В петербургском метро прошли масштабные ночные учения

Более тысячи человек изобразили для Полтавченко катаклизм в метро

В питерской подземке в ночь на 13 августа прошли масштабные учения спасателей, которые разыграли московский сценарий событий, когда в июле этого года жертвами ЧП стали 23 человека и более 150 получили ранения. «МК» в Питере» оценил реальную безопасность метро для пассажиров.

Более тысячи человек изобразили для Полтавченко катаклизм в метро

Удобное место для ЧП

Напомним, поезд с пассажирам разбился в московском метро 15 июля. Уже точно установлено, что на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» произошло несанкционированное срабатывание стрелочного перевода. Он был закреплен только трехмиллиметровой проволокой. Во время прохождения состава стрелка сдвинулась с места — и поезд сошел с рельс. После аварии был уволен начальник метрополитена Иван Беседин, который на момент ЧП находился в отпуске. Обвинение в нарушении правил безопасности предъявлено четверым сотрудникам подземки. Все они взяты под стражу.

По легенде учений в питерском метро, в результате схода колесной тележки состав электропоезда сошел с рельс и врезался в разделительную стену тоннеля. При этом оказались сильно деформированными два головных вагона, а в третьем возник пожар. Пассажиры уцелевших вагонов предпринимали попытки самостоятельно покинуть тоннель метро. В учениях приняли участие около 500 статистов и примерно столько же пожарных, спасателей, сотрудников метро, врачей скорой помощи.

— По сценарию после экстренного торможения на соединительной ветке метро «Садовая» — «Достоевская» в четвертом вагоне произошло возгорание, — рассказала «МК» в Питере» Елена Юрьева, исполнившая роль раненой пассажирки. — Несколько десятков человек получили серьезные травмы и не могли самостоятельно покинуть место происшествия. Нам сказали, что видео из тоннеля в прямом эфире смотрел губернатор Полтавченко.

По словам участников учений, сцену катастрофы разыгрывали не в самом опасном месте тоннеля, там, где нет лишних конструкций, светофоров и знаков, которые надо обходить. Поэтому ничто не мешало эвакуации пассажиров на специальных щитах и тележках. Спасатели легко справились со своей задачей.

По идее ежегодно на каждой станции питерской подземки должны проходить учения по гражданской обороне, на которых должны отрабатываться и навыки действий в чрезвычайных ситуациях. Но на деле — полноценные учения устраивают лишь после аварий.

Почувствовать лопнувший рельс

В питерском метро что-то похожее на московское ЧП произошло несколько лет назад. К счастью, тогда поломку вовремя обнаружили, и до катастрофы дело не дошло. В 2008 году на перегоне между «Петроградской» и «Черной речкой» был обнаружен серьезный дефект рельса — разошелся сварочный шов. Как потом установила экспертиза, причиной поломки стала плохая сварка. О помехе просигнализировал светофор. Рельсы устроены таким образом, что когда контакт размыкается, автоматически включается запрещающий сигнал, и машинист обязан тут же остановиться.

Но бывают такие дефекты, на которые светофор не срабатывает. В этом случае машинист должен полагаться исключительно на свои ощущения, определяя неполадку на слух или по вибрации вагона. Перед каждым выходом в рейс машинисты проходят медкомиссию. Но в 2015 году в метро начнется пилотное внедрение автоматизированной системы «Штурман». Планируется, что она будет контролировать состояние машинистов локомотивов в течение всей смены. Оценка, по словам разработчиков, проходит в реальном времени по пяти категориям — «сон», «потеря концентрации», «норма», «возбуждение», «стресс».

В случае возникновения проблем сигнал будет моментально поступать оператору, который должен будет оперативно связаться с машинистом. После того, как на Невском проспекте автобус вылетел на тротуар, прямо на прохожих (причиной ДТП стало плохое самочувствие водителя), не исключено, что «Штурман» установят и в наземном общественном транспорте.

 

МК-мнение

— Я посвятил разработке метода обнаружения дефектов металла более 30 лет, — вспоминает инженер-конструктор Борис Григорьев, работавший в лаборатории дефектоскопии НИИ «Энергомаш». — Но большинство моих разработок так и остались нереализованными. После того, как в московском метро произошла эта страшная трагедия, я тут же вспомнил, как в 90-е годы ко мне обратилось за консультацией руководство петербургского метрополитена. Главный инженер рассказал, что лопнул рельс — причем случилось это на повороте, где не было ограничений скорости. Я тогда предложил разработать прибор, который бы с помощью акустики (каждый дефект издает свой особый звук) сигнализировал о состоянии путей. Но тогда мне было сказано, что особой нужды в таком приборе нет, так как якобы «такая авария может произойти раз в сто лет». Сейчас в метро используют ультразвуковые дефектоскопы, но они не могут обнаружить лопнувший рельс!

 

Фото: Елена Ожегова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру