Уборщики внутри нас
— Сколько бактерий живет внутри человека?
— Известно, что в теле человека в десять раз больше клеток бактерий, чем наших собственных клеток. А вес микробов, живущих в нас, достигает примерно 1,5 килограммов. Большая часть этой «армии» обитает в кишечнике. Ведь там прекрасные условия: тепло, влажно, постоянно приливает кровь, много питательных веществ. Благодаря этому «население» только одного кишечника в тысячи раз превышает число всех жителей Земли. А вот на поверхности нашей кожи обитателей куда меньше, ведь там не настолько комфортные условия: и солнечные лучи попадают, и дождь, и ветер, и душ дважды в день. Поэтому «армия» бактерий, например, с лица постоянно пытается проникнуть к нам внутрь. Само собой, в быту мы постоянно поглощаем огромное количество этих не очень полезных микроорганизмов.
К счастью, у нас есть несколько уровней защиты против них. Например, почти все вредные бактерии, попадая в желудок вместе с едой, растворяются в кислоте желудочного сока. Те же микроорганизмы, которые умудряются добраться до кишечника, вступают во взаимоотношения с живущим там бактериальным сообществом и с иммунитетом человека. Грубо говоря, полезные для нас бактерии с помощью так называемых антимикробных компонентов убивают своих опасных собратьев. Оставшиеся в живых образуют довольно гармоничное сообщество, в котором одни бактерии кормят своих «сородичей», а другие — перерабатывают их отходы. При этом в процессе своей жизни все бактерии прекрасно общаются друг с другом с помощью сигнальных молекул.
— Получается, бактерии в чем-то похожи на человека: среди них есть производители пищи, уборщики, врачи... А существуют у этих микроорганизмов уникальные способности, которые абсолютно недоступны нам?
— Конечно. В частности, бактерии способны очень быстро передавать друг другу свои признаки, меняться. Представьте на минуту, что мы с вами обладаем способностями бактерий. У меня, допустим, более темный цвет кожи, и вы понимаете, что вам необходим такой же, чтобы не сгореть летом на солнце. Мы подходим друг к другу, обмениваемся рукопожатием, и за это время я передаю вам свой признак: цвет кожи. Взамен вы передаете мне цвет глаз. А случайный прохожий в это время отращивает себе третью руку. Примерно так же все происходит и с бактериями внутри нас. Те из них, кто получает большее преимущество в силу этих изменений, выигрывают, начинают быстрее делиться, и их потомки заполоняют все, что можно. Кроме того, если бы мы были бактериями, то легко могли бы создать свою копию, скажем, за час.
Кто кем управляет?
— Существует версия, что бактерии не только участвуют в нашем пищеварении, защищают нас от «плохих» микроорганизмов, но еще и управляют нашим настроением и даже умственными способностями.
— Некоторые исследования доказывают это. Например, нам известно, что микробиота кишечника у людей с аутизмом отличается от нормы. Был даже проведен эксперимент на мышах-аутистах — грызунах, которые демонстрируют явное нарушение способностей к общению с другими животными, зацикливаются на каком-то одном действии. В ходе эксперимента ученые заменили их микробиоту на нормальную, и в результате какие-то моменты аутичного поведения у подопытных мышей исчезли вообще, а какие-то уменьшились. Грызуны стали более коммуникативными!
Были подобные эксперименты и с гиперактивными мышами. После смены их микробиоты на нормальную они становились куда спокойнее. С чем это связано, сложно сказать. Возможно, некоторые бактерии в кишечнике вырабатывают какие-то вещества, которые как-то влияют на мозг. Были и эксперименты с людьми. Заранее отобранных женщин разделили на три группы: дамы из первой какое-то время регулярно ели йогурт-плацебо, который вообще не содержал никаких микроорганизмов, из второй — йогурт с убитыми бактериями, а из третьей — смесь с живыми бактериями.
После эксперимента врачи измерили у этих женщин общий уровень стресса. И оказалось, что дамы, которые поглощали живых полезных бактерий, стали более спокойными и уравновешенными. Авторы эксперимента предположили, что такое питание снизило напряжение в самом кишечнике, и это в свою очередь привело к падению уровня стресса во всем организме. Конечно, я не хочу сказать, что бактерии определяют все наше поведение, но какое-то влияние безусловно оказывают. Но это не говорит о том, что мы должны их бояться...
— Почему же нам их не бояться, раз они настолько могущественны?
— Во-первых, наш организм, по-видимому, тоже может ими управлять. Нам пока неизвестно, почему у человека в какой-то момент становится больше одних микробов и меньше других. Но, возможно, все происходит примерно так: организм, нуждаясь, предположим, в бактериях, которые производят жирные кислоты, вырабатывает полезные для них вещества и посылает им таким образом сигнал: эй, ребята, растите, вы мне нужны. И они растут, выделяя полезные вещества. Как только надобность в них пропадает, организм перестает вырабатывать питательные элементы для этих бактерий. А во-вторых, ученым давно известно, что жить с бактериями нам куда лучше, чем без них.
Другое дело, что мы должны уметь защищаться от опасных микроорганизмов. И здесь показателен опыт европейцев. Несколько лет назад они заметили, что их дети растут с огромным количеством аллергий, экзем, аутоиммунных заболеваний. И пик этих болезней пришелся на тот момент, когда европейцы достигли наилучшей гигиены, научились успешно защищать своих детей от всевозможных бактерий. Постоянное фанатичное мытье рук, очистка кожи всевозможными антибактериальными средствами, дезинфекция всего и вся приводили к тому, что детский организм не учился правильно взаимодействовать с бактериями. Выходя в «большой мир», он не имел против них нормальной защиты и реагировал всевозможными аллергиями.
Очень важно, чтобы ребенок в детстве все-таки сталкивался с бактериями. Например, не стоит слишком уж волноваться, когда маленький ребенок тянет что-нибудь в рот и мусолит там. Скорее всего, это поведение заложено в нем генетически. На его губах остается грязь, какая-то зараза. В процессе грудного вскармливания эти бактерии через ареолы женских сосков попадают в организм матери. К моменту следующего вскармливания, через 2–3 часа, в молоке уже появляется необходимый иммунный ответ тем бактериям, которых «встретил» ребенок. Малыш вместе с молоком усваивает его и обретает защиту против микроорганизмов. Как видите, в природе все продумано...
Пересадка кала
— В последнее время врачи бьют тревогу: бактерии успешно приспосабливаются к антибиотикам, и скоро у нас не будет защиты против многих микробов. И тогда никакое грудное молоко уже никому не поможет. Действительно ли опасность так велика?
— Пенициллин — первый антибиотик, изобретенный в ХХ веке, — уже не действует ни на одну бактерию в той дозе, в которой он «работал» в 30-годах. Необходима стократная доза! Конечно, мы изобретаем новые, более действенные антибиотики, но бактерии приспосабливаются и к ним. И все это превращается в бесконечную гонку вооружения. Самое лучшее сейчас — это правильно использовать уже изобретенные лекарства. Например, в США, Европе специальное сообщество врачей каждый год выпускает новые инструкции: какие антибиотики в каких случаях следует применять. К тому же пациентам там делают специальные тесты, которые заранее показывают, устойчива ли бактерия, которая причиняет неудобства, к тому или иному лекарству. У нас же сначала прописывают один антибиотик, если он не действует, то другой, третий...
Мало того, что эти лекарства довольно токсичны, так еще и возникает устойчивость к антибиотикам. Ситуацию ухудшает и то, что в России эти препараты можно купить безо всякого рецепта. Это приводит к тому, что русские люди становятся настоящими биотеррористами! Мы регулярно и зачастую бесконтрольно принимаем антибиотики, наши бактерии приспосабливаются к ним. Когда мы приезжаем, например, в Европу, то делимся этими «мутировавшими» микробами с другими людьми. И им тоже перестают помогать многие антибиотики.
— Но чем же мы можем заменить антибиотики?
— В перспективе, возможно, так называемыми бактериальными коктейлями — смесями из различных микроорганизмов. Например, сейчас уже лоры лечат этими пробиотическими средствами инфекционные заболевания горла. Причем пациенты потом признаются врачам: у меня и горло прошло, и пищеварение стало лучше. А клостридиальную инфекцию (бактерии клостридии, попадая в организм, вырабатывают сильнейшие токсины, которые вызывают токсикоз, рвоту, кровотечение. Некоторые из них антибиотикоустойчивы. — Ред.) за границей, например, лечат с помощью пересадки кала. Из фекалий здорового донора выделяют бактерии, полностью очищают их от всего ненужного и получают в итоге бактериальную смесь, которую пересаживают в кишечник пациенту. Эта «операция» в дополнение к медикаментозному лечению нормализует микрофлору, и пациент выздоравливает.
И еще один важный момент: вскоре врачи, в том числе и в России, будут назначать пациентам новый тип анализа: исследование микробиоты кишечника. Получив результаты, доктор сможет дать вам какие-то рекомендации еще до наступления болезни. «Дорогой пациент, — скажет врач, — что-то ваша микробиота становится похожа на микробиоту людей с диабетом. Поешьте-ка неделю сельдерей, а от жирной свинины откажитесь, а через полгода мы с вами сделаем новый анализ и посмотрим на изменения». И это все не фантастика. Сейчас врачи примерно так же наблюдают за анализами крови.
Лучшее лекарство — пост и окрошка
— Рак с помощью бактерий тоже можно будет вылечить?
— Это было бы замечательно! Некоторые исследователи уже утверждают, что есть прямая взаимосвязь между состоянием микробиоты кишечника и раковыми заболеваниями. В принципе, это возможно, ведь бактериальное сообщество в нашем организме является частью иммунной системы. А любое подобное заболевание связано с тем, что иммунитет не может вовремя распознать и правильно отреагировать на появление раковых клеток. И если мы научимся поддерживать микробиоту в оптимальном состоянии, то, возможно, это как-то поможет нам побороть рак.
— А сами-то мы можем как-то помочь себе, «хорошим» бактериям внутри нас?
— Не стоит бесконтрольно и часто принимать антибиотики. Со временем, даже после самого щадящего курса, восстанавливается только количество, но не видовое разнообразие микробиоты. Еще я бы посоветовал отказаться от промышленной пищи, напичканной консервантами и все теми же антибиотиками. Все эти вещества вместе с едой попадают к нам в организм и делают то, для чего и предназначены: убивают бактерии, но уже внутри нас. Стоит придерживаться постов, поверьте, они не зря были изобретены.
Ведь смена диеты, похоже, действует на нашу иммунную систему как будильник, она встряхивает ее, делает более бодрой, заставляет научиться чему-то новому. Ну и, конечно, ешьте продукты, блюда, традиционные для вашего региона. Если в средней полосе России принято есть окрошку с молоком, значит, это не случайно. По-видимому, подобные блюда появились потому, что люди заметили, как благотворно они влияют на здоровье.