Полярные боги

Только летчики могут сохранить Антарктиду для России

В ближайшее время на антарктической станции «Восток» продолжатся исследования доисторического подледного озера — самого загадочного водоема планеты. Около 15 миллионов лет оно было изолировано от внешнего мира. «МК» в Питере» уже рассказывал об этой истории. И вот теперь, когда в Антарктиде наступает весна, российские ученые наконец-то достанут образцы воды из загадочного озера и, возможно, обнаружат там уникальные организмы. Впрочем, это открытие может стать последним для России в южных широтах. Дело в том, что в Антарктиду сейчас летает только один экипаж летчиков. Самолеты приходится брать в аренду у канадцев, а аэродромов — раз-два и обчелся. Без полярной авиации Россия запросто может потерять шестой континент, а значит, и огромные запасы углеводородов.  

Только летчики могут сохранить Антарктиду для России
Фото Олега Сизоненко

Лететь впереди самолета

Лететь от Кейптауна (город в ЮАР, именно оттуда отправляются на шестой континент наши самолеты) до Антарктиды всего шесть часов. Но это если не испортится погода. А на Южном полюсе она непредсказуема, как женщина. Если что, то обратно в Кейптаун Ил-76 ТД уже не сможет вернуться — не хватит топлива. Ведь на борт берут горючего лишь на восемь часов полета. Но даже если погода не подкачает, летать в Антарктиде все равно удовольствие сомнительное. За самолетом не следят локаторы, нет систем, которые обеспечивают безопасность полета. Видимость зачастую близка к нулю. Есть только ледовая полоса и диспетчер, который дает информацию о скорости ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении.

— Полеты в Антарктиду имеют свою специфику, — говорит заслуженный летчик-испытатель, Герой России, начальник летно-испытательного центра ГосНИИ «Гражданская авиация» Рубен Есаян. Он летает на шестой континент уже больше 10 лет. — И потому требуется очень высокая подготовка экипажа. Нужен думающий летчик, который должен «лететь» впереди самолета. И не расслабляться.

В России осталось только шесть командиров, которые способны летать в Антарктиде. Многим из них уже перевалило за 50 лет. А молодых специалистов в ближайшее время можно не ждать — в России нет ни одного центра, который готовил бы летчиков-полярников.

— Рубену Есаяну уже 63 года, — говорит заместитель генерального директора Авиационного комплекса имени Ильюшина Николай Таликов. — И вот мы думаем, сколько его полеты смогут еще продлиться? Жизнь летчика, как профессионала, не так уж и длинна. И что дальше будет? Кто будет продолжать это дело? Кто будет летать в Антарктиду? Сейчас все это держится только на энтузиазме Рубена Есаяна.

Но и это еще не все. На шесть постоянно действующих полярных станций в Антарктиде — только один аэродром на «Новолазаревской», куда может сесть Ил-76 ТД. А потому, чтобы доставить полярников, скажем, на «Беллинсгаузен» или «Восток», где идут исследования доисторического озера, надо просить помощи у канадцев. За деньги они предоставляют нам свои BT-67 Bassler (модифицированные американские самолеты DC-3, которые были выпущены еще в 1943 году). А ведь когда-нибудь могут и отказать в помощи...

10 лет без неба

Во времена Советского Союза таких проблем не знали. С 1956 года в Антарктиду летали самолеты Ил-2 и Ил-12. А в 1960 году им на смену пришел знаменитый Ил-14. Легенда полярной авиации, летчик Евгений Кравченко, говорил об этом самолете: «Все, начиная с генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и заканчивая каким-нибудь юным слесарем, пришедшим из ПТУ, отдали лучшее, что есть в них самих, этому Ил-14. Вот он и получился, как крепкий русский мужичок — простоват с виду (но это обаятельная простота), терпеливый, умеющий прощать, способный работать в любых условиях, неприхотливый, в общем, родной до боли. Это наш уютный дом. В нем все — домашнее».

В сезон (с конца октября по февраль) в Антарктиде работало 6–8 таких самолетов.

— Претензий к ним никогда не было, — говорит Николай Таликов. — Самолеты Ил-14 совершали оперативную связь между станциями, как раз то, чего сейчас мы лишены. Эти машины все время были на ходу. Полярники знали, что в критической ситуации могут обратиться к своему авиаотряду, те тут же прилетят и спасут их. В любой момент самолеты могли привезти грузы, забрать заболевших или отвезти полярников на базовые станции «Молодежная», «Новолазаревская», «Мирный». 

Проблемы начались в 1989 году. Тогда «старичка» Ил-14, который в общем-то прекрасно работал, решили заменить на новый Ан-72. Все понимали: время жизни любимца полярников заканчивается, а потому — никто особенно не заботился о ремонте самолета.

— Вот и нечего удивляться, что в 1989 году в Арктике произошла катастрофа Ил-14, — говорит Николай Таликов. — Эксплуатацию этой машины тут же запретили. А внедрить Ан-72 так и не получилось. А там и 1991 год наступил. Всем было уже не до Антарктиды, людей заботили другие проблемы. И вот с этого времени почти на 10 лет в Антарктиде прекратились наши полеты. Но связь между станциями все-таки надо было поддерживать. Пришлось брать в аренду за деньги американские и канадские самолеты. Есть даже фотографии, как наши Ил-14 с выработанным ресурсом лежат в Антарктиде под снегом. Вот такая история...

Опытные летчики-полярники, которыми восторгались их коллеги из других стран, остались без работы. Кто-то тут же ушел на пенсию, кто-то перешел в гражданскую авиацию.

— Как раньше учили летчиков-полярников? В Мячикове, что находится недалеко от Жуковского, была огромная школа, — говорит Рубен Есаян. — Там готовили пилотов на самолетах Ан-2, Ил-14 и на вертолетах. Сначала летчики вместе с командиром летали вторыми пилотами и только потом получали право на полеты в Антарктиде. С тех пор прошло больше 20 лет, и действующих летчиков тех времен практически не осталось...

Ювелирная работа

Идея восстановить полярную авиацию пришла в голову не представителям власти, а все тому же Рубену Есаяну и его коллегам. В 2001 году он впервые за долгие годы полетел в Антарктиду на самолете Ил-76 ТД. Вот только приземлиться этот самолет может лишь на ледовый аэродром возле станции «Новолазаревская» и еще на 2–3 иностранные площадки.

— Все зарубежные станции в Антарктиде построили возле себя аэродромы, — рассказывает Николай Таликов. — А вот у нас этого нет. Поэтому полного воздушного сообщения между нашими станциями не существует. И с каждым годом ситуация становится только хуже и хуже. Например, американцы не пускают наш Ил-76 ТД на свои аэродромы. Почему? Ну мы ведь с США «лучшие друзья»...

В сезон экипаж Рубена Есаяна совершает всего 12–14 полетов. Но и это уже не раз спасало жизнь нашим полярникам. Так, в 2005 году на станции «Восток» случилась беда. Станцию, которая находится на высоте 3500 метров над уровнем моря, снабжали топливом с помощью санно-тракторных походов со станции «Мирный». Но однажды по дороге техника сломалась, и вместо обещанных 300 тонн топлива привезли только 60. А этого полярникам не хватило бы, чтобы продержаться даже два-три месяца. Уже ставили вопрос о прекращении работы «Востока» и эвакуации людей. Но тут на помощь пришел Рубен Есаян.

— 11 ноября 2005 года мы полетели на станцию «Восток» с топливом, — рассказывает летчик. — Но сесть возле этой станции мы не могли. И тогда было принято решение десантировать топливо на парашютах. Мы пришли на «Восток», сверху посмотрели, сделали шесть заходов и положили на размеченную площадку рядом со станцией 168 бочек с топливом. Мы их десантировали с высоты 400 метров. Из 28 платформ только одна — у нее парашют свернулся — ушла на глубину 4,5 метра в снег. Так мы спасли станцию «Восток». Ювелирная работа!

С тех пор экипаж Есаяна каждый сезон делает несколько таких десантирований. К слову, иностранные летчики-полярники повторить такое пока не в состоянии.

Пустые обещания министров

В марте 2008 года в Антарктиду полетела высокая делегация — министр обороны Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и министр охраны природных ресурсов Юрий Трутнев. Самолет вел Рубен Есаян. Уже на станции «Новолазаревская» он откровенно рассказал обо всех проблемах полярников. В ответ было получено много обещаний. «Мы обязательно дадим самолету Ил-76 новые двигатели», — говорили в числе прочего министры. Но прошло уже четыре года. А самолеты по-прежнему старые. А ведь в 2010 году была принята стратегия развития Арктики и Антарктики. И в ее рамках была запланирована покупка самолетов Ил-76 и Ил-114 для полярной авиации.

— Помогает ли нам государство? Вам открытым текстом сказать, или сами догадаетесь? — спрашивает Николай Таликов и, не дожидаясь ответа, продолжает: — Рубен Есаян уже несколько лет пытается открыть в России центр авиации Арктики и Антарктики, в котором учились бы летчики-полярники. Наша смена. Что для этого надо? Всего лишь закупить пять самолетов для полетов и тренировки. Это сравнительно небольшие деньги. У нас больше вкладывают в ремонт дорог, которые тут же разрушаются. У нас больше разворовывают.

В 2009 году Рубен Есаян подсчитал, что на покупку 5 самолетов и организации центра авиации Арктики и Антарктики надо примерно 8,5 миллиардов рублей. И это тут же решило бы все проблемы полярников.

— У меня даже была договоренность, что мы разместим будущий центр в Жуковском, — говорит Рубен Есаян. — Есть место, пока еще есть люди, которые будут передавать свой опыт будущим летчикам-полярникам. Нет только решения власти выделить нам средства.

Уже почти отчаявшись получить помощь, Рубен Есаян сам обучает летчиков полетам в Антарктиду. Командиры, которые имеют допуск к Ил-76, летают вместе с Есаяном на шестой континент в роли вторых пилотов. После 4–5 полетов они могут уже самостоятельно совершать полеты в Антарктиде. К слову, в Канаде обучение полярных летчиков давно поставлено на поток. Там опытный 40-летний командир самолета всегда берет с собой в полет молодого мальчишку 24 лет. И к 30 годам он становится первоклассным пилотом.

— Если нам нужна Антарктида, материк, на котором очень много полезных ископаемых, то нам не обойтись без своей авиации, — говорит Николай Турчин. — А для этого Россия не должна стоять на коленях с протянутой рукой. Граждане американцы и канадцы, помогите, Христа ради, экипажи отвести на наши станции! Мы должны стоять с гордо поднятой головой. И для этого нам нужны новые самолеты, молодые летчики.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру