Зеленые человечки играют с землянами в прятки

Через пять лет ученые найдут планету, на которой есть признаки жизни

Что ученые только не делают, чтобы найти инопланетян! Вот уже 50 лет мы «обстреливаем» космос радиосигналами с зашифрованной информацией для братьев по разуму. Отправляем в Галактику диски с фотографиями людей, животных и Земли. К звездам уходили даже русские народные песни. Ответа пока нет. Старший научный сотрудник Астрономического института им. П. К. Штернберга Владимир Сурдин считает, что инопланетяне молчат потому, что их не интересует наша слаборазвитая цивилизация.

Через пять лет ученые найдут планету, на которой есть признаки жизни

Открыть внеземную цивилизацию, не выходя из дома

— Как давно мы — земляне — начали искать внеземные цивилизации?

— Мысль о том, что где-то за пределами нашей планеты могут быть другие цивилизации, зародилась очень давно. Еще в Средневековье думали, что на Луне, возможно, живут «лунатики». Но в начале ХVII века — после изобретения телескопа — астрономы посмотрели на видимую сторону этого спутника Земли и никого там не обнаружили. Тогда они «переселили» лунатиков на обратную сторону Луны, которая никогда не бывает видна с нашей планеты. А в ХIХ веке началась эпопея с Марсом. В 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли увидел на Красной планете в телескоп тонкую сеть прямых линий, которые соединяли темные пятна на Марсе.

Эти пятна астрономы по традиции называют морями. Конечно, при этом никто не думает, что там действительно есть вода. Обнаруженные линии Скиапарелли назвал итальянским словом «канали», что означает «проливы». Но при переводе на английский «канали» по ошибке превратились в «canals» (рукотворные оросительные каналы. — Ред.). В итоге в Европе уже стали думать, может, на Марсе действительно кто-то прорыл каналы?

Только в середине 60-х годов, когда первые космические аппараты подлетели к Марсу и сфотографировали его, все поняли, что разумной цивилизации на этой малосимпатичной планете нет. Зато до сих пор остается шанс обнаружить на Марсе какие-то действующие оазисы подземной жизни. Само собой, не разумной. Кстати, я думаю, что в ближайшие пять лет ученые найдут планеты, где будет велик шанс существования каких-либо микроорганизмов.

— Давайте поговорим все-таки о разумной жизни. Как сейчас ученые ищут инопланетян?

— Вот уже 50 с лишним лет мы прослушиваем космическое пространство на предмет обнаружения разумных радиопередач от наших «братьев по разуму». Причем любой человек может принять участие в этом поиске. В Америке существует научно-исследовательский институт SETI (аббревиатура SETI расшифровывается как «поиск внеземного разума». — Ред.). Надо зайти на сайт этого института и скачать бесплатную программу, благодаря которой ваш ноутбук получит возможность соединиться через Интернет с компьютером в институте SETI и скачать себе кусочек радиосигнала, принятого накануне из космоса. Проанализировав его на предмет наличия каких-либо повторяющихся сигналов, своего рода морзянки, ваш компьютер передаст информацию Институту. Так вы можете, не выходя из дома, открыть новую цивилизацию.

— Все это хорошо, но кто сказал, что другие цивилизации пользуются радио?

— Никто. Более того, не исключено, что даже если радио у инопланетян и было, то оно вышло из моды, и радиосигналами никто из них уже не пользуется. Ведь примерно то же самое происходит сейчас и у нас: большие потоки информации передаются не с помощью радиосигнала, а через оптическое волокно. Впрочем, радиосигналы не единственный способ обнаружения инопланетян. Сейчас несколько групп энтузиастов за границей с помощью обычных оптических телескопов пытаются поймать световые лазерные лучи, посланные нашими братьями по разуму. Я напомню, что в пределах Солнечной системы мы «общаемся» с некоторыми спутниками именно посредством лазерных лучей. Раз эта технология знакома нам, то до нее могли додуматься и инопланетяне. Но пока все эти поиски не принесли еще никакого результата...

— А российские ученые вносят свой вклад в поиск инопланетян?

— Да. Смотрите, мы с вами уже говорили о том, что разумных радиосигналов может и не быть. Но есть вещи, которые технической цивилизации трудно скрыть. Например, выделение тепла, которое можно заметить с помощью специальных инфракрасных телескопов. Поэтому российские астрономы и проводят поиск таких теплых источников в космосе. И мы их находим, но пока все они имеют естественное происхождение. Либо это теплая пыль, либо охлаждающиеся планеты, либо старые звезды.

Космический обмен энциклопедиями

— Мы ищем лазерные лучи и радиосигналы. А сами отправляем послания инопланетянам?

— Радиосигналами мы выстреливаем в космос с 1973 года. Причем отправляем не бессмысленные «бип-бип-бип», а зашифрованные картинки. С их помощью инопланетяне могут составить себе представление о том, как выглядит человек, как устроены молекулы, из которых мы состоим. Это достаточно простые изображения, что-то вроде наскальной живописи.

— Но ведь, чтобы увидеть эти картинки, нужны глаза, зрение. А если его у наших братьев по разуму нет?

— Это маловероятно, потому что планета может существовать только рядом со звездой. А все звезды излучают свет. Поэтому любой организм, приспосабливаясь к окружающей среде, прежде всего «создает» себе рецепторы света. Иначе ему не выжить. Не случайно все организмы, которые живут на поверхности нашей планеты, имеют глаза.

Кстати, мы отправляли инопланетянам не только радиосигналы с зашифрованными картинками. В середине 70-х годов два американских аппарата «Вояджер 1» и «Вояджер 2» вылетели к Юпитеру и Сатурну (сейчас эти аппараты находятся уже за пределами Солнечной системы и удаляются в глубины нашей Галактики. — Ред.). На борту каждого летит коробочка с видеодиском, на котором записаны цветные и черно-белые слайды с информацией о земной жизни: как выглядим мы и наша планета, животные. Более того, на диске есть сообщения на более чем 50 языках, а также музыка, в том числе и русская народная. В комплекте с этим диском шла инструкция, объясняющая, как можно «извлечь» эту информацию. Любой инженер — хоть с щупальцами, хоть с руками — поймет, как это сделать.

— Но ведь много информации на таком диске не поместится. А инопланетянам наверняка захочется узнать о нас все...

— Я тоже так думаю, и поэтому в свое время я предложил такую идею: на компактный носитель, что-то вроде флешки, записать абсолютно всю информацию, накопленную человеком, то есть полный продукт нашей цивилизации. Если множество таких микроэнциклопедий расшвырять по всей Галактике, то есть шанс, что хотя бы одна из них попадет в руки разумных существ и тогда они узнают о нас все. Уже созданы технологии записи огромного объема информации на крошечные носители. Есть и способы их отправки к дальним звездам.

Последние десятилетия все космические зонды с помощью ракет только стартуют с Земли. А потом их разгон продолжается гравитационными полями других планет. Пролетая, допустим, мимо Марса, зонд получает дополнительный толчок и ускоряет свое движение уже без всякого человеческого участия. Именно таким способом можно отправить наши микроэнциклопедии инопланетянам. Это настолько простая технология, что и другие цивилизации вполне могли до нее додуматься. Возможно, именно сейчас в нашу сторону летит энциклопедия братьев по разуму.

Войны миров не будет

— Кажется, мы делаем все, что возможно, для поиска внеземных цивилизаций. Почему же тогда нам никто не отвечает?

— Во-первых, мы отправляем свои радиосигналы не куда попало, а к так называемым шаровым скоплениям звезд, где миллионы светил сконцентрированы в небольшой области пространства. А значит, там выше шанс обнаружить разум. Но, как вы знаете, мы с вами живем на окраине Галактики, в глухой провинции. Радиосигнал от нас до шаровых скоплений будет идти еще тысячи лет. И столько же — обратно, конечно, при условии, что там найдутся разумные существа, которые нам ответят. Идут сигналы и к ближайшим звездам, которые находятся от нас на расстоянии десятков световых лет.

Конечно, можно предположить, что там наши послания получили и прочитали. Но, возможно, инопланетян оттуда просто не интересуют такие слаборазвитые цивилизации, как мы. Это понять можно. Ведь любой из нас в социальных сетях или по почте время от времени получает письма от слаборазвитых товарищей и далеко не всегда отвечает на них.

Есть и еще одна причина молчания наших друзей по разуму. Возможно, цивилизации живут очень недолго и сами же себя уничтожают. Например, наша техника начала серьезно развиваться только 200–300 лет назад. До электроники мы доросли лишь 100 лет назад. И тут же создали атомные и водородные бомбы... Я думаю, мы просто обязаны, пока еще существуем, отправить все наши накопленные знания в космос.

— Но, предположим, другие цивилизации все-таки живы. Ученые не боятся, что радиосигналами мы раскроем свое местонахождение и привлечем к Земле разумных существ, более технически развитых, чем мы? Ведь если они захотят потеснить нас на Земле, у нас не будет оружия против них...

— Подобные опасения высказывал Стивен Хокинг (английский физик и космолог, он предположил, что встреча землян с инопланетянами может закончиться полным истреблением человечества. — Ред.). Но большинство ученых не опасается войны миров. Во-первых, любой организм очень жестко связан со средой обитания. На какую бы планету ни прилетели мы, нам всюду будет плохо. Вряд ли найдется планета тютелька в тютельку похожая на нашу Землю. С такой же проблемой столкнутся и инопланетяне. К тому же, чтобы послать живое существо от одной отдаленной звезды к другой, требуется много энергии и времени. Это может занять сотни и сотни лет! Поэтому прилет инопланетян к нам в гости крайне маловероятен. Скорее всего, дело ограничится обменом сигналами. И этого будет достаточно, ведь мы просто хотим узнать, как они там живут.

Фото: ribalych.ru