Кто и зачем «кошмарит» турбизнес

Туротрасль построена так, что компании вынуждены работать по принципу финансовой пирамиды

Если верить нашему телевидению, российский туристический рынок охватила эпидемия патологической жадности! Десятки фирм работали на протяжении долгих лет, пользовались уважением клиентов, но вдруг всех их одновременно обуяла неудержимая жажда наживы, повинуясь которой, разумные люди банкротят свои тяжким трудом взращенные детища, бесславно уходя с рынка, почти сразу попадая под уголовные дела. «Нева», «Лабиринт», «Авиачартер», «Интаер», «Атлас» и «Солвекс». Теперь еще и «Верса». Всего более сотни больших и малых турфирм. Работу уже потеряли тысячи людей, у десятков тысяч оказался испорчен отдых. Что на самом деле происходит на туристическом рынке? Об этом на условиях анонимности «МК» в Питере» рассказала директор одной из турфирм.

Туротрасль построена так, что компании вынуждены работать по принципу финансовой пирамиды

Пирамида! Ну и что?

— Говоря о жадности, телекомментаторы проявляют поразительные некомпетентность и наивность. По их версии, фирмы рушатся, потому что деньги туристов просто крадут. И устроены-то они по принципу пирамиды: средства, полученные от клиента А, расходуются на оплату тура клиента Б, который уезжает раньше, а отдых самого А оплатят из денег клиента С, который придет завтра.

Простите, но разве есть бизнес, построенный иначе? Вы думаете, что, когда заказываете, например, кухню, сотрудники дизайн-студии едут покупать древесину для изготовления нужного гарнитура из ваших же денег? Ничего подобного! Древесина давно закуплена! Оптом. Отчасти на заемные средства, отчасти на деньги, заплаченные предыдущими клиентами. Это помимо того, что прежде предприятию надо было закупить станки, арендовать помещение и т. д. Часть денег, заплаченных вами, оно потратит на возврат кредита, часть — на зарплату дизайнеру, часть — на покупку фурнитуры для кухни предыдущего заказчика.

Туристическая отрасль устроена еще жестче. Комментаторы с телеэкранов забывают сказать, что, кроме оплаты отеля и перелета, туроператор должен заплатить за участие в туристической выставке (только вдумайтесь!) от 300 тысяч до миллиона рублей. И это за 6–15 квадратных метров площади, на которых он разместит очень дорогие цветные картинки, баннеры и слоганы. Помимо них оператор должен изготовить тысячи рекламных каталогов, буклетов, листовок. И это не роскошь, на которую выбрасывают деньги оттого, что их некуда девать, а жесткая необходимость.

На выставки приходят не только индивидуальные покупатели. На них приезжают работники отрасли — отельеры и принимающие компании из разных стран, представители авиакомпаний, а главное — агентств со всей страны. Именно они будут продавать продукт, созданный оператором. И если тот не представит себя качественно и наглядно, о его предложениях просто никто не узнает.

Заметим, когда организуются эти выставки, обычно в феврале-марте (если говорить про летний сезон), у оператора нет еще никаких средств, помимо заемных. Так что оплата кредитов — статья расходов, которая закладывается в стоимость тура. Конечно, если оператор не новичок на рынке, теоретически он может обладать и прибылью, заработанной в прошлом сезоне. Но на нее не всегда можно рассчитывать. Особенно когда на таких массовых туристических направлениях, как Турция, Египет, Таиланд, случаются волнения и революции, евро растет уже второй сезон, а в Европе зимой не выпадает снег, торпедируя продажи горнолыжных туров… Туризм вообще — отрасль с крайне низкой прибыльностью. И сейчас мы это покажем.

Экономика туризма

Любому минимально экономически грамотному человеку понятно, что прибыль свыше 20–25 процентов — явление вообще редкое, а в туризме особенно. Причем часть ее, а именно процентов 10–12, необходимо отдать агенту — тому, кто продвигает и продает твои туры. Оставшиеся проценты уходят на аренду и обустройство офисов, зарплату персонала, оплату фингарантий (они сейчас вместо лицензии), отчисления в «Турпомощь».

Каждый туроператор имеет сложный сайт с дорогостоящими «примочками» типа онлайн-бронирования, заказом обратного звонка, устройствами, позволяющими задать вопрос, и специальными сервисами, позволяющими рассчитывать стоимость туров. Крупные компании тратят сотни тысяч рублей в месяц на продвижение своих сайтов. Несколько раз в год необходимо принять участие в турвыставках (см. выше), а еще свозить потенциальных продажников в так называемые рекламные туры.

И все это, заметьте, лишь предварительная подготовка, не имеющая прямого отношения к предмету продаж. А теперь поговорим непосредственно о перелетах и отелях.

Возможно, кому-то кажется, что, получив от клиента деньги, оператор кладет их в отдельный ящичек и чуть ли не за каждого туриста отдельно пересылает их отельеру. Но реальность состоит в том, что договоры с отелями подписываются задолго до начала сезона. Тогда же проплачиваются и большие авансы. Составляется график дальнейших платежей, заметьте, независимо от того, удастся ли оператору эти места продать. Именно потому отельер и отдает номера гораздо дешевле, чем будет продавать в сезон (на те же 20–25 процентов), что деньги он получит раньше, гарантированно (независимо от того, как сложится сезон). И именно на них сделает реконструкцию, косметический ремонт, почистит бассейн, наймет хорошего повара. Где возьмет оператор эти деньги для отельера? В кредит, от раннего бронирования… Если удастся рассчитать все точно и спрос будет таким, как планируется, дальнейшие поступления позволят платить по договорам и в конце сезона получить прибыль.

Еще сложнее обстоят дела с выкупом «перевозки» — блоков мест на регулярных авиарейсах или так называемых чартерах. Фирма-консолидатор заключает договор с авиакомпанией. Месяца на четыре (так выгодно авиакомпании), хотя активно продаются месяца два. Аванс проплачивается оптом за все места на борту самолета, и утверждается график дальнейших платежей (опять же удобный авиакомпании). Происходит это задолго до сезона. Например, чтобы выкупить хорошие места на Новый год, заключать договоры и делать первые проплаты желательно в июле-августе. Угадайте, из каких средств...

Такие договоры — большой риск. И серьезные финансовые обязательства. А ведь есть еще один нюанс: в начале сезона люди летят в основном на курорт, а обратные билеты пока никому не нужны. Поэтому в течение 2–3 недель чартеры назад возвращаются незаполненными. То же самое происходит и в конце сезона. Но на этот раз самолеты летят пустыми уже на курорт. Такие рейсы называются «вывозными». Их стоимость разбрасывается на те даты, которые будут проданы с большей вероятностью. Гарантированно загружаемых рейсов не так уж и много. И если вдруг продажи пойдут не столь активно, как хотелось бы, туроператор очень скоро начнет чувствовать себя дискомфортно. Поэтому он старается максимально обезопаситься. Если консолидатору не нужны все, например, 120 кресел на закупаемом рейсе, «лишние» места предлагаются другим турфирмам блоками по 20, 30, 50, а то и более мест. От фирм-блочников оператор тоже получает авансы, это помогает ему заплатить свои авансы авиакомпании за весь борт.

Степень риска

Операторская работа в туризме — это постоянный риск. Разрушить планы фирмы могут недобросовестность партнера, природные катаклизмы, беспорядки, войны, непредсказуемые изменения спроса. Можно не угадать с рекламой, столкнуться с демпингом конкурента, неожиданно узнать, что у отеля, в который вы вложились, отозвана лицензия или он просто сгорел по чьей-то неосторожности. Авиакомпания может внезапно объявить о повышении цены на топливо. Фирма-блочник вдруг перестанет платить. Как же туроператоры справляются со всем этим?

Крупные операторы, несмотря на все риски, обычно достаточно устойчивы. Благодаря большим объемам сделок они могут позволить себе более низкую цену, чем конкуренты, зарабатывая не на размере наценки, а на количестве продаж. И даже если неприятности коснутся одних направлений, они могут «отыграться» за счет других. Потому-то большинство крупных операторов сегодня — многопрофильные, то есть продают туры в несколько стран.

Конечно, роковые просчеты, ошибки в планировании возможны и в больших, надежных компаниях, даже в самые «неплохие» годы. Банкротство в туристической отрасли, как и в любой другой, не такая уж редкость. И все же ситуацию, которую мы наблюдаем сегодня, можно увидеть, наверное, только в двух — самых драматических — случаях: устойчивого и продолжительного падения спроса по всем направлениям либо сознательного желания определенных влиятельных структур эту отрасль разрушить.

Смотрите, кто выжил!

Мы опросили десять случайно выбранных туристических фирм. Падение спроса (от 25 до 65 процентов) отметили все. Почему же тогда не признаются экономические причины кризиса в отрасли? Потому что, если власть на это пойдет, турфирмам надо будет помогать, как у нас помогают в подобных случаях многим банкам и предприятиям. Но если объявить туроператоров ворами и мошенниками, то, наоборот, можно еще больше ужесточить требования по взносам в «Турпомощь» и туристическим гарантиям — то есть заработать на и без того обескровленной отрасли.

