63 процента лояльности
— Как отразились на рынке депозитов недавние события?
— В этом году ставки по депозитам подросли примерно на один-два процента. К примеру, наш банк в прошлом году привлекал вклады под девять процентов, а сейчас мы предлагаем вкладчикам десять процентов в год. И это еще не предел. Я предполагаю, что ставки продолжат расти и до конца года еще увеличатся на пару процентных пунктов, поскольку вскоре банки заявят о своих регулярных предновогодних акциях. Ноябрь и декабрь — вообще «хлебные» месяцы на рынке банковских услуг.
— Ваш банк тоже готовит акционное предложение?
— Конечно. Наш традиционный вклад «Зимний Петербург» — одно из самых интересных предложений. Горожане его ждут и уже спрашивают, когда он будет открыт. В целом на рынок депозитов в этом году повлияли сразу несколько факторов, с которыми отечественные банки прежде не сталкивались: отзыв лицензий, введение санкций и муссируемые слухи о предстоящей высокой инфляции. Причем третий фактор сыграл пока сильнее всего. В начале года, когда слухи об инфляции только начали распространяться, люди стали изымать свои вклады и размещать средства в других активах, из которых наиболее популярным стала недвижимость.
— Это и спровоцировало всплеск на рынке ипотеки?
— Именно. Недвижимость — наиболее понятный простому человеку актив. Когда в начале года наметилась тенденция оттока вкладов, мы спрашивали у наших клиентов о причине изъятия средств. 30 процентов людей отвечали, что намерены купить квартиру.
— А были случаи, когда, изъяв вклад, люди шли к вам же за ипотекой?
— Уровень лояльности клиентов к нашему банку составляет 63 процента. И выбирая ипотеку, наши клиенты зачастую обращались к нам. Но отслеживать статистику мы не всегда успевали — просто не хватало рук. В этом году наш ипотечный портфель уже вырос на 7 миллиардов рублей. В среднем мы выдавали по 1,5 миллиарда рублей в месяц — порядка 800 кредитов. Наши ипотечные центры работали по 12 часов в сутки. Но увеличить штат мы себе не позволили, поскольку предполагали, что такой бум долго не продлится. Собственно, так и оказалось. Сейчас столь высокого спроса на недвижимость уже нет.
Кредиты дорожают
— Как правило, когда растут ставки по вкладам, это означает, что и кредиты вскоре станут дороже.
— Это действительно так. И стоимость кредитов уже растет. Не секрет, что сейчас у банков некоторые проблемы с фондированием: у них падает доверие друг к другу, у госбанков исчез ресурс кредитования за границей, и в корпоративном секторе дела сейчас идут не лучшим образом.. Поэтому вклады населения стали банкам очень важны — это сегодня наиболее устойчивый и долговременный пассив. Естественно, такая ситуация означает, что банки будут активно конкурировать за вклады — и это отражается на ставках. Поэтому они и растут.
— Насколько востребованы сейчас потребительские кредиты?
— В меньшей степени, чем еще год назад. Это связано не только с тем, что банки ужесточают свои требования, но и с тем, что люди уже не так опрометчиво принимают решение о том, чтобы взять кредит. Мы всячески поддерживаем и пропагандируем ответственный подход к кредитованию, ведь заемщику прежде всего необходимо самому задуматься и правильно оценить свои силы. Поэтому советуем нашим клиентам не обижаться, услышав отказ, и не бежать в другой банк, а подумать и пересмотреть свои культуру потребления и текущие расходы. Кредит должен быть заемщику во благо.
Лучший среди мобильных
— Сегодня мобильные банковские сервисы считаются самыми востребованными услугами. Какой процент клиентов у вас «сетевой»?
— К интернет-банку у нас подключены 300 тысяч человек. Он очень востребован — потому что удобен. Наш интернет-банкинг в 2013 году был признан одним из трех лучших интернет-сервисов. Когда мы заявляли наш интернет-сервис на конкурс в прошлом году, то получили огромное количество откликов от наших клиентов. Они активно за нас голосовали. Это было очень приятно.
— Что особенного в интернет-банкинге «Санкт-Петербурга»?
— Все наши сотрудники — его фанаты. А секрет в том, что мы не наполняем его какими-то непонятными сервисами, которые нужны ограниченному кругу людей. В нашем интернет-банке присутствует набор операций, необходимых всем: платежи, переводы, открытие депозитов, заказ карт и календарь, который напоминает пользователю о том, что ему нужно сделать. Очень легко в нашем интернет-банке обслуживать кредиты. И я не знаю ни одного другого банка, который бы позволял сделать досрочное погашение кредита удаленно, без появления в офисе.
Интернет-сервис прост в использовании. Например, чтобы оформить вклад, нужно кликнуть мышью всего три раза; чтобы заказать карту — два, а получить кредит можно в один клик. Кроме того, наш интернет-банк сам понимает, с кем он работает. В него встроен такой функционал, как предварительное заполнение анкетных данных. То есть все, что вы уже когда-то заполняли, будет сразу заполнено. А то, что вы делаете регулярно, будет выводиться на экран автоматически, как только вы введете какие-то буквы. Это очень похоже на сервис Т9 в мобильных телефонах и, повторюсь, очень удобно для клиента.
— В этом году банк «Санкт-Петербург» вывел на рынок новое предложение: бесконтактные карты. В чем их удобство?
— Такие карты предназначены для покупок на небольшие суммы — до 1000 рублей. Они позволяют быстро совершить покупку, потому что не требуют контакта с платежным терминалом и ввода пин-кода. Вы просто подносите карту к считывающему устройству — и оплачиваете свою покупку.
— Много таких карт уже выпущено?
— Пока не очень. Дело в том, что, когда мы начали эмиссию бесконтактных карт, рынок в этом направлении был еще не развит. Мы столкнулись с тем, что карту использовать в нашем городе было почти негде — не было считывающих устройств. Сейчас таких устройств уже больше. Бесконтактной картой, например, можно заплатить в «Макдоналдсе» и «О`Кее».
— Каковы гарантии, что я не оплачу своей бесконтактной картой чью-то покупку, стоя в очереди?
— Такие карты оснащены встроенными чипом и антенной, передающими по радиоканалу на бесконтактный терминал информацию о платеже. Процесс оплаты картой с бесконтактным чипом выглядит следующим образом. Кассир торгового предприятия вводит сумму покупки, держатель проверяет сумму платежа на дисплее терминала и подносит карту к считывающему устройству на секунду на расстояние ближе, чем 4 см. Терминал проводит платеж, и сразу же после этого считыватель отключается, что исключает вероятность ошибочного дублирования операции. Причем процедура не сработает, и оплата не произойдёт, если в заданном радиусе будут другие карты, содержащие радиочипы, на которые считывающий терминал также среагирует.
— А можно ли с помощью такой карты совершать контактные платежи?
— Конечно. Это обычная карта с расширенными функциями. Кстати, разницы в стоимости для клиентов пока нет, обслуживание бесконтактной карты стоит столько же, сколько и обычной.
— Сейчас станции метро банк «Санкт-Петербург» оборудовал терминалами по приему платежей по картам. Там можно тоже оплатить бесконтактно?
— Пока нет. Метрополитен в рамках проведенного тендера выбрал решение по оборудованию касс терминалами для контактных платежей. Сейчас уже ими оснащены все 70 станций — пока по одной кассе, но в скором времени терминалы будут на всех кассах. Это очень востребованная услуга. За 4 месяца пилотного проекта по безналичному расчету люди ежедневно оплачивали поездки на сумму порядка 900 тысяч рублей. Впрочем, наши клиенты давно могли пополнять свои проездные карты банковскими — в банкоматы нашего банка, установленные на всех станциях, встроена функция оплаты проездных.