На Аршавине много не заработаешь
Дмитрий Ильковский, депутат округа «Петровский», что в Петроградском районе, пожалуй, самый раскрученный и самый активный муниципал в городе. Только активность его несколько странная. Ильковский еще на заре своей политической карьеры прославился на весь город. С маниакальной настойчивостью депутат придумывает все новые акции по борьбе с собачьим дерьмом. Установил в своем округе контейнеры с пакетами для сбора экскрементов и даже якобы нашел какого-то фермера, готового собирать собачье «добро» и использовать его в качестве удобрений. Правда, тот бесследно исчез после того, как только депутат раструбил о нем во все СМИ.
Заявив о себе таким оригинальным способом, Ильковский прибег к иным, «околоспортивным» формам пиара. Он возглавил федерацию мас-рестлинга (соревнования по перетягиванию палки) и стал вице-президентом Федерации черлидинга (прыгающие с помпонами девочки в коротких юбках). А еще Ильковский сделал почетным гражданином своего округа Андрея Аршавина (на том основании, что на территории муниципалитета расположен стадион, где играет «Зенит»). Слала какие-то письма руководству лондонского клуба «Арсенал», не забывая отправлять копии в петербургские СМИ.
На волне сочинской Олимпиады наш депутат носился с идеей сделать символом Олимпиады в Сочи мамонтенка. Но не сложилось. Тогда Ильковский сам попытался сталь символом Сочи и выдвинул свою кандидатуру на пост мэра этого города. Но и тут его ждала неудача. Какое отношение имеют мамонтовая эпопея, Аршавин, черлидинг и перетягивание палки к реальным проблемам жителей округа «Петровский», не понятно.
Да и волнуют ли они Ильковского, который живет в Купчино? В 2004-м он променял кресло в РАО «ЕЭС» с окладом в 100 тысяч рублей на депутатский мандат с зарплатой всего 20 тысяч (столько платили главе округа, но с 2009-го Ильковский рядовой депутат, а им обычно и вовсе не платят). Просто удивительное самопожертвование ради жителей Петроградки.
Однако в последнее время бессребреник Дмитрий Ильковский стал все чаще говорить о деньгах. В конце прошлого года он решил посчитать деньги своих коллег из городского парламента. Оказалось, что на них (зарплаты, связь, машины, оклады и премии помощников) тратится больше одного миллиарда в год. Ильковский счел нужным урезать содержание слуг народа, о чем тоже сообщил во всеуслышание. «Жирующая власть» - очередная выигрышная тема для публики. Депутаты ЗакСа предсказуемо проигнорировали своего младшего собрата, обвинив его в личном пиаре. И вот тогда Ильковский достал припасенного в рукаве козыря. Вдруг выяснилось, что он в 2011 году втихаря (что совсем на него не похоже) зарегистрировал на себя торговый знак «I love Spb». И теперь оказалось, что сотни производителей и продавцов сувениров с этой надписью (ими в городе торгуют уже много лет) должны Ильковскому денег! И вот, выждав какое-то время, бессребреник решил заняться охотой на «пиратов». Но опять же все это под благовидным предлогом пополнения городской казны. Ведь штраф за контрафакт — от 1,5 до 50 тысяч рублей. А еще от 10 тысяч до пяти миллионов может получить сам правообладатель, то есть Ильковский.
Первый удар – по «Буквоеду»
Первой жертвой патента на любовь к Петербургу стала сеть книжных магазинов «Буквоед». Полицейские по наводке Ильковского наведались к ним в конце февраля. Стражи порядка без труда обнаружили в магазине футболки и прочую сувенирку с искомым символом «I love Spb”. Часть продукции изъяли. Пресс-служба Ильковского безжалостно сообщила, что контрафакт должен быть уничтожен.
В «Буквоеде» затруднились прокомментировать ситуацию. По словам пресс-секретаря книжной сети Светланы Алексеевой, им никаких официальных претензий никто: ни правообладатель, ни правоохранительные органы - пока не выдвигал. Да и предупреждений они не получали.
- У нас 125 тысяч наименований товара. Мы физически не можем отследить, кому принадлежат все изображения, - отметила Алексеева.
Как бы то ни было, от греха подальше, во всех магазинах книжной сети после визита полицейских товар с символикой «I love SPb» из продажи изъяли. Но им пока продолжают торговать в многочисленных сувенирных лавках и киосках по всему городу.
- Эти футболки в основном покупают дети и подростки, - рассказала «МК» в Питере» продавщица сувениров у "Авроры". - Вот скоро начнутся каникулы, закажем еще партию таких маек, сумок. Они у нас по 350–500 рублей стоят.
Адвокат Ильковского Игорь Теплоухов уверен, что в отношении продавцов могут быть возбуждены сотни административных дел. Соответствующие заявления адвокат намерен разослать в районные отделы полиции. Истец добивается того, чтобы во всем городе прекратилась незаконная торговля сувенирами с «его знаком».
Убрал дерьмо – получи футболку
Требовать ли с торговцев компенсации за товарный знак и сколько, депутат пока не определился. По словам его адвоката, проблему можно решить мирно, путем заключения с его доверителем соглашения на право использования «любви к Петербургу».
- А сколько это может стоить? – поинтересовались мы у самого Ильковского.
- Не знаю… Два миллиона. Устроит вас эта цифра? – ответил он после секундного размышления. - Это будет помощь развитию спорта - мас-рестлинга или черлидинга. Мы всю свою деятельность привязываем к социальной ответственности.
- Вам не кажется, что это похоже на приватизацию любви к городу?
- Никак не похоже. Если человек хочет выразить свою любовь к городу, пусть обратится к нам (в муниципалитет. – Ред.), мы ему дадим метлу в руки, пусть подметет улицу, а мы ему за это подарим футболку «Ай лов СПб». Он может убрать за собаками улицу, может помыть окна в каком-нибудь детском доме, оказать другую благотворительную помощь, тогда мы подарим ему все, что он хочет (видимо, подразумевалось все же сувениры с патентованным символом, а не право ими торговать. – Ред.). Это будет любовь к Санкт-Петербургу, а просто восхищаться Спасом на Крови - это болтовня. Любовь надо подтверждать делом.
Учитесь Родину любить
Формально по закону Дмитрий Ильковский прав. Но с человеческой, моральной точки зрения ситуация кажется какой-то патологической. Депутат, представитель народа, пропагандирует любовь к Петербургу и сам же хочет ею распоряжаться, решая, кому можно любить город, а кому нет.
По такой же схеме можно запатентовать любую фразу. Например, «люблю свой город», «люблю семью», «люблю природу» и «люблю спорт». Можно пойти и по более выгодному пути и запатентовать и без того популярные фразы, например, «Люблю маму/папу», «Люблю Россию», «Хочу замуж» или даже легендарное «Поехали!». А может, Дмитрий Ильковский их уже тоже приватизировал втихаря. И готовится выставить новую серию исков под очередными «социально ответственными» предлогами.
А как у них
Дмитрий Ильковский не слишком оригинален в своем способе любить Петербург. До него точно так же любили десятки городов. А первым был Нью-Йорк. В 1977 году дизайнер Милтон Гласер придумал логотип для рекламной компании по развитию туризма. Он использовал всего четыре символа – «I» («Я»), красное сердце и «NY» (заглавные буквы названия города – New-York). Простой логотип пришелся по душе ньюйоркцам и туристам. Но в отличие от нашего случая владельцем марки является мэрия Нью-Йорка. Деньги от штрафов и компенсаций за его незаконное использование идут действительно в казну города.