Непорочное зачатие

Почему продолжать род петербуржцам становится все сложнее

У этих женщин странная работа. Они вынашивают и рожают чужих детей. Суррогатное материнство в Петербурге с каждым годом становится все популярнее. Во всем виновата страшная эпидемия бесплодия и… работа. Некоторые женщины уже не хотят прерывать на год свою карьеру и уходить в декретный отпуск.

Почему продолжать род петербуржцам становится все сложнее

Немножко беременна

За последние восемь лет Ольга прошла все круги ада. Она пережила несколько выкидышей, аборт по медицинским показаниям на позднем сроке, неудачные попытки ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). После очередного провала врачи развели руками и предложили выбор: либо до 37 лет ходить к врачам, которые будут ей регулярно подсаживать новые эмбрионы (вдруг когда-нибудь получится забеременеть), либо обратиться с услугам суррогатной матери. Ольга выбрала второе.

Суррогатную маму нашли быстро. Ей стала 30-летняя женщина из Сибири. Генетические родители на время беременности перевезли ее в Петербург, отдали гонорар почти в 800 тысяч рублей и стали ждать рождения ребенка.

- У меня на работе все искренне думали, что я на самом деле беременна, - вспоминает Ольга. – Я купила специальный накладной живот и время от времени подкладывала туда поролоновые вставки. Иногда особо сердобольные коллеги и знакомые настойчиво пытались потрогать мой живот. Приходилось жаловаться на плохое самочувствие и убегать в уборную. Некоторые спрашивали: «Ты на пятом месяце? А что ты чувствуешь? Он уже толкается?» Я к таким вопросам была готова. Специально проштудировала весь Интернет и прекрасно знала, что должна чувствовать женщина на всех месяцах беременности.

Ровно в срок суррогатная мама родила Ольге мальчика. В роддоме она написала отказ от ребенка, и счастливые генетические родители увезли малыша домой. И вряд ли он когда-то узнает, кто на самом деле помог ему появиться на свет.

Шампуни и игрушки вызывают бесплодие

Таких историй в Петербурге катастрофически много. В Северной столице бесплодны около 15 процентов семейных пар. И с каждым годом их будет только больше.

- У мужчин стремительно ухудшается качество спермы, - говорит врач-андролог высшей категории Вадим Коренев. - Еще 50 лет назад специалисты Всемирной организации здравоохранения считали, что «качественных» сперматозоидов в сперме должно быть около 50 процентов от общего содержания. Сейчас нормой признаны три процента. Дальше снижать эти критерии нельзя, впереди бесплодие…

В бесплодии петербуржцев виноваты фантики от конфет и шоколадок, кремы для бритья, мыло, стиральные порошки, детские бутылочки, дезодоранты, пластиковые пакеты. Все они содержат новые химические соединения, которые и ставят под угрозу будущее человечества.

- Есть целые классы наиболее опасных веществ, - рассказывает Вадим Коренев. – В первую очередь, это ксеноэстрагены, которые частично блокируют работу тестостерона. Сегодня они есть везде, даже в мягких игрушках. А уж про парфюмерию и бытовую химию я даже не говорю. Раньше мужчины не пользовались кремами для бритья, и на свет появлялись здоровые дети…

Молодым парам стоит опасаться бисфенола А (он содержится в консервных банках), алкилфенола (есть в моющих средствах, шампунях), поликарбоната (в контактных линзах) и еще десятка других химических соединений, которые подстерегают нас повсюду.

Первый «суррогатный папа» - петербуржец

- В России сейчас около 10 миллионов бесплодных людей. В такой ситуации суррогатное материнство - своего рода панацея, таблетка от бездетности, - считает эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека Константин Свитнев. – Люди наконец-то начали понимать, что суррогатное материнство - благородная и почетная миссия. Кстати, первая суррогатная мать появилась еще за две тысячи лет до Рождества Христова в земле Ханаанской. Сара, жена Авраама, была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы та выносила им ребенка. В 1910 году до нашей эры у Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Это и был первый известный нам ребенок, родившийся по программе так называемого традиционного суррогатного материнства. Так что бояться этого не стоит.

В России и правда привыкают к суррогатному материнству. В 2009 году, по данным Российской ассоциации репродукции человека, в стране родилось 178 «детей из пробирки». А в 2010 году – уже порядка 700 человек. К помощи «сурмам» прибегают даже одинокие мужчины. Правда, будущему папе, чтобы «родить» ребенка, нужна помощь сразу двух женщин: одна вынашивает, другая является донором яйцеклеток. Кстати, первым папой «суррогатных» детей стал петербуржец. В начале этого года у одинокого мужчины родилась двойня… С тех пор в городе выдано еще несколько свидетельств о рождении с прочерком в графе «мать».

