Крик души Бортко
Старейшую питерскую киностудию «реанимируют» последние лет десять. Но все безуспешно. Сначала «Ленфильм» спасали от частного капитала, который, по уверениям Александра Сокурова и Алексея Германа, мог уничтожить киностудию. Маститые режиссеры ездили к Путину, писали открытые письма и в итоге добились того, что частная структура АФК «Система» отказалась от «возрождения «Ленфильма» на свой манер, заявив, что стараниями «видных деятелей отечественной кинематографии (явный камень в огород Сокурова и Германа. — Ред.) беспричинно несет репутационные издержки».
Питерские кинематографисты считают, что киностудию должно взять на полное финансовое обеспечение государство, забывая при этом, что студия является открытым акционерным обществом. На «Ленфильме» висят огромные долги, а это значит, все дотации пойдут на их покрытие, а не на «возрождение», о котором многие продолжают грезить.
— Случилось так, что содержать большие студии стало невыгодно, — заявил на форуме «Кино России 2020», который в эти дни проходит в Петербурге, кинорежиссер Владимир Бортко. — Но государственные деньги должны вернуться на государственные студии! Стране нужны 4–5 студий — «Ленфильм», «Мосфильм», в Свердловске, одна на востоке, чтобы вся жизнь России была отражена. Но мои коллеги приняли эту идею в штыки! Но кино можно только снимать при 100-процентном участии государства! Иначе — никак. Допустим, нашли банкира, который беспроцентно дал денег на фильм. Но встает вопрос: как их отдать? Сколько было людей на сеансе, сколько было сеансов в кинотеатрах, — это тайна, которую мы никогда не узнаем. Известно только, что доход кинотеатров в 2012 году составил 1 миллиард 250 миллионов долларов.
Все против всех
Сейчас предлагается две концепции восстановления «Ленфильма». Одну выдвинула команда Александра Сокурова. Другую — нынешний директор киностудии Эдуард Пичугин. И если Сокуров вместе со своим продюсером Андреем Сигле хочет превратить «Ленфильм» в авторскую студию, где снимались бы детские и исторические фильмы, то Пичугин со своей командой управленцев планирует сделать студию «ближе к зрителю». И Пичугина, судя по реакции кинематографистов, поддерживают многие.
По идее менеджеров, «Ленфильм» должен создавать не менее 15 полнометражных фильмов и 4 сериалов в год. Цель — вернуть студию на прежние позиции из небытия. По словам самих киношников, кинопроизводство давно ушло из Петербурга. Продюсерам, режиссерам, актерам просто невыгодно работать на «Ленфильме». Нужно создавать свои производственные мощности, а на это потребуются годы, не говоря уже о деньгах.
Но кто в итоге будет управлять киностудией и всеми финансовыми потоками — вопрос, который, как оказалось, до сих пор не решен. Сначала сообщалось, что в новый состав совета директоров могут войти заместитель министра культуры Иван Демидов (экс-ведущий «Музобоза»), советник министра культуры Андрей Аристархов, продюсер Сергей Сельянов, режиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман-младший. Но после того, как 17 сентября Александр Сокуров встретился с Дмитрием Медведевым, расклад может поменяться. Режиссер высказал премьер-министру свои пожелания по поводу состава совета директоров... И Медведев со многим согласился. Поэтому, будет ли спасать «Ленфильм» Федор Бондарчук, против которого в Петербурге уже сформировался целый заговор, еще большой вопрос. Киношников раздражает и Светлана Кармалита, жена Алексея Германа, которая активно поддерживает нынешнее руководство «Ленфильма», в ее позиции видят корыстный умысел протолкнуть в совет директоров своего сына Алексея Германа-младшего.
Гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин заявил «МК» в Питере», что хотел бы видеть Бондарчука на посту главы совета директоров кинофабрики.
— Федор радеет за киностудию, переживает за ее судьбу, — уверен Пичугин. — Часть сцен своего фильма «Сталинград» он снимал в павильонах «Ленфильма», тем самым оказав поддержку киностудии. Бондарчук много работает, он прекрасный артист, режиссер, продюсер, у него много энергии. Он справится.
Видимо, Пичугин еще не знает о том, чем закончилась встреча Сокурова с Медведевым.