В Петербурге олимпийские факелы тушила нечистая сила

Олимпийская эстафета в Петербурге не обошлась без досадных казусов

В Питере завершилась эстафета олимпийского огня. Праздник был долгожданным, но мимолетным. Вслед за факелоносцами бежали и корреспонденты «МК» в Питере».

Олимпийская эстафета в Петербурге не обошлась без досадных казусов

Неловкий старт

Олимпийский огонь начал свое торжественное перемещение по Питеру в 11 утра воскресенья. Право первой пробежать с факелом в руках по нашему городу досталось олимпийской чемпионке 1952 года Галине Зыбиной. Победительница Игр в Хельсинки легко справилась с задачей. В принципе, с ней бы справился любой человек, вне зависимости от возраста, ведь каждому факелоносцу полагалось не больше трехсот метров эстафеты из 34 километров общей петербургской дистанции.

Но не справился с задачей факел. На первых же метрах Московского проспекта огонь предательски потух. Конечно, погода была не самой благоприятной для огненных шествий, но подобный казус случился уже раз тридцать за все время олимпийской эстафеты по территории России. Наблюдатели-энтузиасты сбились со счета, а оргкомитет Олимпиады официально подобной статистики не ведет.

Известно, что в первый раз огонь «не оправдал надежд» прямо на территории Кремля и снова зажегся только от зажигалки находчивого представителя охраны. Кадры с этим «кощунственным» действом облетели весь Интернет, а компания-производитель зажигалки, которой воспользовался охранник, разместила фото на своем сайте как рекламу своей продукции.

В воде не тонет

Олимпийский факел по-российски — это устройство весом в 1,8 килограмма и длиной 0,95 метра, выполненное из алюминиевого сплава. Рукоятка и центральная вставка (красная для олимпийцев или синяя для параолимпийцев) отлиты из высокопрочной пластмассы. Разработка конструкции факела велась полтора года. После утверждения всех деталей будущего изделия производство доверили «Красноярскому машиностроительному заводу». Самое главное, по словам заместителя главного конструктора «Красмаша» Виктора Филиппова, у факела внутри.

При производстве использовались несколько новейших разработок отечественной промышленности. Одна из них — нихромовая проволока. «Она разогревается и, когда случайно истечение газа прекращается, обеспечивает дополнительное поджигание факела», — утверждал Филиппов на презентации устройства. С удовольствием говорил о факеле и инженер завода Андрей Водяник: «Факел сможет погаснуть только по воле человека. В его основе лежит уникальная система двойного горения, по принципу «русской матрешки».

Внутри факела горит огонь, от которого загорается огонь внешний. Если он вдруг потухнет от порыва ветра или дождя, то тут же загорится снова от внутреннего пламени». Производители обещали, что факел не потухнет ни в мороз –40, ни при ветре 35 метров в секунду, и даже останется зажженным под водой.

Тем обиднее то, что мы наблюдаем. Чудо-факелы то и дело тухнут, хотя сорокаградусных морозов и ураганных ветров по пути их следования не наблюдается. Случались эти казусы и в Петербурге. Как минимум трижды.

В первый раз, как уже было сказано, на старте эстафеты. Под разочарованное «у-у-у-у» зрителей несколько человек выбежали из автобуса кортежа сопровождения, окружили факелоносца, и огонь снова вспыхнул.

Тем не менее, на вопрос «МК» в Питере», тот ли этот самый огонь из Олимпии, представитель оргкомитета «Сочи-2014» Татьяна Апанасова заверила, что именно тот и никакой другой. А вот почему тухнут факелы, она объяснить не смогла. Переадресовала к заводу-изготовителю. Но сотрудники «Красмаша», еще недавно расписывавшие достоинства своего изделия, теперь ушли в глухую оборону. На вопросы журналистов представителям завода, сопровождающим эстафету олимпийского огня, отвечать не велено. А пресс-служба предприятия в лице Ольги Болдыревой сообщила, что по соглашению с оргкомитетом «Сочи-2014», «в интересах Олимпиады «Красмаш» не имеет права разглашать какую-либо информацию о продукции».

Подобная реакция официальных лиц, также как и само затухание факела, похоже, никого уже не удивляет. Наблюдая за вынужденной остановкой эстафеты, президент одной из питерских спортивных федераций прокомментировал ситуацию:

— А что тут удивительного? У нас подлодки тонут и ракеты падают.

И попал прямо в точку. «Красмаш», которому поручили изготовить 16 тысяч факелов общей стоимостью в 204 миллиона рублей, является основным изготовителем базового модуля разгонного блока для ракет-носителей «Зенит» и «Протон». То есть тот самый «Протон-М», запуск которого 2 июля закончился неудачей, товарищ по несчастью тухнущего олимпийского огня.

Несчастливая рука Мединского

Еще до того, как «Красмаш» перестал отвечать на вопросы, в ряде изданий опубликовали объяснение от заводчан, что, мол, факелы гаснут, потому что ими неправильно пользуются — надо открывать клапан на устройстве до конца. Но ведь каждый факелоносец проходит подробную инструкцию перед стартом.

— К инструкциям относятся невнимательно, — пояснила «МК» в Питере» Татьяна Апанасова. — Есть некоторые «деятели», которые не слушают, что им говорят.

Видимо, министр культуры Владимир Мединский тоже плохо слушал инструкцию, потому что именно на его этапе у Библиотеки им. Ельцина факел потух второй раз. Во время передачи огня олимпийской чемпионке Татьяне Казанкиной пламя пришлось возобновлять от лампадки. Третий «несчастный случай», по сообщениям пользователей ресурса «Яндекс.пробки», случился ближе к вечеру у безвестного факелоносца.

Вообще, при желании в этом можно усмотреть даже что-то пугающе мистическое — по Питеру факелы несли в общей сложности 250 человек на протяжении 34 километров, а погас священный огонь не где-нибудь, а возле Библиотеки Ельцина, и не у кого-нибудь, а в руках у министра культуры. Как тут не вспомнить гоголевский «Вий», когда в церкви нечистая сила первым делом тушила свечи?

Мединского вообще преследовали всяческие неприятности на дистанции. Мало того, что у него оказалась «несчастливая рука», так еще и девушки из ЛГБТ-движения на его маршруте свои радужные флаги развернули. Активисток пыталась схватить полиция, но они немедленно убежали, и даже флаг свой унесли. Хотя представителей силовых структур в день эстафеты было немало. По официальным данным ГУ МВД, безопасность мероприятия в Петербурге обеспечивало около 6,5 тысяч военных, полицейских, пожарных, кинологов.

Особенно много их скопилось возле станции метро «Спортивная». Здесь почетную миссию факелоносцев выполняла целая плеяда звезд: Евгений Плющенко, Тина Канделаки и Александр Кержаков. И хоть интерактивной карты движения олимпийского огня по городу не было (опять же из соображений безопасности), фанаты «Зенита» дожидались своего кумира именно там. За час до того, как Кержаков взял в руки огонь, возле «Спортивной» уже стали собираться люди. Правда, полицейские спасли Александра от натиска фанатов и усадили в машину.

К 19.00 огонь добрался до Дворцовой площади, где губернатор Георгий Полтавченко и шестикратная олимпийская чемпионка по лыжам Любовь Егорова зажгли чашу олимпийского огня на Дворцовой площади. Ночью символ Олимпиады успел переместиться через разведенные мосты, а утром на поезде отправился по пригородам: Кронштадту, Ломоносову, Павловску, Пушкину и Петродворцу.

Вечером в понедельник возвращение огня в город ждали болельщики СКА и ЦСКА, которым огонь в Ледовый дворец принес Илья Ковальчук.

Горячая распродажа факелов

Некоторые факелоносцы, едва пробежав дистанцию, сразу превратились в торговцев. В понедельник вечером на одном известном сайте частных объявлений мы насчитали 36 объявлений о продаже факелов, и, кстати, два из них питерские. Цены разнятся от 30 до 333 тысяч рублей. Кто-то из продавцов сообщает, что «часть вырученных средств пойдет на благотворительность», кто-то прикладывает бонусом к факелу и форму факелоносца, которую «надевали один раз», а кто-то обманывает будущих покупателей, написав: «Продается факел горящий».

Как рассказала «МК» в Питере» Татьяна Апанасова, олимпийский факел гореть должен и может всего один раз.

— Срок горения факела около 6 минут. Человек средних физических возможностей пробегает дистанцию факелоносца за полторы-две минуты. Остается запас, и это видно: когда бегун останавливается, передав эстафету, к нему подходит специальный человек — выключает факел, и тот еще какое-то время прогорает.

После этого факел, по идее, должен попадать на пункт сбора, где из него вынимают газовую горелку. Корпус может приобрести только участник эстафеты за 12 800 рублей. Все невыкупленные факелы отправляют на утилизацию. Или не все?

«МК» в Питере» тоже попытался купить факел. Позвонил по указанному на сайте номеру. Но автор объявления о продаже по имени Александр оказался всего лишь посредником.

— С факелом еще только побежит мой друг по пригороду Питера, а я просто помогаю продать, — объяснил нам мужчина. — Вы перезвоните вечером, уточню условия. Пока факел стоит 160 тысяч рублей.

Вечером Александр выключил телефон — видимо, спрос на факелы стал просто невыносимым.

Кстати

Потухший антиквариат

На волне ажиотажа в Интернете сегодня выставлены на продажу и факелы Олимпиады-80. Три таких изделия в различном состоянии — от «в полном комплекте» до с «небольшими повреждениями» — ждут своих новых обладателей спустя 33 года после завершения Московской Олимпиады. Цены на винтаж не уступают новомодным факелам Олимпиады-2014 — от 75 до 100 тысяч рублей. «Торг уместен!»

Автор фото - Замир Усманов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру