Во Владивостоке построили, а в Петербурге — слабо
— Вы, наверное, уже знаете, что в рамках строительства мостовых переходов Западного скоростного диаметра планируется возвести мост над Морским каналом высотой 52 метра. Это значит, что «Седова» в центре Питера мы больше не увидим?
— Так точно. Наша высота в пресной воде, например, такой, как в Неве, — 57 метров. Но для нас одной только высоты моста мало. Необходим мост высотой 62 метра или даже 65 — это нормальный запас. Если построят мост по существующему проекту, то «Седов» и «Крузенштерн» не сумеют зайти, мачты не позволят. И если «Америго Веспуччи» (итальянский парусник), чья высота больше 52 метров, захочет зайти, он тоже останется за городом.
— Вы вернулись из «кругосветки», зашли в 32 порта. Во все ли города смогли пройти под мостами? Как эту проблему решают в других странах — в пользу парусников или в пользу дорог?
— Однозначно в пользу парусников. Приведу примеры: Владивосток, рядом Нагасаки, рядом Пусан — там мосты высотой по 62 метра. Вспоминаю Сан-Франциско, там два моста по 75 метров. Во всем мире ниже 60 метров мосты, видимо, не строят, так как люди понимают, что города должны быть суднозаходными. Мосты во всем мире возводят по габаритам самых больших лайнеров или парусников — а вдруг придет какая-нибудь «Принцесса» или «Ройял Клиппер»! 60–65 метров — вот необходимая высота.
— Но Виктор Олерский, замминистра транспорта, утверждает, что если увеличить высоту петербургского моста, то это увеличит стоимость строительства в разы. Как вы думаете, возможно ли изменить проект при таких обстоятельствах?
— Если мост находится в стадии проектирования, даже одобренного, — это одно дело, а если уже вбили сваи с учетом прочности, то, конечно, менять что-то уже поздно. В принципе, увеличение высоты моста с 52 до 65 метров посильная задача. Возьмем пример того же Владивостока: построили же мосты нормальной высоты в очень сложных условиях и предусмотрели, что самые большие корабли в перспективе должны заходить в город. Знаете, скорее всего, проект рассчитывали исходя из усредненных среднестатистических данных. Прикинули, что 50 метров — стандартная высота, накинули два метра на всякий случай и на этом остановились. Забыли о наших и иностранных нестандартных кораблях.
Я надеюсь, что проект изменить еще не поздно. Тем более что наши проектировщики имеют очень большой опыт работы с высокими мостами. Через Волгу множество мостов построено, через Амур, через Енисей. Опыт конструирования и строительства у нас достаточный.
Заказчик моста не учел, что у Петербурга есть уникальная возможность швартовать корабли в центре города. У нас вчера кипела набережная. Очень много людей хотят посмотреть на корабль. «Седову» девяносто два года, он прошел кругосветное плавание, очень многое видел. И прикоснуться к нему интересно многим людям. И всего этого петербуржцы будут лишены.
На «Морской фасад» попадут только чиновники
— У Петербурга теперь есть «Морской фасад». Почему так важно, чтобы корабли были именно на набережной Лейтенанта Шмидта или на Английской набережной, а не у «Морского фасада»?
— «Морской фасад» и городская набережная — совершенно разные территории. Дело в том, что «Морской фасад» — это режимная зона с усиленной охраной и пропускным режимом. Власти не допустят там свободного посещения. Исключение сделают для организованных групп по специальным пропускам. А на набережную Лейтенанта Шмидта может прийти любой горожанин или турист.
Конечно, теоретически можно даже митинг на Красной площади провести, но это очень сложная процедура заявок, регистрации количества людей, назначения ответственных за группу. Грустно, но в следующий раз «Седов» придут встречать только официальные лица, и на этом все закончится. Это будет все «для галочки», а не для людей и не для города.
— Зачем городу и горожанам корабли на городских набережных?
— Парусные корабли — это наша история, это история человечества. Это романтика паруса, это красота неземная, не сегодняшняя, во всяком случае. Парусные корабли во всем мире собирают миллионы визитеров. Просто как-то не раскрутили у нас в России это зрелище. Посмотрели бы вы, что делается в Германии или во Франции, когда туда приходят десятки самых больших парусников. Пятницу, субботу, воскресенье вокруг этих парусников кипят волны людей. Потом газеты пишут, что за эти выходные парусники посетили от полутора до трех миллионов человек. А если отбросить романтику, то привлечение такого количества людей в город — это значительное пополнение городского бюджета, развитие торговли и туристического бизнеса. Вот, например, «Седов» был во французском Бресте на параде парусных кораблей. Что там творилось! Салюты, лазерная подсветка и огромные толпы народа со всей Франции. Потрясающее зрелище! Я был поражен, сколько людей могут собрать подобные фестивали. Во всех портах Германии миллионы людей встречают корабли, и не только из Германии, но и из Австрии, Чехии, Польши. Среди публики немало и наших соотечественников, которые дома этого не видят, но в Германии с удовольствием приходят посмотреть. И Санкт-Петербург ничем не уступает по условиям этим городам.
— В «кругосветке» где вас встречали теплее всего?
— Во Франции и Германии, в Уругвае, Гонконге, Владивостоке. И в Питере посещение корабля порадовало. Не потрясло, но порадовало, что много людей интересуется нашими достижениями, историей и традициями. А корабль — это лучший способ показать культуру и историю страны. Я против того, чтобы парусникам закрыли вход в Петербург. Корабли — это наше общее достояние, поэтому все имеют право прикоснуться к нему. Мост не стоит того, чтобы закрывать вход кораблям.
Забор на «окне в Европу»
Чекалова Татьяна Ивановна, ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, советник губернатора Полтавченко:
— Что для города важнее — корабли или дороги?
— Сложно на весы поставить «Седова», «Крузенштерна», наш «МИР» и ЗСД. Я считаю, что парусники очень нужны. Одновременно нужны и транспортные развязки, и новые мосты. Другое дело, что все это, по моему личному мнению, можно решить иначе — например, с помощью тоннеля. Это тот самый вариант, когда и овцы целы, и волки сыты.
Сейчас от проблемы отмахиваются, говорят, что корабли на «Морской фасад» встанут. Но, во-первых, там не пришвартоваться. И даже если придумают технические приспособления, то корабли там никто не увидит. Это режимная территория. Три кордона надо пройти, чтобы попасть на «Морской фасад».
Напомню, что корабли создают облик нашего города. Мы много говорим о «морской столице», а в итоге у нас ничего нет. А посмотрите на наших соседей, на ту же Финляндию. У них во всех городах — паруса. Тут можно говорить и о престиже города, и о привлечении туристов. Я бы безумно хотела, чтобы каждый горожанин смотрел на свой город и понимал, что мы живем пусть не в морской столице, но в морском городе. Сегодня мы за нашими многоэтажными домами не видим, не понимаем, как нам повезло. Для того, чтобы понять важность события, наверное, надо и море любить, и душу иметь.
— Почему не выбрали другой вариант дорожной развязки?
— Сначала все приправляли соусом «дороже», потом эксперты посчитали, что тоннель вовсе не дорогое удовольствие. Меня удивляет упертость людей. Сегодня вроде бы даже те, кто принимает решения, прониклись. Но за этими мостами еще и деньги стоят. Сейчас изменить что-то может только политическая воля на уровне Москвы, в городе вряд ли кто-то сможет этому строительству помешать.
Так получилось, что Петр открыл «окно», а мы теперь на него забор ставим. И на месте прохода кораблей будет эстакада забитых свай. Простил бы нам это Петр? Я думаю, что нет.
Фото mstu.edu.ru и sts-sedov.info