И все же что-то мешает поверить, что дело только в этом. Вдумайтесь! В Петербурге не осталось ни одного серьезного местного оператора! Ушли с рынка крупнейшие, старейшие, уважаемые клиентами и партнерами. Теперь весь туристический рынок Петербурга принадлежит только фирмам с зарубежным участием или московским «дочкам». Очень трудно поверить, что все это могло произойти случайно. Ясно, что кто-то намеренно «кошмарит» туристическую отрасль.

Вообще-то, обанкротить туроператора очень легко. Достаточно просто не выдать ему очередной кредит. Даже если фирме удастся дотянуть сезон, «закупить» следующий она уже не сможет, особенно на фоне фатального падения спроса. Главная загадка — цель всего этого. Среди предположений есть самые фантастические: от «сдачи» рынка зарубежным туроператорам до грядущей полной национализации отрасли.

Однако, какова бы ни была цель, отрасль разрушается с удивляющим цинизмом. В туризме работают десятки тысяч людей. Оглядитесь вокруг, практически в каждом высотном доме расположен офис турагентства. СМИ сообщают о закрытии довольно крупных туроператоров. Но их туры продавали множество маленьких фирм, которые сегодня тоже разорились. И на самом деле развалилось более сотни турагентств. На улице в преддверии кризиса оказались тысячи людей! И их будет еще больше, потому что напуганные клиенты вообще почти перестали покупать турпоездки. И хотя мы каждый день слышим, как поддерживают попавшие под санкции банки и крупные фирмы, никто ни разу не слышал, что предложена хоть какая-то помощь отечественной туриндустрии.

И главное — ради чего все эти потери?

На последней туристической выставке, проходившей в Москве с 16 по 19 сентября, в отличие от предыдущей почти не было зарубежных представителей. Зато ярко на огромных, дорогих красочных стендах презентовали Крым. Работники туриндустрии горячее многих приветствовали присоединение Крыма. Мы были рады работать с новым, таким важным для нас направлением. Но сейчас пока еще мало конкурентоспособные отели Крыма предлагаются по вполне европейским ценам! Неужели нас хотят насильно отвадить от далеких путешествий и приохотить к позабытому родному? Да кто бы был против? Нужно только вложиться в инфраструктуру, подготовить персонал… А пока этого не произошло, просто снизить цены! И благодарные клиенты, инвесторы (причем не только из России) устремятся туда.

Но причиной сложившейся на туристическом рынке экстраординарной ситуации не может быть только Крым. Догадок и домыслов сколько угодно. Скорее всего, нам не удастся сегодня точно просчитать смысл и цели происходящего. Но очень хочется верить, что здравый смысл все же восторжествует.

 

Версия «МК» в Питере»

Туризм военного времени

На самом деле причину эпохальных перемен на туристическом рынке постичь не так уж и сложно. Достаточно просто внимательно посмотреть на то, что происходит вокруг. А происходит война. И не с какой-то там Украиной. Россия вступила в длительную и непредсказуемую конфронтацию с Западом. Причем, кажется, еще задолго до событий на Украине и не по своей воле. А в условиях войны государству необходима максимальная концентрация в своих руках всех ресурсов, в том числе и финансовых.

Посмотрите, что творится в банковской сфере. Едва ли не каждый день Центробанк отзывает лицензии у какого-нибудь частного банка. Все идет к тому, что подобных финансовых учреждений останется немного (кстати, в цивилизованной Европе банков на порядок меньше, чем у нас), и все они так или иначе будут аффилированы с государством. Примерно то же самое, очевидно, ожидает и туристический бизнес. Очистить его от частников государству совсем не сложно. Причем без всяких там «тоталитарных» запретов на их деятельность. Как мы поняли, подобные фирмы очень уязвимы. Достаточно государству сделать «невыездными» военных (а это произошло еще в прошлом году) и гражданских силовиков, немного «поколдовать» с курсом евро, перестать выдавать туркомпаниям кредиты, и задача, считай, решена. К тому же на этом рынке действует «принцип домино». Упадет одна крупная фирма, могут посыпаться и другие, связанные с ней общим турпродуктом, блоками кресел в чартерах и т.п. Потом начнется паника, упадет спрос…

В этой связи примечательно, что первой костяшкой «домино» была фирма «Нева» — детище чекиста Владимира Стржалковского, работавшего вместе с Владимиром Путиным, а позднее трудившегося в правительстве (возглавлял Федеральное агентство по туризму) и на других ответственных постах (гендиректор ГМК «Норильский никель»). Очевидно, в Кремле считают, что на войне все средства хороши. Подобные закулисные действия властей абсолютно циничны. Хотя в условиях острого международного противостояния они могут быть и оправданны. И, кстати, в той же Европе на порядок меньше турфирм, чем у нас…

 

Фото Замира Усманова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 24 сентября 2014

Заголовок в газете: Обратная сторона жадности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру