«Пуанты должны дымиться»

Заведующий балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев рассказывает о жестоком мире балета и неоднозначных событиях прошедшего сезона

В Мариинском театре 11 августа завершился сезон. Он был непростой. Балетный мир то и дело сотрясали скандалы.

Заведующий балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев рассказывает о жестоком мире балета и неоднозначных событиях прошедшего сезона
Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

В январе после долгого строительства открыли вторую сцену Мариинского театра, которую за внешний неказистый облик уже прозвали в Петербурге «Маразмиинкой». Потом на чердаке нового здания обнаружили труп повесившегося там рабочего.

Страсти бушевали и в Москве. Художественному руководителю балета Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой. По одной из версий, заказчиком преступления стал солист театра Павел Дмитриченко. Худрук и артист якобы не поделили женщину... Исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев рассказал «МК» в Питере» о жестоком мире балета.

«Нет смысла бежать за границу»

— В балете мы по-прежнему впереди всех или постепенно уступаем свои позиции Европе, США?

— К счастью, мы не отстали от всего мира. И все это благодаря великой школе русского балета, во многом жесткой, но и профессиональной.

Как вы думаете, кто сейчас представляет афишу Американского театра балета? Я перечислю только фамилии, и вы сразу поймете. Итак, Наталья Осипова и Иван Васильев, Диана Вишнева, Полина Семенова, Денис Матвиенко, Мария Кочеткова, Даниил Симкин. Это я называю только ведущих танцовщиков труппы Американского театра балета. Но стоит вспомнить еще и Алексея Ратманского — самого востребованного на сегодня хореографа.

— Почему же тогда они выступают в США, в Американском театре балета, а не в России?

— Вообще-то, они танцуют по всему миру, в том числе и в России. В Американский театр балета они приезжают только на самый горячий сезон Метрополитен, который длится максимум один-два месяца. Тогда туда съезжаются лучшие танцовщики со всего мира. В остальное время они выступают в своих труппах. Например, Диана Вишнева — прима-балерина Мариинского театра.

Сейчас нет смысла бежать за границу. Это миф, что на Западе крутятся большие деньги в области искусства и балета. В том же самом Американском театре балета довольно короткий сезон — всего около 38 недель. В остальное время артисты должны искать себе пропитание самостоятельно. А у нас же в государственных театрах танцовщики находятся на полном довольствии весь год. Голодно, холодно и бедно было только в 90-е годы. Тогда действительно артисты, в том числе и Мариинского театра, влачили жалкое существование. Многие уезжали за границу: кто-то открывал свои школы, кто-то устраивался педагогом-репетитором. Правда, через некоторое время наступило пресыщение: русских больше не хотели. Потому что слишком много приехало на Запад непрофессиональных деятелей от балета, которые выдавали себя за великих представителей Мариинского и Большого театров, не переступив ни разу их порогов! Мне иной раз хвастались зарубежные коллеги: а вот у нас в школе работает великий танцовщик, солист Мариинского театра. А я даже фамилии такой не слышал! В Америке верили нашим на слово, никого не проверяли… Те, кто в 90-х годах все-таки остался в России, выживали, как могли. Многие, честно отработав целый день в родном театре, занимались по вечерам частным извозом. Я сам это делал. Потому что иначе было не прокормить семью. Но те времена давно ушли.

«Меня хотели сместить»

— Если они ушли, почему тогда в прошлом году представители балетной труппы Мариинки написали письмо министру культуры Владимиру Мединскому? Артисты жаловались, что в театре «урезаются» деньги декретного отпуска, танцовщиков заставляют работать без выходных, штрафуют…

— Во-первых, это было письмо, под которым стояли три подписи, что не является мнением всего коллектива. Ведь это письмо не обсуждалось на собрании труппы.

На самом деле все просто: в балете изменилась система оплаты труда, и от этого пошли все проблемы. Раньше, еще с советских времен, основным достоинством считался стаж: чем старше артист, тем больше зарплата. Но этот принцип в балетном искусстве не работает. Ведь к пенсии очень многие теряют форму. Поэтому было принято решение оплачивать фактическую занятость в репертуаре. И многие молодые артисты стали зарабатывать больше своих коллег в разы! А там, где деньги, всегда проблемы.

Конечно, радости то письмо ни у кого не вызвало. Но надо понимать, что всегда в таком театре, начиная еще со времени императора, велась внутренняя борьба.

— То есть вас таким способом хотели лишить поста?

— Пост был у Генерального секретаря ЦК КПСС. А у меня — конкретная работа и обязанности, которые надо выполнять практически 20 часов в сутки. Ну а сместить меня, наверное, хотели, но такими способами это не проходит.

— Выходит, проблем в театре не было?

— Проблемы есть всегда. Но давайте не забывать, что наш театр находится на особом контроле. К нам регулярно приходят с проверками из прокуратуры, Счетной палаты, Минкульта. Некорректно работать с финансовыми документами никто не будет — это преступление! И обратите внимание: после того письма никого не сняли с должности, не сделали выговор, не наказали. А все потому, что никаких нарушений по итогам проверки обнаружено не было. Да вы подумайте сами, какой смысл театру не выплачивать своим артисткам, скажем, декретные? Это что получается, человек приходит, подает справку, а в театре ее разрывают? Вы, правда, верите в такую ситуацию?

— Некоторые артисты были недовольны и своей зарплатой… Какой оклад сейчас у танцовщика в Мариинском театре?

— Например, оклад артиста кордебалета — 11–16 тысяч рублей. Плюс существуют еще различные надбавки и президентский грант, который начисляется за выдающиеся заслуги в области искусства. Официально я принимаю решение, кому в итоге сколько денег начислить. Но по-большому счету, мое участие в этом «распределении» денег достаточно условно. Потому что сейчас в Мариинском театре существует система поспектакльной оплаты. Человек выходит на сцену, получает гонорар, который выплачивается за счет президентского гранта. Не выходит — получает только оклад. Конечно, он будет этим недоволен. А уж поставить артиста в спектакль или нет, дать ему возможность танцевать или не дать — решается коллегиально педагогом-репетитором, балетмейстером-репетитором, хореографом, режиссером по составам. Это если говорить о кордебалете. Кто будет танцевать сольные партии в премьере, решает хореограф-постановщик. Я же решаю составы по текущему репертуару, но только после совета с ведущими педагогами-репетиторами.

«Всегда плох тот, кто решает»

— Раньше в Мариинском театре был худсовет. И решение о том, кто будет танцевать в каком спектакле, принимали сообща. Может, это был более объективный способ?

— Я такого не застал. Но не думаю, что это было правильно. Допустим, в худсовет будут входить 10–15 человек. И каждый попытается пролоббировать своего ученика. К тому же иногда решение нужно принимать молниеносно. А чтобы собрать худсовет, необходимо время. И в любом случае, от субъективности в балете никуда не деться. Все равно скажут, что этого артиста ты любишь больше, а этого меньше. В спорте все гораздо проще. Проплыл быстрее всех — ты чемпион. Не смог — извини. А как в балете? Вот одна балерина сделала 32 фуэте, и вторая сделала. Но первая тебе нравится, ты смотришь на нее и про все забываешь, а другая — нет. Хотя она нигде не упала, все отпрыгала, свертела, но… не интересно. И как это объяснить артисту? И всегда будет плох тот, кто решает. Но решать нужно.

— Вам тяжело это решать?

— Очень тяжело. Потому что существуют артистические амбиции и обидеть человека всегда очень просто. Я всегда старался быть мягким, максимально лояльным. Но у всех артистов есть своя мера таланта, свой предел. И если кто-то не может танцевать на должном уровне, не нужно выпускать его на сцену. Проблема в том, что редко какой артист объективно способен себя оценить. Поэтому, конечно, могут возникать обиды, конфликты. Мир балета очень жесток. Да что там говорить, я знаю это по себе. Я в этом театре работаю 31 год. Пришел сюда сразу же после окончания Ленинградского хореографического училища им. Вагановой на самую низшую позицию в балете: я стал артистом вспомогательного состава. И это при том, что школу я закончил с одними пятерками по всем специальным предметам. И я каждый день приходил в театр, репетировал, чтобы доказать всем и самому себе, что могу стать полноценным артистом балета. Через полтора года я уже перешел в основной состав, стал танцевать сольные партии, потом репетировал спектакли. А затем волею судьбы мне поручили руководить балетом.

Цискаридзе был не прав

— Давайте вернемся к балету. Из-за того, что, по сути, один человек решает, кому танцевать в спектакле, возникают скандалы вроде того, что произошел в Большом театре. После того, как худруку Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой, Николай Цискаридзе откровенно рассказал о том, что якобы из-за плохих отношений с руководством ему не давали ролей…

— Обязанность руководителя труппы решать, как и что будет. При этом хороших для всех руководителей не бывает. Николай Максимович Цискаридзе — это выдающийся артист. Я с ним очень много работал как репетитор. Но я думаю, он неправильно себя повел в той ситуации…

— То есть он должен был молчать?

— Это сложный вопрос. Мне кажется, такие проблемы нужно решать внутри коллектива, а не выносить их на всеобщее обозрение. Особенно если мы говорим о таком брендовом предприятии, как Большой театр. В итоге, как мне кажется, эта история испортила имидж не только театра, но и всей страны.

— В Мариинском театре есть психологи, которые помогали бы артистам в подобных сложных ситуациях, решали бы конфликты?

— Нет. В основном артисты снимают свой стресс на массаже. Причем они выбирают того специалиста, с которым им комфортнее психологически, который может выслушать, поддержать. Что и говорить, наша работа очень нервная. Сложные взаимоотношения бывают даже между партнерами по танцу. Тут неудобно поддержал, здесь сделал больно.

— Вы всю жизнь работаете в Мариинке. Можно сказать, вам повезло. А чем занимаются другие артисты после того, как выходят на пенсию?

— Век артиста балета очень короток. Через 20 лет карьеры мы выходим на пенсию. Она куда меньше той, что платят по старости. Поэтому сейчас очень многие артисты получают заранее второе высшее образование. Например, одна бывшая балерина сейчас работает в банке с корпоративными клиентами, другая возглавляет отдел очень крупной логистической компании. Еще в советское время думали открыть специальный фонд, который поддерживал бы артистов балета, вышедших на пенсию. Я согласен, это необходимо. Но кто должен этим заниматься? Уж точно не танцовщики. Они на это просто не способны. К сожалению, артисты балета мало что понимают в финансовых операциях и абсолютно безграмотны юридически. У нас по-другому скроена голова. Ведь наши усилия всю жизнь были направлены на то, чтобы научиться владеть своим телом, слышать музыку. Когда артист по шесть часов физически выкладывается в репетиционном зале, голова у него работает не так быстро, как у человека, который постоянно решает какие-то умственные задачи. Приведу только один пример. Пару недель назад нашей молодой артистке позвонили якобы из банка и сообщили, что ее карта заблокирована. Чтобы решить проблему, надо вставить ее в ближайший банкомат. Она это сделала и тут же лишилась всех сбережений, которые были у нее на карте. Вот это артист балета…

Буфет — любимое место балерин

— Еще в мае открылась вторая сцена Мариинки. Многие ругали это здание, называли его даже градостроительной ошибкой. А вам оно нравится?

— Могу вам сказать, теперь в Петербурге есть современный западный оперный театр. Еще когда там шли строительные работы, я поднялся на третий ярус, зашел в крайнюю боковую ложу, сел на последнее место и увидел всю сцену. И я тогда понял, что даже зрителю, который купит самый дешевый билет, будет хорошо. В новом здании очень удобные кресла. И потрясающая сцена. Она дает возможность укатывать большие декорации сразу в бок, в карман. Это удобно. Когда я вхожу в театр, я чувствую свет и свободу. Мне нравится. Скажу вам по секрету: любимое место артиста — это буфет. А он в новом здании потрясающий: с видом на канал, с большими окнами, хорошей кухней и низкими ценами. И теперь все артисты ходят туда обедать.

— Но многих смущает то, как здание выглядит…

— Да, говорят, оно некрасивое. Но давайте вспомним, когда в нашем городе в последний раз был построен театр? БКЗ «Октябрьский» в 1967 году? И вот теперь спустя почти 50 лет у нас появился оперный театр с великолепной акустикой! Вот об этом надо говорить! А что касается внешнего облика театра… Вы знаете, Эйфелеву башню тоже все ругали. А теперь это символ Парижа. Многим в свое время не нравился и стеклянный купол в Лувре. И ничего, прижился.

— Новая сцена предполагает, что в театре будут ставить куда больше спектаклей. Это не скажется на качестве работы артистов?

— Сейчас практически все солисты жалуются на малое количество спектаклей. Они хотят танцевать больше. И открытие второй сцены даст им эту возможность. Правда, в разы увеличится нагрузка на кордебалет. Но мы уже набрали в труппу 39 новых человек, и большинство из них — воспитанники Академии русского балета им. Вагановой.

— То есть пуанты дымиться не будут?

— Будут. Если пуанты не дымятся, значит, артист не горит желанием что-то делать. А сезон нам предстоит интересный, насыщенный гастролями, репертуаром, новыми работами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру