Автошколы оказались на перепутье

"МК" в Питере" разбирался в том, что плохого в новых правилах обучения вождению

В автошколах скоро будут учить по новым «революционным» правилам. Проект учебной программы, подготовленный Минтруда, сейчас активно обсуждают эксперты. Владельцы питерских автошкол уже заявили, что документ никуда не годится — по их мнению, по новой программе будущих водителей можно научить чему угодно, но только не качественной езде.

"МК" в Питере" разбирался в том, что плохого в новых правилах обучения вождению

Борьба с нелегальными инструкторами

Внесенные поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения» по идее должны кардинально изменить всю существующую систему обучения водителей. Новые правила должны были вступить в действия еще 5 ноября, но механизм пока не отрегулирован. Разработчики обещают, что по этим правилам автошколы начнут учить с нового года.

На рынке тем временем творится настоящий хаос. «МК» в Питере» не раз писал об автошколах-однодневках, работающих без лицензий, размещающих объявления о наборе в группы на купонных сайтах, выпускающих на дороги города неподготовленных водителей. Этот нелегальный бизнес процветает в Петербурге в основном благодаря творящейся неразберихе в правовой базе — по сути никто мошенников контролировать не в состоянии — ни ГИБДД, ни чиновники.

Новые правила, как заявляют разработчики, должны очистить рынок от нелегальных автошкол, поскольку серьезно ужесточатся требования к системе обучения-аттестации водителей. В частности, будет отменен экстерн-экзамен на получение водительского удостоверения на основе самоподготовки. Получить права можно только после окончания автошколы, которая имеет соответствующую лицензию. Более того, выпускники теперь будут получать свидетельства об освоении профессии «водитель». По сути, речь идет о профессиональном обучении.

Но эксперты настроены мрачно — по их словам, новые правила сделают схему обучения еще более коррупционной.

Этика и психология автомобильной жизни

Разработка нового проекта обошлась государственной казне в 600 тысяч рублей. По заказу Минтруда сочиняла новые правила некая частная компания. И сочинение уже повергло в недоумение питерских директоров автошкол.

Самая главная их претензия к авторам проекта заключается в том, что теперь водители делятся не по категориям транспортных средств, а на водителей легковых авто, автобусов и грузовиков. То есть людей будут готовить как профессиональных водителей, работающих по найму! Но это абсурд — по идее ученика надо научить элементарным базовым знаниям, а уже потом, если возникнет такая необходимость, давать ему дополнительные навыки. Самая главная цель обучения — это безопасная и качественная езда.

Но, несмотря на то, что объем самого курса увеличился примерно в полтора раза, самые важные теоретические и практические уроки по вождению были сокращены. Высвободившиеся часы отдали на изучение психофизиологических основ деятельности водителя и правил оказания первой медицинской помощи. Впервые отдельной темой в учебный план включены «Этические основы деятельности водителя».

В частности, будущим автомобилистам должны рассказать об «уязвимых участниках дорожного движения», требующих особого внимания (пешеходах, велосипедистах, детях, пожилых людях и инвалидах), об особенностях поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки, о необходимости пропускать общественный транспорт, скорую, полицию и МЧС.

Экзамен становится многоступенчатым и, соответственно, потенциально более коррупционным (на каждом этапе сдачи можно получать мзду). Сначала ученик сдает теорию и вождение на площадке в ГИБДД, затем получает допуск к учебной езде в автошколе и только после этого экзаменуется в уличном потоке в сопровождении инспектора ГИБДД. Пересдавать проваленный экзамен разрешили три раза с интервалом в неделю, а четвертый раз — через месяц. Документ об успешной сдаче теории действует в течение года. Директора автошкол в приватных беседах честно признаются, что возможностей брать дополнительные деньги с учеников за экзамены станет еще больше...

Тем временем

Как учат водителей-мигрантов

В питерские автошколы на ускоренные курсы по знанию ПДД записываются водители-мигранты. Связано это с тем, что к маю 2014 года все иностранные водители, работающие на городском общественном транспорте (автобусах, троллейбусах и маршрутках), должны сдать экзамен в ГИБДД и получить российские права. Но выяснилось, что ни с первого, ни со второго захода мигранты сдать экзамены не способны — многие просто не умеют читать по-русски. Поэтому работодатели (в основном это пока небольшие автотранспортные предприятия) отправляют водителей учиться в автошколы. «Учебный процесс простой. Мы натаскиваем водителей-мигрантов на картинки и конкретные экзаменационные билеты», — рассказали «МК» в Питере» в одной из автошкол.

 

Фото: club-cars.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру