«Оставьте ЕГЭ в покое!»

Над выпускниками школ продолжают ставить эксперименты

ЕГЭ вновь собираются реформировать. На этот раз из экзамена планируют полностью убрать тестовую часть «А», где из четырех предложенных ответов надо выбрать один правильный. Вместо «блока-угадайки» школьники будут сдавать устный экзамен по всем предметам гуманитарного цикла. О грядущих переменах в ЕГЭ сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. «МК» в Питере» узнал, как оценивают очередную реформу ЕГЭ петербургские учителя. Мнения разошлись.

Над выпускниками школ продолжают ставить эксперименты

Без вариантов

О том, что из ЕГЭ необходимо убрать часть «А», говорили давно и много. Мол, выполнение этих заданий сводится только к угадыванию ответа, а значит, толком не отражает уровень знаний учащихся.

— В части «А» школьники должны ответить на 10–15 вопросов, в зависимости от предмета, — говорит победитель конкурса «Учитель года России — 2007», учитель математики Дмитрий Гущин. — Вы думаете, можно угадать ответы на все эти вопросы? Так нет же, иначе выпускники всегда правильно отвечали бы на все вопросы части «А». Статистика говорит о том, что экзамены в существующей форме достаточно трудные, хорошо их пишет довольно мало выпускников.

Более того, по мнению Дмитрия Гущина, без части «А» экзамен только проиграет.

— Ничего плохого в заданиях с выбором ответа в общем-то нет, — считает учитель. — Они позволяют задать такие вопросы, которые сложно чем-то заменить. Например, ученику показывают четыре схемы и спрашивают, на какой из них изображено наступление войск Наполеона на Москву. Или показывают четыре диаграммы, и требуется выбрать ту, которая отображает ситуацию на рынке в том или ином географическом регионе.

И, кстати, в тех предметах, где задания с выбором ответа не нужны, например, в ЕГЭ по литературе или математике, их и нет.

С ним не согласен победитель конкурса «Учитель года — 2003», директор 166-й гимназии Игорь Карачавцев:

— Я думаю, отказаться от части «А» — это разумное решение, — говорит он. — Дело в том, что учителя в последнее время все чаще ориентируются только на один способ проверки знаний: написание тестов. Их можно понять, ведь они переживают за то, как выпускники сдадут ЕГЭ. Но из-за этого устная речь на уроке уходит на третий-четвертый план. Это неправильно.

Возможно, отмена части «А» в ЕГЭ исправит это положение. Так или иначе, если от вопросов с вариантами ответа все-таки откажутся, то делать это будут поэтапно. Сначала, предположим, отменят часть «А» в экзамене по русскому языку, потом дело дойдет до истории и остальных предметов. Сейчас в Федеральном институте педагогических измерений уже создан научный совет, который изучает возможности сокращения части «А».

Экзамен с магнитофоном

Немало вопросов и к введению устного экзамена по всем гуманитарным предметам.

— Устный ответ, конечно, дает больше возможностей понять, как ученик умеет анализировать, сравнивать, высказываться по поводу полученных в школе знаний, — говорит Игорь Карачавцев. — Вопрос в том, как именно будет проходить этот устный экзамен. Возможно, по той же схеме, что и нынешний ЕГЭ по иностранному языку. Ученик дает ответ, который организаторы экзамена записывают на магнитофон. Потом эти записи анализируют и оценивают эксперты из других школ. Такой вариант мне кажется недостаточно хорошим. Потому что ученик может что-то не договорить, а возможности задать уточняющие вопросы не будет. Не исключено, что оценивать ответ выпускника будет комиссия из числа преподавателей данной школы.

— Отдать выставление оценок на откуп учителям — значит лишиться главного плюса и идеи ЕГЭ — объективности выставления оценок, — считает Дмитрий Гущин. — В любом случае, чтобы внести такие довольно масштабные изменения в экзамен, нужны большой срок и опытная база. Необходима апробация в пилотных регионах, которые согласятся проводить ЕГЭ с устной частью.

Но и это еще не все изменения. Так, например, планируется ввести двухуровневые экзамены: профильный (более сложный, продвинутый) и базовый (простой). Выпускники школ сами смогут выбрать уровень сложности ЕГЭ. Например, если ученик поступает, предположим, на физмат в СПбГУ, то он берет профильный ЕГЭ по математике и базовый — по русскому языку.

— Здесь тоже очень много вопросов, — признается Дмитрий Гущин. — Я не понимаю, зачем еще больше усложнять экзамен, вводя профильную часть? У нас разве слишком много человек сдает экзамен на максимальное количество баллов? Нет. Например, ЕГЭ по математике на 100 баллов по России пишет от 50 до 500 выпускников в зависимости от года. А всего экзамен сдают 800–900 тысяч человек... К тому же на законодательном уровне не предусмотрены многоуровневые экзамены. У нас есть единая для всех выпускников государственная аттестация в форме ЕГЭ.

Как именно изменится итоговый экзамен, станет известно уже к августу-сентябрю этого года.

— То, что происходит с государственной аттестацией, вызывает недоумение, — говорит Дмитрий Гущин. — Только в 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников. И с того времени этот экзамен постоянно меняется. То убираются какие-то задания, то появляются новые.

И правда. В прошлом году, например, новые вопросы в ЕГЭ изумили учителей истории. Школьникам предлагалась картинка с изображением какого-либо здания. И они должны были ответить, кто руководил государством в то время, когда было построено это сооружение.

— Зачем придумывать такие экзаменационные задания, которые являются шоковыми для детей, родителей и учителей? — недоумевает Дмитрий Гущин. — Вы хотя бы тогда опубликуйте 300 таких картинок, чтобы выпускники смогли нормально подготовиться. В начале года нам обещали сделать открытый банк заданий, а сделали его «для галочки»: в действительности задания в нем к будущим ЕГЭ отношения не имеют. Мне вообще не очень понятно, зачем вводить постоянные изменения в ЕГЭ.

Отчасти, наверно, это делают для формальных вещей: надо же отрапортовать, что экзамен совершенствуется. Возможно, конечно, что постоянные изменения в ЕГЭ связаны с желанием что-то улучшить. Но экзаменом улучшить ничего нельзя. Позитивные изменения происходят благодаря повышению квалификации учителей, внедрению современных методик преподавания, новым поколениям учебников. Надо учить детей по программе и спрашивать по ней же, а не каждый год менять что-то в едином экзамене. Так, может, прекратить уже? Может, пора взять паузу и хотя бы на время оставить ЕГЭ в покое?

Кстати

Новинки ЕГЭ-2014

- Конверты с заданиями 2014 года будут упакованы в специальные пластиковые пакеты, которые поместят в запечатанные коробки. Каждый Контрольно-измерительный материал будет содержать семь специальных идентификаторов, по которым легко распознать, кому из учеников он принадлежал.

- В каждый экзаменационный пакет будет вложена специальная анкета, в которой выпускник сможет написать свое мнение о проведении госэкзамена, а также указать моменты, которые могли ему помешать сдать ЕГЭ. Все заполненные анкеты будут изучены и отсканированы.

- Участки сдачи ЕГЭ будут оснащены системой видеонаблюдения. В ход пойдут те камеры, которые были задействованы на последних президентских выборах. К слову, в качестве эксперимента в прошлом году камеры уже были установлены в школах Ленинградской области. Правда, уже тогда учителя недоумевали, кто будет после ЕГЭ осматривать многочасовые записи. Неясно это и сейчас.

 

Фото: ptr-vlad.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру