Всего же количество люксовых машин (дороже 10 млн рублей) за указанный период в России выросло на четверть и достигло почти 20 тысяч. В Петербурге за год их число увеличилось примерно на 10% — до 2035 автомобилей. Это данные аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, которая в своих подсчетах опиралась на сведения Федеральной налоговой службы. При этом общая сумма «налога на роскошь», начисленного в стране на люксовый автопарк, за 2022‑й выросла на 31%.
По мнению специалиста по подбору автомобилей Сергея Логинова, ажиотажный спрос на предметы движимого и недвижимого имущества наблюдается, как правило, в периоды обвала рубля и роста доллара. Это объясняется тем, что люди, так сказать, при деньгах, не желая терять накопления, а стремясь, наоборот, их приумножить, приобретают, например, личный транспорт. Речь, конечно, о сегменте «премиум» стоимостью 10 млн рублей и выше.
«Люди „перекатываются“ из рубля в автомобили. Поэтому и произошел рост, — говорит эксперт. — Собственно, там налог уже не такой пугающий. Тут дилемма: ты остаешься либо с ликвидным товаром, который всегда можешь продать, либо — с инфляционным рублем, который за год потерял уже 30% своей стоимости. Это мы видим также и на примере люксовых автомобилей, стоимость которых выросла за год на 30% минимум».
В целом ситуация на рынке элитных машин, уверен наш собеседник, сегодня стабильная.
Напомним также, что в России транспортный налог в основном зависит от мощности двигателя. С 2014 года в стране действуют повышенные налоговые ставки на легковые автомобили, внесенные в список Минпромторга РФ. Эти ставки и получили неофициальное название «налог на роскошь». Изначально в перечень включали легковые автомобили стоимостью от 3 млн рублей, но в прошлом году нижнюю планку подняли до 10 млн.
Денежные сборы от транспортного налога зачисляют в бюджеты регионов. Значительная часть поступлений «налога на роскошь» — почти 1,5 млрд рублей, или 44% от общероссийских начислений, — приходится на Москву. Второе место по этому показателю у Петербурга, где владельцам люксовых автомобилей предстоит выплатить 354 млн рублей.
«Обслуживание люкса подорожало в связи с уходом с российского рынка западных компаний, ограничениями на импорт запчастей и прекращением гарантийного обслуживания, — цитирует президента FinExpertiza Елену Трубникову „Деловой Петербург“. — Однако спрос на такие автомобили меньше зависит от ценовой конъюнктуры по сравнению с массмаркетом и потому остается более стабильным даже в кризисные периоды».