- К нам в компанию сейчас обращаются даже те женщины, которые просто не хотят портить фигуру беременностью или не могут на год уйти с работы, - рассказывает директор по общественным коммуникациям группы компаний «Свитчайлд» Вадим Бахтов. – Есть среди них и очень известные люди, звезды…

«Мама сказала, что я дура»

В Интернете есть десятки сайтов, где слабый пол предлагает выносить чужого ребенка: «Подарю счастье материнства, став сурмамой для вашего малыша! Готова начать с января 2012 года. Иммунитет хороший. Муж не против»; «Стану суррогатной мамой. Не курю, не пью вообще. Можете спать рядом с моим животом и присутствовать на родах». Требования к суррогатным мамам почти такие же, как и к будущим космонавтам. Выносить чужого ребенка может только женщина в возрасте от 20 до 35 лет. У нее должен быть свой ребенок, пышущий здоровьем. К тому же сурмама обязана предоставить биологическим родителям свою родословную, где указано, что ее родственники не болели ничем серьезнее ангины. После проверки у десятков врачей женщина отправляется на экзамен к психологу, который специализируется на проблемах суррогатного материнства. Если тот дает добро, сурмаму принимают «на работу».

- Я бы хотел сказать, что сурмамами становятся из альтруистических соображений, но не могу, - признается Вадим Бахтов. – Все-таки вынашивать девять месяцев чужого ребенка, быть, простите за грубое слово, инкубатором, не так просто. 90 процентов девушек идут на это ради денег. Психология у них примерно такая: я хочу сделать доброе дело и при этом еще заработать.

С Вадимом Бахтовым соглашаются и сами суррогатные мамы.

- Мне нужны были деньги, - рассказывает Ирина. Она выносила и родила для биологических родителей двух близнецов. – Мы с мужем хотели купить дом … Три года я его уговаривала на этот шаг. Мама до сих пор меня не понимает, считает, что я дура. Но больше всех меня поразила дочь. Ей было восемь лет. Когда я ей во всем призналась, она назвала меня супергероем и захотела рассказать обо мне всей школе. Я ее долго отговаривала, объясняла, что далеко не все будут думать так, как она.

О близнецах, которых выносила и родила, Ирина не вспоминает. Она их даже никогда не видела. Сразу после родов биологические родители забрали детей.

- Повторить этот опыт я бы не хотела, хотя предложений было много, - говорит Ирина. – Почему? Сложно сказать. Вроде и с биологическими родителями мне повезло… Они предоставили мне отдельную квартиру, постоянно за мной ухаживали и даже водили моего мужа и дочь в зоопарк, в музеи, кафе. Наверно, дело в том, что суррогатное материнство – это слишком большая ответственность. Она как гиря на твоих плечах все девять месяцев.

Суррогатные мошенницы

Впрочем, не все суррогатные матери чувствуют эту ответственность. Чтобы не забывать о ней, им приходится подписывать важный документ – «Договор о замещающем вынашивании беременности». Там прописано все: во сколько сурмама должна ложиться спать, как часто принимать душ, сколько часов проводить на свежем воздухе и даже какую музыку слушать. Но и такой договор в Петербурге не спасает от мошенников.

- Самая незащищенная сторона – это ребенок, которого вынашивает суррогатная мать, - считает Константин Свитнев. – По закону матерью «суррогатного» малыша считается не его генетическая мама, а та женщина, которая его вынашивает. Именно она определяет его судьбу. Захочет, оставит его себе. Захочет, вообще прервет беременность. Захочет, может сколь угодно шантажировать несчастных родителей, угрожая убийством их пока еще не рожденного – и, соответственно, не существующего по нашим законам – малыша. Впрочем, этих неприятностей можно избежать. Например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и на Украине суррогатная мать обязана передать ребенка его родителям – и никому другому - сразу по его рождении. А беременность она имеет право прервать только по медицинским показаниям.

- Такие же меры надо принять и у нас, - говорит Константин Свитнев. – А еще я бы предложил сделать все аборты платными. А деньги, которые появятся благодаря этому, можно отправить на финансирование программ суррогатного материнства. И тогда те люди, которые хотят привести в этот мир нового человека, смогут сделать это почти бесплатно. Ведь каждое рождение – уникальный шанс изменить наш мир к лучшему.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру