«Я бы Министерство образования разогнала к чертовой матери!»

Лариса Луппиан рассуждает о воспитании, современной школе и семейных ценностях

Лариса Луппиан, воспитав двух чудесных детей – Сергея и Елизавету – теперь помогает воспитывать внуков. Система образования за последние годы поменялась до неузнаваемости, уверена она. Чудовищные нагрузки и непомерные требования учителей лишают детей детства. А забота о том, чтобы ребенок превратился в полноценную личность, ложится полностью на плечи родителей.

Лариса Луппиан рассуждает о воспитании, современной школе и семейных ценностях

Школа превращается в муку

— Лариса Регинальдовна, есть ли разница между тем, как учились в школе вы, ваши дети и теперь — внуки?

— Мне нравилось учиться, и над душой никто не стоял, чтобы уроки делала. У меня были прекрасные преподаватели по истории и по физике, и я обожала эти предметы, а по литературе — чудовищные — я ненавидела ее со страшной силой. Часто оставалась на продленку. Сама находила себе занятия, кружки. У детей уже все было по-другому. Если в начальной школе Сережа еще как-то сам учил уроки, то в старших классах он до трех часов был в школе, а потом едва приходил домой — начиналась череда репетиторов! Он получил экономическое образование.

Лиза училась хуже — ей тяжелее давались точные науки, но она очень начитанная. В старших классах у нее появился интерес к профессии журналиста, и она собиралась поступать на журфак. Потому интенсивно занималась профильными предметами — самостоятельно и с репетиторами. А на подготовительных курсах поменяла решение и стала готовиться к поступлению в театральный. Это был ее выбор.

Сейчас наша старшая внучка, Сережина дочка Катя, учится в 9-м классе. Она школу любит, но интереса к предметам у нее нет. Катюша не решила еще, куда пойдет учиться дальше. Школа превращается в муку.

Не отнимайте детства у детей!

— В чем, по-вашему, сегодня основная проблема школьного образования?

— Сегодняшние проблемы — это методики и учителя. А виноваты в них сама школа и система образования. Родители не обязаны учиться за своих детей, объясняя им школьный предмет дома, или заставлять делать уроки. Почему мы должны платить репетиторам, которые выполняют работу учителя? А за что же учитель зарплату получает? Разве это не первейшая обязанность школы — выстроить учебный процесс так, чтобы детям было понятно, о чем на уроке идет речь!

Очевидно, если сегодня семья не вложит в своего ребенка сил, времени, терпения и денег, завтра он может развратиться и деградировать до уровня полуживотного, которому только и надо есть, пить, спать, гоготать. И от всего этого такое опустошение на душе! Ощущение, будто кто-то сознательно уничтожает все человеческое в людях — через наших детей, через школы, через образование. Развращает народ.

Поэтому сегодня и в школу-то детей отдавать страшно. Я бы все наше Министерство образования разогнала, к чертовой матери! И педагогов, не способных внятно объяснить свой предмет, тоже — вон из школы! А то устроили: самые счастливые и беззаботные годы превращаются в каторгу! Ребенок должен покидать стены школы счастливым, полным надежд и веры в будущее! А не разочарованным и уставшим невротиком.

Это просто возмутительно: от первоклассника уже требуют уметь читать, писать, считать! Школа что, профессоров принимает? Нагрузки — чудовищные. Значит, ребенка надо образовывать не с шести, а с четырех лет и обучать до четырнадцати — потихонечку, спокойно, в играх. Пусть он получит среднее и специальное образование, в себе разберется — поймет, нужен ли ему институт и кем он в действительности хочет стать. Ведь сегодня все просто: заплатил — диплом получил, а специалистом не стал. И это тенденция. Обидно: мы превратились в страну дилетантов!

Ребенку необходимо ощущение безопасности

— Что, с вашей точки зрения, более значимо — образованность или воспитанность?

— Воспитанность. Потому что, если человек правильно и хорошо воспитан, он рано или поздно поймет и осознает пробел в своем образовании и обязательно восполнит его, а если человек невоспитанный, каким бы образованным он ни был, культуры ему это не прибавит. Воспитанные люди всегда занимаются самообразованием. И решающую роль в этом вопросе играет семья.

— Ваша семья и семьи Сережи и Лизы похожи?

— У моей бабушки была очень крепкая семья. Бабуля работала гувернанткой, а после держала частный детский сад, занималась внуками. Она рассказывала: когда дедушка приходил домой, все дети выстраивались в ряд, чтобы поприветствовать его. Она и во мне воспитала почтительное отношение к мужчине, что отразилось уже в моей семье. Мы, конечно, не кричим: «Ура! Папа пришел!» — но всегда очень радуемся, когда он возвращается домой. Я согласна с бабушкой: в семье хозяин — мужчина. И наши дети тоже так считают. Задача мужчины — стать хозяином и обеспечивать семью, а женщины — хранить покой и воспитывать детей. Сережа женился рано, его жена другого типа, нежели я. Их старшая дочка много бывала у нас, и мы старались воспитывать ее, но это неправильно: бабушки и дедушки не должны вмешиваться в воспитание внуков, мы можем их только любить. У Лизы Максим очень похож на своего папу, и с ним наши взгляды на воспитание схожи: мы — как пазлы, одна семья, но я все равно подчиняюсь — ответственность-то на нем.

— Как правильно воспитывать ребенка?

— Ребенок понимает, что любим, когда ему уделяют внимание, интересуются его делами и общаются с ним спокойно и дружелюбно, без крика и раздражения. Моя бабушка всегда говорила очень тихо и спокойно, и я поставила себе в закон — никогда не раздражаться дома и не выяснять отношений! Кричать и ругаться — особенно при детях — категорически нельзя: это сжигает их нервную систему! Ребенку необходимо ощущение безопасности — оно дает внутреннюю силу и развивает уверенность в себе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру