Сократить нельзя увеличить»: сколько самокатов появится в Петербурге в 2025 году

В ближайшие недели в Петербурге ожидается начало сезона прокатных электросамокатов. Пока двухколесные гонщики не вернулись на улицы города, редакция «МК в Питере» задала вопросы о планах по организации нового сезона всем причастным. Квазиответы породили новые вопросы. А главный вопрос о количестве самокатов, которые потеснят петербуржцев на тротуарах уже совсем скоро, если верить прогнозу погоды, остался без ответа. Где поставить запятую в утверждении «сократить нельзя увеличить» не смогли однозначно подсказать журналистам «МК в Питере» ни в коммерческих компаниях, занимающихся организацией проката, ни в Смольном.

Сократить нельзя увеличить»: сколько самокатов появится в Петербурге в 2025 году
Фото: МК в Питере

Нашествие самокатов

Как говорят в сервисе проката Whoosh, для начала сезона нужна средняя температура выше нуля и отсутствие снега на асфальте. По информации главного синоптика Петербурга Александра Колесова, требуемая температура установилась к 25 февраля, а в целом конец зимы оказался самым сухим за последние 13 лет.

В прошлом году сезон самокатов начался 18 марта. В этом, судя по температуре, может начаться даже раньше. В преддверии этого события редакция «МК в Питере» обратилась к заинтересованным сторонам – крупнейшим сервисам проката (Whoosh, Яндекс Go и МТС Юрент) и Центру управления парковками (ЦУП), который отвечает в городской администрации за двухколесные вопросы.

Редакция хотела узнать, во-первых, сколько будет самокатов в этом сезоне в Петербурге. Во-вторых, как изменилась инфраструктура для самокатов, о нехватке которой говорили в прошлом году. И какой вклад в создание этой инфраструктуры сделали сервисы проката. Наконец, «МК в Питере» поинтересовался, ожидать ли возвращения парковок электросамокатов в центральные районы города. Спойлер: все наши вопросы, по сути, остались без ответов.

Отсутствие инфраструктуры

В прошлом году на улицы Петербурга выкатили около 48 тыс. электросамокатов. Больше всего – Whoosh, чей парк в городе насчитывал порядка 20 тыс. аппаратов, на втором месте расположился МТС Юрент с 15 тыс. самокатов, а на третьем – Яндекс Go с 13 тыс. прокатных СИМ.

Количество самокатчиков в городе начало расти вместе с недовольством пешеходов и автомобилистов. В результате городские власти договорились с сервисами проката о запрете парковки их самокатов в четырех районах города: Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном.

Кикшеринговые компании тогда подчеркивали, что это было общее решение, и они сами видят нехватку инфраструктуры. Сервисы даже пообещали вложиться в ликвидацию этой нехватки.

В соглашении между тройкой компаний и комитетом по транспорту, с текстом которого ознакомился «МК в Питере», прописано, что операторы СИМ готовы были каждый сезон платить в бюджет города по тысяче рублей за каждый выкаченный на улицу самокат. Однако экономический вице-губернатор Алексей Корабельников заявил, что направить эти деньги напрямую на развитие инфраструктуры юридически невозможно.

Впрочем, даже если бы кикшеринговые компании заплатили по тысяче за каждый из 48 тыс. самокатов, город получил бы всего 48 млн рублей. Для понимания масштабов: в августе прошлого года ЦУП потратил почти 30 млн рублей на строительство лишь одного километра велодорожки.

Инфраструктуры нет и не будет?

Всего своими силами городская администрация за 2024 год проложила 5,6 км новых велодорожек, причем не в центре, а в Приморском, Фрунзенском и Красногвардейском районах. Это составило 3,5% от общего километража велодорожек в городе (160 км).

В Яндекс Go на вопросы редакции по поводу инфраструктуры пообещали ответить позже, в Whoosh заявили, что «очевидно, что изменение инфраструктуры в исторических районах — процесс непростой. Но он идет».

«На протяжении последних лет сервис последовательно участвует в развитии транспортной инфраструктуры Петербурга, организуя маршруты передвижения горожан, связывающих районы города с транспортными хабами в дополнение к общественному транспорту; создавая и обслуживая места виртуальных парковок», — заявил «МК в Питере» представитель Whoosh.

Фото: МК в Питере

В свою очередь, представитель МТС Юрент рассказал редакции, что сервисы проката предлагают городу вернуть самокаты в центр Петербурга, создав там парковочные хабы.

«Напомним, что в конце прошлого года мы повсеместно с другими операторами предложили профинансировать нанесение разметки для порядка 100 парковочных хабов как в центральной части города, так и в спальных районах», — уточнил собеседник издания в МТС Юрент.

Все три сервиса проката проигнорировали вопрос, какие изменения в городской инфраструктуре для самокатов запланированы на 2025 год, поэтому можно предположить, что каких-либо улучшений по сравнению с 2024 годом не предвидится.

Отсечь лишнее

Когда в минувшем году сервисы проката признали нехватку инфраструктуры для электросамокатов, они сами же предложили сократить свой двухколесный парк.

«Санкт-Петербург, очевидно, не способен вместить такое же количество СИМ, как Москва, — это подтверждает регулярно образовывающееся столпотворение самокатов у станций метро и перехватывающих парковок. Чтобы избежать этого, нужно ограничить общее количество самокатов в городе всем операторам», — заявили тогда в МТС Юрент.

В этом же году представитель этой компании на вопрос «МК в Питере» о планируемом количестве самокатов заявил, что планирует в новом сезоне-2025 «поставить в Петербурге комфортное для города количество электросамокатов в пределах прошлого года».

«Очевидно, что потенциал Петербурга позволяет увеличить число СИМ, особенно в окраинных районах», — заявили в Whoosh.

В Яндекс Go пообещали ответить на этот, как и на другие, вопрос позже.

Фото: МК в Питере

«МК в Питере» обратился за ответом на вопросы о развитии инфраструктуры и количестве самокатов, которые выйдут на дороги города в новом сезоне, директору Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман. На момент выхода публикации ответ не поступил.

Город отрегулирует

По словам источников «МК в Питере», сейчас ЦУП Смольного ведет предварительные переговоры с большой тройкой проката. В самом ЦУП на вопросы редакции о количестве самокатов и местах их парковки, а также инфраструктуре пообещали ответить пресс-релизом по итогам рабочей встречи.

В прошлом году после множества инцидентов с прокатными самокатами на помощь жителям пришла полиция: сотрудники изъяли с улиц около 12 тыс. устройств персональной мобильности. То есть почти треть парка.

Если в нынешнем году, на фоне отсутствия полноценного развития городской инфраструктуры, операторы проката выведут – в привычном для коммерсантов стремлении к максимизации дохода – на улицы столько же или больше самокатов, чем в 2024 году, жители города опять начнут массово жаловаться. А полиция вновь вынуждена будет прийти на помощь. Люди в погонах опять начнут эвакуировать мешающие передвижению по Петербургу агрегаты, и, как и годом ранее, восстанавливая баланс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру