На акцию протеста пошла без оружия
Светлана Малашкова проработала в системе МВД девять лет. Сначала три года инспектором по делам несовершеннолетних, потом перевелась в уголовный розыск. Правда, и там ей поручали в основном дела, связанные с подростковой преступностью.
— Служить в милиции — это была детская мечта. Она сбылась. Но в 30 лет «розовые очки» с меня наконец сорвали, — иронизирует Светлана.
Несколько лет назад, находясь в декретном отпуске, она увлеклась общественной деятельностью. Участвовала в экологических акциях, чистила от мусора доты времен Великой Отечественной войны. А потом влилась в ряды борцов с заводом по переработке нефти, которое, по словам жильцов окрестных домов, «источает» резкий запах газа. Доподлинно не известно, какие вредные вещества содержатся в этих выхлопах. Малашкова организовала в социальной сети группу, которая пыталась бороться с этим заводом. Все это, конечно, в свободное от основной работы время. Правда, как заявил «МК» в Питере» руководитель Гатчинского УМВД Алексей Журавлев: «У нас нет понятия «свободное время». Сотрудник полиции всегда находится на службе».
— В конце августа ко мне обратились представители местного отделения партии «Единая Россия» и пригласили в организаторы митинга против этого нефтеперерабатывающего завода, — рассказывает Светлана. — Зная, что полицейским нельзя организовывать митинги, я отказалась, но в своей группе «Вконтакте» информацию о готовящейся акции разместила.
Этот «репост» в социальной сети и стал поводом для увольнения. По словам Светланы, она и не собиралась идти на митинг, думала остаться дома. Акция еще не началась, а Малашковой уже позвонили с работы и предложили на выбор — написать заявление по собственному желанию или стать объектом служебной проверки. На раздумье дали час. Светлана выбрала третий вариант и написала заявление об отпуске по уходу за ребенком, благо семейная ситуация это позволяла.
— Я ведь после вторых родов 10 месяцев дома посидела и бегом на работу — не могла без полиции, — вздыхает Малашкова.
Написав заявление, она все-таки пошла на митинг (в гражданской одежде и без оружия, конечно), так как решила, что терять ей уже нечего.
Нейтралитет сохранен
Сейчас Светлана остается в декретном отпуске. Поэтому проверка в отношении нее пока прекращена. Но, как только ребенку исполнится 3 года, экоактивистку с полным правом уволят из органов.
— Я к этому готова. Обидно, конечно. Жаль, что сотрудники с такой гражданской позицией, как у меня, не нужны полиции. Не каждый день увидишь опера, который по колено в грязи вычищает доты, красит бронепоезд, живет общественной жизнью своего города, помогает погорельцам, старикам, детям, — сетует Светлана.
О своей проблеме она написала Владимиру Путину. Ведь страж порядка попала в ситуацию, когда ей пришлось выбирать: либо защищать людей от преступников, либо от экологической угрозы.
— Она занимается деятельностью, несвойственной сотруднику полиции, участвует в митингах, поддерживает организации. А сотрудник полиции должен сохранять нейтральную позицию, соблюдать ограничения и запреты, предусмотренные в том числе федеральными законами. А сотрудник Малашкова является оперуполномоченным уголовного розыска, и ей надо не общественной деятельностью заниматься, а выполнением ее прямых служебных обязанностей, — так прокомментировал эту историю руководитель УМВД по Гатчинскому району Алексей Журавлев.
МК-Мнение
«Полиция должна быть вне политики»
Юрий Новолодский, президент Балтийской коллегии адвокатов:
— Полиция действительно должна быть вне политики, ее сотрудники не имеют права принимать участие в митингах, поддерживать партии. Но в данном случае я не думаю, что нужно увольнять оперуполномоченную. Речь идет о степени опасности ее деяния. Она ведь не призывала к каким-то активным действиям, а лишь поддержала митинг. Этот проступок можно было бы считать незначительным. Если ее все-таки уволят, то у нее есть все шансы опротестовать это решение.