Петр — первый российский эколог
Петровскую «Полтаву» начали строить в 1709 году на Адмиралтейских верфях. Этот корабль в ХVIII веке было чем-то вроде современного ракетоносца. Огромный (почти 40 метров в длину и 45,8 метра в высоту), оснащенный 54 пушками.
— Петр I вместе со своим корабельным мастером Федосеем Скляевым, с которым был знаком с детства, занимался созданием чертежей будущего корабля, — рассказывает руководитель отдела научных исследований проекта «Полтава» Филипп Кузьмичев. — Царь принял участие и в закладке судна. По этому поводу сохранились воспоминания датского посла в России Юст Юля: «Царь, как главный корабельный мастер, распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. С верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников».
На строительство «Полтавы» не жалели ни сил, ни денег, ни корабельного дерева.
— На судно тогда ушло 3500 200-летних дубов, — говорит Филипп Кузьмичев. — Сначала деревья рубили в окрестностях Петербурга, а когда их больше не осталось, везли уже из Казани. Петр, кстати, прекрасно понимал, что без деревьев не будет и флота, а потому принимал довольно жесткие лесоохранительные указы. В частности, он запретил самовольно рубить корабельные государевы леса (дуб, вяз, сосна, бук. — Ред.). Проштрафившихся ожидала смертная казнь. Для устрашения вокруг «запретных» лесов даже ставили виселицы. Петр запрещал даже делать дубовые гробы. Можно сказать, что царь был первым экологом России.
Гвозди из дерева, паруса — из льна
Для воссоздания «Полтавы» сейчас используют то же дерево, что и при Петре I. Стволы 200-летних дубов должны достигать в высоту от 6 до 13 метров и быть как минимум метр в обхвате. Дерево для «Полтавы» везут с Кавказа, из Краснодарского края, Брянской и Тульской областей.
— По технологиям ХVIII века корабельное дерево надо сначала высушивать примерно в течение года, — объясняет Филипп Кузьмичев. — Впрочем, при Петре это правило выполнялось далеко не всегда. Нам тогда необходимо было как можно быстрее создать мощный флот, а потому на просушку времени толком не оставалось, и корабли строили фактически из полусырого дерева. Это одна из причин, почему они служили 15–20 лет, в то время как суда Великобритании могли «жить» до ста лет. Воссоздавая «Полтаву», мы тоже не выдерживаем срок просушки. Но сейчас это, в принципе, и не требуется, ведь мы обрабатываем дерево специальными антисептиками, благодаря которым оно как бы «консервируется», становится влагостойким.
Впрочем, антисептики — это единственная дань времени. Во всем остальном технология строительства новой «Полтавы» полностью соответствует петровской. Например, шпангоуты (поперечное ребро корпуса судна. — Ред.) не гнут до нужного состояния, а вырезают из нескольких заготовленных плах, а потом скрепляют друг с другом гигантскими деревянными гвоздями.
— Паруса, а их общая площадь на «Полтаве» порядка 1200 квадратных метров, мы будем шить, как и при Петре, из льна, — говорит Филипп Кузьмичев. — Вероятнее всего, обрабатывать их придется воском, разведенным со скипидаром. Эту технологию мы еще полностью не воссоздали: сейчас как раз ищем информацию об обработке парусов в записных книжках Петра I.
54 пушки, которые отливаются в Гатчине, также будут точными копиями петровских. В будущем они смогут «работать» как салютные устройства. А вот боевых ядер на «Полтаве» не будет.
— Мы их делать просто не имеем права, — объясняет Кузьмичев. — Иначе нас посадят за незаконное изготовление оружия…
Создатели «Полтавы» надеются достроить судно к 2017 году — 345-летнему юбилею Петра Первого. Тогда же корабль спустят на воду.
— При Петре из бревен, смазанных салом, делали спуск, по которому судно и «отправляли» на воду, — говорит Филипп Кузьмичев. — У нас же будет более современный способ: мы возьмем мешки из специального материала, похожего на прочную резину, под определенным давлением накачаем в них воздух, установим эти мешки в определенных местах и по ним постепенно спустим корабль на воду.
А вот сможет ли «Полтава» выйти в море — большой вопрос.
— К сожалению, исторические деревянные судна такой конструкции не попадают под современные правила безопасности на воде, — говорит Филипп. — Эти нормы достаточно суровые. Думаю, мы сможем выходить в море только с судами сопровождения. По крупным праздникам это вполне возможно…
Фотография любезно предоставлена Филиппом Кузьмичевым