«Нам не дают целоваться»

Музыканты известной стамбульской группы рассказали, почему полыхает Турция

В Петербурге выступила стамбульская рок-группа REDD. Ее основатели — братья-близнецы Гюнеш и Доан Дуру — принимали участие в массовых протестах, которые вот уже две недели не стихают в Турции. Более того, одна из песен этих рокеров стала своеобразным гимном митингов. Турки требуют отставки премьер-министра Тайипа Эрдогана. Но он пока не собирается покидать свой пост и даже сообщил протестующим, что, если они не угомонятся, его терпению придет конец. Это заявление на днях вызвало новую волну протеста. Гюнеш Дуру рассказал «МК» в Питере», почему турки никак не успокоятся.

Музыканты известной стамбульской группы рассказали, почему полыхает Турция
Фото: antikry.com

«Турецкая молодежь проснулась»

— Размах беспорядков в Турции удивил весь мир. А сами турки ожидали от себя такого?

— Для нас это тоже было сюрпризом. Сейчас в протестах принимает участие в основном молодежь. А ведь она до недавнего времени политикой вообще не интересовалась. Все были уверены, что молодежь в Турции крепко спит. А оказалось, что нет...

— Массовые протесты начались после того, как власти сообщили о своем решении построить на месте парка Гези в Стамбуле торгово-развлекательный комплекс. Туркам так дорого это место, что они готовы ради него устраивать беспорядки по всей стране?

— Ситуация с парком стала последней каплей. На самом деле катализатором взрыва могло быть все что угодно. Проблема в том, что любая идея нашего премьер-министра Тайипа Эрдогана моментально становится законом. Он может посмотреть с вертолета на какое-то место и сказать: «О, мне здесь нравится, построю-ка я тут мечеть». Люди потом могут обсуждать эту идею сколько угодно, но иное решение им принять все равно не дадут. И так во всех сферах жизни. Конечно, Эрдоган смог поднять нашу экономику, людям теперь живется легче. Но вместе с этим мы получили человека, который диктует свою волю абсолютно всем. Конечно, у нас пока не тоталитарный режим, но все равно очень жесткий. К тому же происходит некая исламизация страны. Эрдоган пытается всех турок сделать религиозными, хотят они того или нет. В Турции влюбленным не стоит публично проявлять свои чувства, целоваться. То же самое касается абортов или совместной жизни вне брака. Сейчас обсуждается возможность введения нового закона, по которому во всех семьях должно быть не меньше трех детей.

— Большинству турок это не нравится?

— Конечно. Одни мечтают оставаться атеистами, другие вообще поддерживают гей-сообщество. Но при этом ни у кого нет выбора — за нас все решит Эрдоган. Но мы уже привыкли жить при демократии и не хотим ничего менять.

Кто отступит первым?

— Как вы думаете, если беспорядки не прекратятся, полиция будет применять оружие против демонстрантов?

— Вряд ли. Скорее всего, дело ограничится водометами, слезоточивым газом и резиновыми пулями. Недавно Эрдоган заявил примерно следующее: «Меня на выборах поддержало 50 процентов населения. Пока что они спокойно сидят дома, но, если я скажу, они выйдут на улицы против вас. Не вынуждайте меня сделать это». На самом деле не так много людей, которые действительно согласятся выйти на площадь ради него. Они не пойдут против своего народа.

— Как вы думаете, чем закончатся массовые беспорядки в Турции?

— Никаких прогнозов сделать нельзя. Эрдоган — человек, который не привык отступать. И это подтверждается его жесткой реакцией на массовые беспорядки. Дошло уже до того, что в Измире арестовали шестерых человек, которые поддерживали протесты в «Твиттере». Но мы все равно не пойдем на попятную. Сейчас турки хотят добиться досрочных выборов. Если это случится, главное, чтобы Эрдогана вновь не поддержало 50 процентов населения.

Свидетельства очевидцев

Петербурженка Мария Эмек, четыре года живет в Стамбуле:

— Парк Гези — место отдыха молодежи Стамбула. Кроме того, там собираются туристы, представители секс-меньшинств, трансвеститы, а по ночам — проститутки. В этом парке царят очень свободные нравы. Но уничтожать его ради того, чтобы друг Эрдогана (ходят такие слухи) построил там торговый центр, — это слишком. Уже когда беспорядки были в разгаре, премьер-министр предложил вместо центра построить на месте парка мечеть. Но на самом деле дело не в парке. Просто люди устали от Эрдогана. Недавно он сказал, что не пойдет ни на какие уступки. Поэтому, я думаю, беспорядки будут еще хуже. Хотя и сейчас приятного мало. Полицейские кидали бомбы со слезоточивым газом. Люди укрывались в мечетях, в домах, но и туда пускали газ. Но, похоже, репрессии никого не пугают, ведь митинги проходят практически во всех крупных городах. Бушевала даже туристическая Анталья. Сейчас в Стамбуле люди выходят на улицу, стучат в сковородки и орут, чтобы Эрдоган уходил. Кстати, после протестов митингующие сами чистят улицы от осколков, бутылок и прочей грязи. Все люди сплотились, даже заядлые враги вроде фанатов разных футбольных клубов стали единомышленниками.

Россиянка Лейла Гашимова, жительница Стамбула:

— Я была в самом пекле! Еле выбралась. Весь центр в баррикадах! Народ все жег, бросался камнями, а когда полицейские пустили слезоточивый газ, его было так много, что даже босфорский ветер от него не спасал. Все шли вслепую, дико орали и кашляли. Легкие у меня были словно в огне, даже начала кружиться голова. Потом кто-то схватил меня и начал лить в лицо какую-то сладкую жидкость, крича при этом: «Глаза открой, нужно их промыть!» Когда я оклемалась, мои спасители пропали в толпе. Вскоре и меня понесло дальше вместе с ней. Через каждые пять шагов кто-то добрый брызгал мне в лицо молоком или еще чем-то, чтобы спасти глаза от слезоточивого газа. И через какое-то время жжение действительно прошло, и я наконец-то смогла открыть глаза.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру