Первым делом – самолеты

Петербург готовит кадры для авиационной промышленности

Петербург готовит кадры для авиационной промышленности

С момента создания первого самолета авиационные технологии шагнули далеко вперед, и сегодняшние летающие машины совершенно не похожи на те, что поднимались в воздух в начале прошлого века. Сейчас авиационная отрасль – одна из наиболее наукоемких и потому требует профессиональных кадров.

Перспективы отрасли

Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации, она обеспечивает более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест и вносит существенный вклад в ВВП страны. По данным Минпромторга, в стране работает 248 предприятий авиационной промышленности, в числе которых производители авиационных компонентов, а также учреждения сферы науки и технологий.

Мировой рынок самолетов и вертолетов, авиационных систем и компонентов демонстрирует значительный объем и стабильный рост на протяжении последних десятилетий. Ожидается, что основной движущей силой развития авиационной отрасли останется рост пассажиро- и грузопотоков, которые к 2025 году вырастут соответственно в 2 и 2,3 раза. При этом к этому времени объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 595 млрд долларов. В этот период ожидается еще большее смещение спроса из Европы — основных рынков авиационной техники на сегодняшний день — в направлении Азии, что не только откроет новые возможности для развития сегодняшних мировых лидеров авиастроения, но и даст шанс новым игрокам на глобальном рынке авиационной техники.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденных Президентом РФ в апреле 2012 года, в качестве объективной необходимости, от которой зависит обеспечение безопасности, социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации, указывается реализация авиационного потенциала.

Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации: благодаря тесной связи с другими обеспечивающими отраслями ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны, обеспечивая развитие трудового потенциала Российской Федерации.

Уникальная специальность

Подготовка специалистов по направлению «Авиационные приборы и комплексы» ведется с 1955 года на базе Колледжа авиационного приборостроения и автоматики. Несколько лет назад он был присоединен к Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения (ГУАП), став факультетом среднего профессионального образования. Важно отметить, что учебное заведение является единственным в России, где ведется обучение по данной специальности. Прием абитуриентов производится на базе 9 классов и ежегодно составляет 25 человек.

— Поступая к нам, ребята руководствуются уникальностью специальности, отличными перспективами дальнейшего трудоустройства, — рассказывает Наталия Алексеевна Чернова, декан факультета. — Можно отметить и влияние на выбор семейных традиций. Данную профессию нередко стремятся освоить ребята, чьи родители работают в аэропортах и на профильных предприятиях в различных регионах нашей страны. Они поступают к нам учиться, потому что выбирают свое профессиональное будущее, глядя на родных и близких.

Многие родители считают, что система среднего профессионального образования позволяет их детям не только приобрести отличные знания, с которыми можно продолжить обучение в высшей школе, но и практические навыки, с которыми можно сразу пойти работать.

Рациональный выбор и авиационная романтика

Специалисты среднего звена в данной области очень востребованы. В Санкт-Петербурге работает много предприятий авиационной промышленности, которые занимаются разработками в области авиационного приборостроения, а также несколько авиаремонтных заводов, аэропорт, предприятия, выпускающие авиационное оборудование. Потребность предприятий в хороших специалистах, которые разбираются в технологиях, умеют читать чертежи, работают с профессиональными пакетами прикладных программ, большая. Так что проблем с трудоустройством по специальности у выпускников нет. Тем более что техника и технологии за последние годы настолько усложнились, что для того, чтобы с ними работать, нужны профессиональные знания и умения.

Колледж поддерживает партнерские отношения с ОАО «218 авиационный ремонтный завод», ОАО «СПАРК», ОАО «419 авиационный ремонтный завод», ОАО «Техприбор», ОАО «20 авиационный ремонтный завод». На этих предприятиях ребята проходят производственную практику и имеют возможность на них трудоустроиться по окончании обучения.

Для многих ребят все начиналось с детского увлечения конструированием, можно сказать, с хобби. Преподаватель специальности «Авиационные приборы и комплексы» Крылов Валерий Анатольевич в Доме творчества юных в Колпино ведет авиамодельный кружок, который немало будущих абитуриентов посещало перед тем, как принять решение поступить в колледж. Его ученики не просто увлекаются техническим творчеством, но даже принимают участие во всероссийских соревнованиях. При этом необходимо отметить, что, помимо конструкторских задатков, при поступлении на эту специальность немалую роль играет и романтика авиационного дела. Таким образом, и прирожденные технари, и влюбленные в самолеты мечтатели приходят после школы получать среднее профессиональное образование на факультет СПО в ГУАП.

Следует обратить внимание и на возможность дальнейшего получения высшего образования по выбранной специальности практически в тех же стенах, ведь факультет является структурным подразделением ГУАП, что также не может не способствовать росту его популярности. В итоге около половины выпускников факультета пользуются возможностью получить профильное высшее образование без сдачи ЕГЭ и по сокращенной программе.

Чему и как учат будущих авиатехников

Конечно, за более чем полвека с момента начала подготовки профессиональных кадров в стенах учебного заведения технологии значительно изменились, появились новые машины, механизмы, оборудование, были внедрены современные разработки. Но в основе их лежат изначальные принципы. Поэтому учащиеся по-прежнему изучают в качестве основных дисциплин материаловедение, электротехнику, электронную технику, метрологию, техническую механику, инженерную графику, в качестве специальных — детали авиационных приборов, авиационные приборы и комплексы, навигационные и топливные комплексы, также технологию разработки и проектирования авиационных приборов и комплексов.

Есть в учебном плане и такие дисциплины, как гироскопические приборы, оборудование авиационных организаций и оборудование для испытаний авиационных приборов и комплексов, основы надежности, электрорадиоизмерения, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Все вместе представляет из себя большой профильный цикл, из которого складывается специальность. Его разработали ведущие ученые, практики и педагоги с учетом современных достижений науки и техники.

По окончании обучения выпускники получают квалификацию техника и могут работать в качестве техника-электромеханика, техника-испытателя, техника по ремонту авиационных приборов и комплексов. Они умеют разрабатывать конструкции типовых деталей и узлов авиационных приборов, организовывать и проводить испытания и тестирование приборного оборудования, разрабатывать и осуществлять технологические процессы изготовления типовых деталей, сборки и испытания типовых деталей и узлов авиационных приборов.

Факультет СПО ГУАП располагает производственной базой в самом здании учебного заведения, в составе которой учебные мастерские (слесарно-механический и электромонтажный участки). Оборудование: металлорежущие станки, станок с ЧПУ, электромонтажные стенды. Материальная база обновляется ежегодно — как за счет средств учебного заведения, так и за счет спонсорских средств.

Во время обучения учащимся выплачивается стипендия. При отсутствии оценок «удовлетворительно» — в размере 1000 рублей, а отличникам — в размере 1500 рублей. Также выплачиваются социальные стипендии в размере 1500 рублей. Один раз в семестр учащийся имеет право получить материальную помощь в размере до 5000 рублей.

Евгений Герасимов, фото: photosight.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру