Пока что экспозиция занимает всего три комнаты. В первом зале можно ознакомиться с афишами, извещавшими о концертах советских рокеров.
— Тут хорошо видна так называемая доисторическая эпоха русского рока. Это времена, когда группы уже существовали, выступали, но от них не сохранилось ни одной записи и даже их фото почти не найти, — рассказывает директор музея Никита Круглов. — Принято считать, что рок-н-ролл в СССР начали играть, услышав «Битлз». На самом деле это не так. Рок у нас был и до них. Просто от него почти ничего не сохранилось.
Как доказательство «доисторической» жизни рока в Ленинграде, на выставке можно увидеть афишу группы «Аргонавты» еще 1968 года. Ее музею передал бывший барабанщик этой команды. Кстати, в ней же играл Александр Тимошенко — директор «ДДТ» (а чуть ранее «Алисы» и «Наутилуса Помпилиуса»).
Во втором зале представлены пластинки питерских рокеров с их автографами. Большую часть коллекции составляют экспонаты из личных собраний известного музыканта Владимира Рекшана, историка рока Андрея Бурлаки, многое передали на выставку дизайнер Джими Хазиев и фотограф Андрей (Вилли) Усов, снимавший легенд русского рока.
— Есть и совсем уникальные вещи. Например, одна наша знакомая как-то шла по Петроградке и во дворе, на помойке, заметила выброшенный фотоальбом. Она решила его посмотреть и очень удивилась, увидев множество известных лиц. Там были фотографии с концертов и с домашних посиделок авангардиста Сергея Курехина, рокера Олега Гаркуши, первого отечественного панка Андрея (Свина) Панова, — говорит Никита Круглов. — Если бы не счастливое стечение обстоятельств, этот фотоархив был бы навсегда потерян. К тому же его владельца мы так и не смогли установить. Его фамилия подписана на обложке, но никто в рок-тусовке такого не знает.
На всеобщее обозрение выставили часть этих снимков, оставив «за кадром» лишь совсем личные карточки. Рядом в третьем зале можно увидеть рукопись Майка Науменко — текст песни «Пригородный блюз» и его же рисунок на клочке бумаги. А на соседнем коллаже представлены письма, которые приходили в советские годы в рок-клуб на улице Рубинштейна.
— Люди не могли писать напрямую музыкантам, так как не знали их адресов, поэтому отправляли свои послания в рок-клуб. Корреспонденция скапливалась тоннами. Разбирать письма не хватало времени, — отметил директор нового музея. — Отдельная тонна приходится на конверты, пришедшие на имя Марьяны Цой, после гибели певца. Многие, кстати, до сих пор не распечатаны. Их не выкидывали. И теперь есть возможность часть из них представить.
Выставка, которая, скорее всего, превратится в постоянную экспозицию, открылась 31 мая. И в первые же дни ею заинтересовались многие питерские рокеры. Некоторые посулили завезти в музей свои вещи, плакаты и пластинки.
— Хиппи 1990-х обещали передать нам свои джинсовые сумки, которые вручную шили в те годы, — говорит Круглов. — Уже отдали нам две электрогитары — так называемый «самопал», их собирали умельцы, сами схемы паяли. Еще скоро выставим губную гармошку группы «Аквариум».
В планах музея не только развивать экспозицию, но и проводить регулярные тематические вечера.
Фото Павел Станин