю, что не буду никого резать, убивать и не буду играть роли, где меня убивают. Не хочу чернухи.
— Но вам часто дают играть отрицательных персонажей.
— У меня внешность такая, сильной женщины, которая решает судьбы других. Но ко мне это не имеет никакого отношения. Я к тому же абсолютно не бытовой человек. Даже по магазинам продуктовым не умею ходить. Это делает сын. И готовит он. Спрашивает, когда я приду, и готовит к моему возвращению то, что я хочу. Внешность абсолютно обманчива. Я не роковая женщина, а скорее вечный ребенок, который любит играть.
Фото kino-teatr.ru