Моя дорогая маршрутка

Петербуржцы больше всех в России платят за проезд в этом виде транспорта

В первый день лета вырастут цены на проезд в общественном транспорте. Поездка на метро будет стоить 27 рублей, а на наземном транспорте — 23 рубля. Впрочем, петербуржцы стали больше тратить на дорогу еще с 16 апреля.

Петербуржцы больше всех в России платят за проезд в этом виде транспорта
Фото: Замир Усманов

На следующий же день после Пасхи сразу на 5 рублей подорожали маршрутки. Городская прокуратура потом заявила, что перевозчики повысили цены незаконно и даже предложили штрафовать каждую компанию аж на 100 тысяч рублей. Однако дальше разговоров дело не пошло: на перевозчиков никто не подал в суд, и ни одного штрафа они так и не заплатили.

Прокуратура опускает руки

В первые дни после подорожания владельцы автопарков словно чего-то опасались. На некоторых городских маршрутках были установлены сразу две таблички с ценами: на лобовом стекле — старая цена в 30 рублей, внутри салона — уже 35. Причем пассажиры сами выбирали, за сколько им ехать. Однако вскоре эта путаница исчезла. Петербуржцы отчаянно ругались с водителями, пытаясь отстоять свое право ездить за 30 рублей. Правда, безрезультатно.

Вскоре в конфликт вмешалась городская прокуратура. Дело в том, что транспортные компании имеют право перевозить пассажиров только по тарифам, установленным городским правительством. Но на тот момент Смольный никаких официальных решений о повышении цен на проезд в общественном транспорте не принимал, а потому, по мнению прокуратуры, инициатива перевозчиков была незаконной. Прокуроры посоветовали петербуржцам ездить по старой цене, а в случае чего писать официальную жалобу в Комитет по транспорту. Более того, прокуратура пригрозила штрафовать перевозчиков на 100 тысяч рублей.

— С этого момента прошло почти два месяца, но никаких штрафов нам не было, — говорит директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Василий Киселев. — Более того, никто на нас еще не подал в суд. А что касается прокуратуры, то почему она не обращала на нас внимание в 2005-м, 2006-м или 2010-м годах? Мы ведь каждый год повышаем тарифы...

И правда, прокуратура, которая обязана защищать интересы горожан, похоже, только делает вид, что защищает. Периодически штампует грозные представления (например, представления в адрес УФМС по поводу ситуации с мигрантами), которые ни к чему не приводят. Главное — вовремя напомнить о себе — сымитировать бурную деятельность. Вот и заявление о том, что перевозчики нарушили закон, пока остается пустым звуком.

Даже в Москве дешевле!

Как говорят владельцы маршруток, повышают тарифы они не от хорошей жизни. Во-первых, стремительно растет цена на дизельное топливо, причем к началу следующего года литр якобы будет стоить около 35 рублей (сейчас — 29 рублей). Только один автобус в день потребляет топлива почти на 3,5 тысячи рублей. Во-вторых, с 1 января следующего года весь наземный транспорт должен быть оборудован системой ГЛОНАСС и тахографами. Эти приборы фиксируют, сколько времени водитель проводит в дороге, с какой скоростью движется и не отклоняется ли от маршрута. Причем перевозчики на свои деньги должны установить в транспорте дорогую аппаратуру.

— Извините, но деньги в маршрутках мы не печатаем, — говорит Василий Киселев. — Установка этого оборудования и его годовое обслуживание примерно равняется сумме, которую один автобус зарабатывает за неделю. В России есть одна большая компания, которая обеспечивает автобусы спутниковой системой. И она устанавливает такой ценник, какой ей захочется. Причем никто из официальных лиц не смог мне толком объяснить, зачем вообще нужен ГЛОНАСС. Позволю заметить, что на наших предприятиях есть специальные отделы, которые и так контролируют работу водителя и соблюдение им трассы движения. Зачем же еще тратить кучу денег? Или другой пример: в одно из предыдущих повышений тариф на проезд подскочил сразу на 20 процентов. Тогда администрация города потребовала, чтобы в автобусах был низкий пол. И тут же ценники у дилеров почему-то резко выросли. Сейчас автобус с низким полом стоит на 20 процентов дороже обычного. А когда мы спрашиваем у производителей, в чем причина, они ничего вразумительного не говорят.

Зачем нужен этот ГЛОНАСС?

Вроде бы логичная аргументация. Однако не только в Петербурге перевозчикам приходится тратить все больше денег на топливо (его цена примерно одинакова по всей России, только на юге страны на 2–3 рубля ниже), да и системой ГЛОНАСС и тахографами вскоре должны быть оборудованы автобусы и в остальных регионах России. Но почему-то там проезд ощутимо дешевле, чем в Питере.

— В других городах меньше маршрутов, — объясняют в Комитете по транспорту. — А у нас в Петербурге только в прошлом году было открыто около 20 новых направлений. Поэтому перевозчики вынуждены закупать новые автобусы, обслуживать их, нанимать водителей, платить им зарплату. Вот и приходится им повышать тарифы.

В прошлом году, как говорят перевозчики, в Петербурге появилось больше тысячи новых автобусов. Но все равно это не может служить оправданием высоких цен. Ведь, помимо провинции, есть еще Москва, где маршрутов больше, чем в Питере, но проезд в коммерческом транспорте все равно сейчас стоит 25–30 рублей.

— В столице пассажиропоток выше, чем у нас в 3–5 раз. Это тоже влияет на экономику предприятия, — говорит Василий Киселев. — К тому же в Петербурге в 2006 и 2010 годах была проведена транспортная реформа. В результате у нас практически дважды за пять лет поменялся подвижной состав. Это колоссальный прорыв, я считаю. И он стоит денег. Сейчас у нас по городу ходят только современные безопасные автобусы. А в Москве еще можно встретить «Газели». Если одна «Газель» стоит около 600–700 тысяч рублей, то «Фольксвагены», которые перевозят петербуржцев, обходятся уже в лучшем случае в 2 миллиона рублей. Причем каждый год цены на автобусы растут на 10–15 процентов.

В общем, получается какой-то заколдованный круг. В провинции маршруток мало, в Москве много, но результат один: жители там все равно платят за проезд меньше, чем в Питере (это притом, что зарплаты в Москве почти в 2 раза выше, чем у нас).

Зато ездим с шиком!

Однако заметим: в столице, помимо «Газелей», ездят разные машины. Одни из них сопоставимы по стоимости с нашими, другие — намного дешевле. Например, в Москве немало микроавтобусов «Фиат» или «Хендай» (они стоят порядка миллиона). В Петербурге же почему-то любят дорогие маршрутки. Возможно, и петербуржцы согласились бы ездить на автомобилях попроще и платить за проезд меньше. Ведь и самые «навороченные» питерские маршрутки не отличаются ни чистотой, ни безопасностью (уже сколько было с ними трагических ДТП).

— К сожалению, снижения тарифов не будет, — резюмирует Василий Киселев. — К тому же губернатор 15 мая подписал предельный тариф на проезд в коммерческом транспорте. Он составил 35 рублей.

Получается, губернатор встал на сторону маршруточников. Наверное, и он считает, что жители нашего города должны платить за проезд больше, чем все остальные граждане России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру