«МК» в Питере» нашел единственного на весь город мужчину-парфюмера

Ян Фролов создает удивительные запахи не только для женщин, но и для мужчин

В Петербурге работает уникальный человек, возродивший почти забытую в наше время профессию частного парфюмера. У себя дома Ян Фролов, как заправский алхимик, создает новые ароматы. Его капли натуральных масел противостоят океану химического парфюма, продаваемого в магазинах нашего города.

Ян Фролов создает удивительные запахи не только для женщин, но и для мужчин

Ароматный первоклашка

Ян интересовался запахами с раннего детства. Его родители были связаны с внешторгом, и в их советской семье водились не только «Вечерняя Москва» и одеколон «Тройной», но и привозимые из-за границы флакончики дорогих духов.

— Я обожал поливаться папиными одеколонами. Когда я пошел в первый класс, это было большое событие для меня, и, конечно, я хотел быть при параде, надушился как следует, — вспоминает Ян Фролов. — Я тогда еще не знал, что моя первая учительница была беременна и из-за меня промучилась целый день. От сильного запаха моего одеколона у нее начался жуткий токсикоз, и ее все время тошнило, но выгнать первоклашку с урока она не могла, так и страдала, бедняжка. Зато запомнила меня на всю жизнь.

Во взрослой жизни Ян стал бизнесменом. Его основное дело никак не связано с парфюмом, зато приносит доход в отличие от ароматов, которые стали дорогим увлечением.

— Интерес к запахам у меня никогда не пропадал, в 1990-е и позже я скупал разный парфюм, пробовал тот, что продается в сетевых магазинах и в небольших лавках на розлив. Но меня поражали ароматы, которые я встречал в частных магазинах за границей, не массовые, способные интересно раскрываться со временем, богатые на оттенки, — говорит Ян.

Несколько лет назад в Петербург с лекцией приехал известный швейцарский парфюмер Энди Тауэр. Сейчас он легенда в мире ароматов, хотя стал парфюмером случайно. По образованию Тауэр химик, специалист в области молекулярной химии, но однажды занялся духами и сменил свою профессию.

— Его пример меня так впечатлил, что два года назад я тоже решил попробовать создавать собственные ароматы, — объясняет Фролов.

Бизнесмен проштудировал книги по парфюмерии и отправился за ингредиентами в Интернет. К сожалению, в современном мире крайне редко кто из парфюмеров сам добывает себе компоненты для духов. Это слишком дорого. Например, для получения одного литра розового масла необходимо четыре-пять тонн бутонов роз. Грамм такого масла и без того стоит дороже золота, а если заказывать розы в Петербург и самостоятельно добывать из них бесценную субстанцию, то получатся самые дорогие духи в мире.

Эфирное масло своими руками

— То, что продается в наших магазинах, — это в основном массовый продукт. Его делают из химически синтезированных компонентов. Производители хоть и уверяют, что их химия ничем не отличается по запаху от натуральных продуктов, но чувствительный нос, безусловно, уловит разницу. Она как между туалетной водой и освежителем воздуха для туалетов, — уверен парфюмер.

Но иначе на самом деле и быть не может. Для тех объемов, какими в наши дни выпускают туалетные воды крупные компании, просто не вырастить и не обработать нужного количества природного сырья. Натуральные компоненты используют для лимитированных партий парфюма. Например, фабрики «Шанель» выкупают почти весь урожай цветочных плантаций французского Прованса.

— У нас в стране сейчас никто не занимается производством натуральных масел для парфюмерии, несколько фабрик лишь специализируются на разливе сырья, закупленного в Европе и арабских странах, — отметил Ян. — И есть еще один уникальный человек в Москве Андрей Олейников, химик по образованию, алхимик по призванию, который занимается сбором трав, листьев, почек, плодов и делает из них масла.

Начинающим парфюмерам Олейников показывает фокус — как добыть каплю аромамасла буквально на коленке. Для этого потребуется спелый сочный грейпфрут. Если ложечкой поскрести его кожицу, слить полученную жидкость в мензурку и дать отстояться, то через несколько часов жидкость разделится на две субстанции — вверху соберется мякоть кожицы, а вниз осядет капля эфирного масла.

— Я такими фокусами не занимаюсь, покупаю масла в Интернете. Только там нужен глаз да глаз, могут обмануть на каждом шагу. Продавцы нередко пытаются подсунуть испорченный продукт, химию вместо натурального масла, а то и вовсе что-то непонятное — подкрашенную водичку, — сетует Фролов.

Слабости брутальных мужиков

Первые восемь месяцев в парфюмерном ремесле Ян провел в поисках. Долго ничего толкового не получалось, компоненты смешивались не в тех пропорциях, ароматы выходили совсем не такими, как задумывалось.

— Сейчас на производство новых духов уходит совсем немного времени, гораздо больше я трачу на придумку аромата. Я вынашиваю его неделями, а то и месяцами в голове, постоянно возвращаюсь к нему во время работы или когда еду в машине. Из знакомых запахов складываю новый, еще неведомый, — пытается объяснить парфюмер.

Чтобы так в голове складывать небывалый аромат из мозаики известных, нужна не только фантазия, но и тренировка. Парфюмер советует тем, кто решит заняться этим ремеслом, начинать с упражнений на обонятельную память — расставить перед собой штук 50 флакончиков с различными ароматами и угадывать их по запаху. Для начала нужно научиться не путать розу с жасмином, кедр с индийским удом (он же агар). На втором этапе можно переходить к более сложным задачам — различать, например, запахи роз разных сортов.

Ян тренировался прямо у себя дома, вечерами, по выходным смешивая различные масла и другие компоненты. Пробовал получившиеся «зелья» на себе, на жене и друзьях.

— Знакомые с интересом отнеслись к моим экспериментам, а теперь и к готовому парфюму. Что интересно, клиентами стали не только женщины, но и мужчины, причем некоторые весьма брутальные. У меня есть знакомый пауэрлифтер — человек всерьез занимается поднятием тяжестей, это гора мышц, и только редкие друзья знают, что у него в шкафчике стоит штук двадцать флаконов с разными одеколонами и туалетной водой, — улыбается Ян Фролов.

Женщины иногда удивляются, когда узнают, что Ян парфюмер. На первый взгляд кажется, что это не совсем мужское занятие. Но Фролов уверен, что, как и художники, повара или модельеры, лучшие парфюмеры тоже мужчины.

Мода быть одинаковыми

Сейчас в магазинах доминируют два направления парфюма — офисный и спортивный, оба — порождения американского образа жизни.

— В 1990-е годы парфюмеры крупных фабрик решили, что офисные работники должны пахнуть более-менее одинаково. В этом была своя логика, ведь в американских офисах десятки, а то и сотни людей часто сидят в общих помещениях. При таком большом скоплении не должно возникать смешения разнообразных запахов, образующих ароматическую какофонию. Гораздо приятнее, если в комнате будет один нейтральный запах, — объясняет Ян Фролов. — Поэтому, зайдя сейчас в популярный парфюмерный магазин и попробовав несколько продуктов, человек зачастую потом не может вспомнить, где какой был и чем они друг от друга отличались — все слишком похожи. В том же духе выполнены и спортивные ароматы — что-то свежее, бодрящее, поддерживающее тягу к спорту.

Кстати

Аромат французского гаража

Частные парфюмеры могут пренебрежительно относиться к духам и туалетным водам, сделанным на основе искусственных веществ. Но из натуральных компонентов невозможно составить запах моря или гор. Это под силу только химикам. Несколько лет назад на Западе зародилась новая мода на странные ароматы. Парфюмерные компании стали производить духи с запахом жареного мяса, сырой рыбы, вонючего сыра. А потом появились ароматы дыма, резины, гаража. Находятся люди, которые хотят благоухать машинным маслом, смазками, красками. Хотя, возможно, французский гараж пахнет совсем не как российский...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру