В Петербурге кондуктор троллейбуса раздает "зайцам" конфеты

Так Виктор Лукьянов пытается перевоспитать тех, кто не хочет покупать билеты в автоматах самообслуживания

Самого необычного кондуктора Петербурга Виктора Петровича Лукьянова с 1 апреля можно застать в троллейбусе № 8, где он следит за новым транспортным экспериментом — возврату к системе «самообилечивания» в общественном транспорте. А тем, кто билет не купит, Виктор выдаст… конфету. Это у него такой способ борьбы с «зайцами». О своих необычных методах работы с пассажирами он рассказал «МК» в Питере».

Так Виктор Лукьянов пытается перевоспитать тех, кто не хочет покупать билеты в автоматах самообслуживания

Флаг ЦСКА пустил на розы

К прошедшей Олимпиаде Виктор украшал троллейбус шариками в цвет олимпийских колец и российским флагом. Для Паралимпиады сам нарисовал небольшие плакаты. А началось все с Дня Победы в 2009 году. Тогда Лукьянов работал в трамвае № 40.

— Дело в том, что у меня мать — ветеран войны. Она воевала в уральском лыжном батальоне, помогала освобождать Ленинград от блокады. Для меня День Победы очень много значит, — объясняет Виктор Петрович. — Поэтому в этот праздник я хотел привлечь внимание пассажиров, украсил трамвай, рассказывал тем, кому было интересно, про свою маму, угощал всех конфетами. Люди благодарили, им нравилось.

После этого Виктор старается на каждый крупный праздник придумать что-то особое. В Новый год он обилечивал пассажиров, работая в костюме Деда Мороза, но с форменной жилеткой поверх шубы. На 8 Марта украшал поручни бантами и розами из красной материи.

— Я же еще подрабатывал монтировщиком на стадионе «Петровский». Фанаты ЦСКА приезжали как-то на матч с красно-синим полотнищем, а потом оставили его на трибуне. Я его забрал себе. Из красной части наделал лоскутов, вот из них и мастерю розы. Ткань, кстати, пропитана специальным составом, чтобы не загорелась. Так что противопожарную безопасность я соблюдаю, — говорит Лукьянов.

А вообще у Виктора каждый день — как праздник. На работу он выходит в рубашке и при галстуке. И постоянно следит за чистотой в салоне. Подоконники и поручни протирает мокрой тряпочкой. Пол намывает на конечных остановках, а по пути увлажняет центральный проход из бутылки с водой, чтобы пыль не разлеталась. Хотя следить за чистотой — обязанность вовсе не кондукторов, а сотрудников автопарков.

— За полтора года, что я проработал в трамваях, так 97 вагонов намыл. Потом стал трудиться в троллейбусах, а они меняются чуть ли не каждый день. Но я все равно мою, чтобы людям было приятно ездить, а не как в сарае, — рассказывает Виктор Лукьянов.

79 «спасибо» за проезд

Коллеги Виктора смотрят на него скептически. Некоторые боятся, что пассажиры привыкнут к хорошему и будут от них требовать того же. Но Лукьянов не обращает внимания на критику. Это не в его характере. Майор запаса, он привык все делать на отлично.

До того, как стать питерским кондуктором, Виктор отслужил 16 лет в армии на Дальнем Востоке. Потом женился на петербурженке и перебрался из Хабаровска в Питер. Брак был недолгим, и майор запаса ушел в дворники.

— Я два года жил под лестницей, потом еще два года в вентиляционной камере на чердаке. Работал на 10–15 работах одновременно — дворником, уборщиком, мусорщиком, потом в школу подсобным рабочим устроился, а затем там же стал учителем труда, сменил место жительства на школьный туалет, — вспоминает Лукьянов.

Попутно Виктор собирал банки и бутылки, особенно помогала подработка на стадионе «Петровский», где после матчей можно было получить неплохой урожай пустой тары. Рекорд Лукьянова — шесть тысяч пивных банок за один вечер. Полученные деньги он бережно откладывал на банковский счет. И за несколько лет скопил себе на однокомнатную квартиру.

— Купил я эту квартиру, поставил диван, две недели на нем лежал и понял, что скучно и надо чем-то заняться, — говорит Виктор Лукьянов. — Чем — не знал, но в трамвае увидел объявление о наборе кондукторов, так и попал в эту профессию.

Устроившись на работу, Виктор пошел сообщить об этом своему соседу. А тот рассказал ему, как однажды ехал в автобусе и там кондуктор всем «спасибо» говорила, и людям было очень приятно. Идея Лукьянову понравилась. Теперь у него на работе три главных слова: «спасибо», «пожалуйста» и «разрешите».

— А для «спасибо» я даже отдельный словарик завел. Записываю в него, как благодарить людей на разных языках. Сначала были простые языки — английский, французский, немецкий, узбекский, таджикский, — рассказывает Виктор. — А потом ко мне подсели тайцы, я их сначала за наших узбеков принял. Говорю им «рахмат» — не понимают. Разговорились, они научили меня их варианту — «хап-хун-храп». Чуть позже я так поблагодарил тайку, которая со мной ехала. А она сказала, что это неправильно — женщинам надо говорить по другому: «хап-хун-крап». Теперь буду знать. Многому научился у туристов — причем как иностранных, так и российских, прибывших из других регионов, где говорят на местных языках. Знаю, как будет «спасибо», например, по-мариэльски, по-абхазски, по-тувински, на иврите. На днях в троллейбусе ехал студент из Нигерии, из племени Юруба. Он меня научил новому «спасибо», на их языке это будет «чали».

Всего в запасе у необычного кондуктора «спасибо» на 79 языках.

Нарушителям — закуска!

«Спасибо» Виктор Лукьянов коллекционирует, а некоторые другие слова, наоборот, исключил из своего лексикона. У него никогда не ездят в троллейбусе «пенсионеры», «инвалиды», «беременные», вместо них исключительно «заслуженные люди города». Их Виктор старается всегда сам встречать у дверей и провожать до свободного места.

В сумке кондуктора, кроме билетов и денег, лежит запас конфет. Один кулек для тех, кто покупает у него проездные карточки на 10 поездок. Второй — для безбилетников и прочих нарушителей порядка. Лукьянов не ругается с ними, а угощает. Многим становится стыдно.

— Я стараюсь вежливо решать любой конфликт. Даже бомжей не ругаю, не высаживаю. Или вот недавно — подсели два мужичка, пьяные, оба с пивом. Я им сказал, что распивать в троллейбусе запрещено. Они меня послали. А я им по конфете подарил. Они удивились, говорят: «Да тут еще и закуску раздают». Но потом смотрю, пиво спрятали. А один аж расплакался, глаза утирает. Вот и весь конфликт, — улыбается Виктор.

Неудивительно, что пассажиры то и дело благодарят такого необычного кондуктора за приятную дорогу. Для них Виктор Петрович в прошлом году даже завел отдельную «неофициальную» книгу отзывов и предложений. Она стала быстро заполняться: «Давно не ездила в таком веселом троллейбусе с таким вежливым внимательным кондуктором», «Так и нужно относиться к своей работе, превращать рабочее место в вечный праздник», «Кондуктор — редкий экспонат. Цените его!».

Многие авторы благодарностей не просто подписываются, а оставляют свои телефоны.

— В прошлом году я собрал все мобильные телефоны, какие скопились, и каждому отправил эсэмэску — поздравил с Днем города. Но тогда еще не много было номеров. К Новому году скопилось больше полутора сотен, — посчитал Лукьянов, — но я опять всем пожелал счастья.

Не остались без добрых пожеланий и те, кто оставлял номера домашних телефонов. Им кондуктор лично позвонил и поговорил с каждым, до кого смог дозвониться.

Опознавательный знак

Кроме обычных благодарностей, в книге кондуктору Лукьянову то и дело оставляют комплименты его необычным усам. «Лучший усатый кондуктор Питера!!!» — написал один пассажир. «Классные усы!» — отметил другой. Виктор ими тоже гордится и лихо подкручивает.

— По этим усам меня и узнают, — радуется Виктор. — Уже сколько раз было, что пассажиры забывали вещи в салоне, а потом диспетчеру звонят и рассказывают: потерял в троллейбусе, где усатый кондуктор, так сразу все и находится. Ключи возвращал, зонтики. Один парень за своей шапкой прямо ко мне домой приезжал.

Сейчас Виктор Петрович готовится к 9 Мая. Набор флажков есть, шариков тоже хватит. Лишь бы смена кондуктора выпала на праздник.

Похожие случаи

Водитель «мятежного трамвая»

Михаил Дружининский — известный в Петербурге антиглобалист и возмутитель спокойствия. Он то и дело участвует в различных акциях и митингах. В середине двухтысячных он работал водителем трамвая. В январе 2005 года Дружининский объявил свой трамвай свободным от монетизации льгот, которая тогда как раз началась. Вагоновожатый на каждой остановке объявлял, что пенсионеры, ветераны и прочие льготники могут ездить у него бесплатно, как и прежде, предъявляя лишь документы. Михаил строго-настрого запретил работавшим с ним кондукторам брать деньги с пожилых людей. Позже он устроил акцию против строительства нового здания Мариинки. В мороз ходил босиком и в одних трусах возле здания театра, отморозил и повредил дорожными реагентами ступни и был уволен из трамвайного парка.

Маршруточник-экскурсовод

На Васильевском острове маршрутку № 44 водит Константин Нечаев. Но он не просто везет пассажиров, а попутно ведет экскурсию, рассказывает, где какое заведение расположено, дает советы, как найти нужный дом, развлекает слушателей местными легендами и историями.

 

Фото Павел Станин

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру