Какого цвета у святых глаза: женщина-иконописец раскрыла секреты своей необычной профессии

Петербург можно без натяжки назвать городом храмов. В Северной столице насчитывается более 250 конфессий и религиозных объединений, в собственности которых находится 229 культовых зданий. Больше всего, конечно, в городе на Неве православных святынь — это монастыри, соборы, церкви, часовни, приходы.

Какого цвета у святых глаза: женщина-иконописец раскрыла секреты своей необычной профессии
Икона Ксении Петербургской. Фото автора

В церковные праздники в храмах всегда много людей, но и в будни дома Божьи не пустуют. Люди, стоя у икон, просят о поддержке, знаке или благодарят за помощь. В пост же (а понедельник, 28 ноября, начался Рождественский) для верующих особенно важна молитва церковная. В качестве оберега небольшие иконы люди забирают домой, приобретая их в церковных и монастырских лавках. И немногим интересно, чьей рукой написана та или иная икона, если она несет благодать.

Те же, кто задумывался об авторах, наверняка представляли себе одетого в хитон седовласого старца, который пишет святые лики при свете свечей. Однако мир ушел далеко вперед. В большинстве храмов сейчас есть электричество, а иконописцем может быть фрилансер — художник, работающий на дому. Кроме того, иконописцем может быть женщина. И «МК в Питере» нашел такого необычного мастера.

Запрограммирована на иконописание

Короткая стрижка, узкое лицо, озорной блеск темных глаз. Глядя на худенькую Эльмиру Ярудову, похожую на подростка, сложно догадаться, что уже более 10 лет она пишет иконы. Однако удивление занятие женщины вызывает лишь у новых знакомых, те, кто знает ее долго, не сомневаются, что на это была Божья воля.

Мученица Ника. Фото автора

По словам самой Эльмиры, она будто была запрограммирована на иконописание. Ее родители были глубоко верующими, сама она подростковые годы провела в монастыре. Любила рассматривать росписи на стенах храмов. Они казались странными, но были невероятно притягательными.

Писать же иконы Эльмира начала, уже будучи мамой двоих детей. Женщина наткнулась в интернете на объявление иконописца, ищущего ученика, и пошла к нему в подмастерье.

«Я начинала с академического стиля (главная задача художника — точное копирование объекта. — Прим. ред.). А есть стилизованные, будто провинциальные, иконы. К примеру, могут быть нарушены пропорции тела: большое туловище и маленькая голова. Нельзя сказать, что это неправильно, таков стиль написания», — рассказывает Эльмира.

Мифы и стиль

Женщина признается: когда она обуча­лась, думала, как и многие обыватели, что, рисуя иконы, художник должен жестко соблюдать каноны. Никаких автографов на изображении или отхождений от стиля. Но выяснилось, что в реальности все иначе. В частности, не подписываются авторами только иконы, которые идут в тираж.

Так, в Древней Руси существовали целые деревни, жители которых занимались иконописанием. Они делили между собой обязанности: одни писали лики, вторые — одежду, третьи — фон. Вся работа была доведена до автоматизма, а места искусству не оставалось.

При этом есть множество примеров и подписей, и дарственных надписей на иконах, которые писались «штучно», то есть практика оставления автографов была сплошь и рядом.

Еще один распространенный миф: все иконы того или иного святого одинаковы. Мол, могут немного отличаться цвета, но сюжеты и позы не меняются. Однако, как рассказала Эльмира, иконопись, как и другие жанры искусства, развивается, нет для иконописцев четких указаний с правилами и запретами.

Икона Николая в процессе создания. Фото автора

Сама она вначале писала иконы, привычные обывателю. Но это было скорее копированием работ мастеров с целью понять принципы данного вида живописи. Первые работы Эльмиры были академическими, то есть максимально реалистичными. Сейчас же она более склонна писать стилизованные, как их называет сама художница, провинциальные иконы.

Мудрое знание

Между тем определенные вещи у «старых» художников Эльмира все же переняла. Полученными в ходе обучения и работы секретами женщина поделилась с «МК в Питере».

Иконы женщина пишет на досках, которые покупает у плотника, на них уже сама клеит специальный материал, чтобы увеличить сцепление «полотна» с краской. Затем заливает будущую рабочую поверхность самостоятельно сваренным грунтом из мела, желатина и клея с добавлением олифы. Когда покрытие подсыхает, она его ошкуривает. Благодаря всем этим кропотливым и затратным по времени действиям «холст» становится похожим на кафель, по котором уже можно писать.

Приверженцы академизма, рассказывает Эльмира, предпочитают писать маслом, но те, кто старается перенести через века мудрое знание, используют натуральные пигменты. Их покупают в иконописных лавках, хотя в древности мастерам приходилось добывать их самостоятельно. По сути, это природные камни и минералы, которые растирают в пыль и смешивают с водой и эмульсией, превращая в краску. Для приготовления эмульсии используют яичный белок, уксус и белое вино.

«Икону стараешься делать на века. Наверное, любой художник хочет, чтобы его творение жило как можно дольше. Поэтому мы стараемся использовать материалы, проверенные временем, которыми пользовались мастера еще в стародавние времена», — делится художница.

Процесс подготовки занимает несколько дней, после чего Эльмира приступает к разработке будущей иконы. На поиск подходящих элементов, символов и проработку набросков уходит около двух дней.

Начиная наносить изображение на доску, художники сначала пишут лик святого. Это наиболее кропотливая работа из-за обилия мелких деталей. Эльмира, улыбаясь, признается, что приходится сидеть, буквально уткнувшись в будущую икону носом. Лишь завершив лик, можно приступать к прорисовке одеяния и окружающего пространства.

Завершающий этап работы — покрытие лаком или олифой. Нанеся защитный слой, икону нужно спрятать от пыли. По словам художницы, она пока не научилась поддерживать в доме стерильную чистоту, поэтому работы высыхают в пластиковых контейнерах.

Обряды и ритуалы

Кстати, в социальных сетях можно найти сообщения о том, что некоторые иконописцы наливают олифу на готовую работу кресто­образно. Но это, по словам Эльмиры, просто выбранный художником ритуал. У нашей собеседницы, например, есть собственные. Она всегда следит, чтобы икона не была перевернута вниз головой при переноске, а перед началом работы всегда читает молитву.

Кстати, мастерскую Эльмира обустроила прямо в своей спальне. Так, у нее есть пространство, куда не залезают дети, которые могут случайно перевернуть баночки с вредными для дыхания материалами или испортить работу.

«В своей прошлой мастерской я ­как-то оставила дизайнерскую картинку ежика. И моя маленькая дочь обвела его по периметру черной ручкой. Ту работу мне, конечно, пришлось переделывать, но я с ужасом представила, что она то же самое могла бы сделать с готовой иконой», — делится воспоминанием художница.

Теперь же, говорит Эльмира, можно оставлять на столе открытые баночки с крас­ками, не переживая, что дети устроят бардак, не волноваться за самих детей и свои работы.

Монастырская лавка

Большинство своих работ Эльмира продает в церковной лавке Псково-­Печерского монастыря. Как рассказывает художница, верующие охотнее покупают иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, нежели других святых.

«Им молятся чаще, они как бы более родные. Божия Матерь — она человек, родилась на земле. А чтобы обращаться к Господу, это еще надо рискнуть», — делится своим мнением Эльмира.

В лавке монастыря, как рассказывает мастер, действуют свои правила для мастеров. Художник может установить любую цену, но сверху будет выставлена наценка 70% — эти деньги пойдут в бюджет монастыря. Из-за этого, говорит Эльмира, приходится продавать работы дешевле, чем хотелось бы, главное — чтобы итоговая стоимость не пугала покупателей. В лавку, по словам художницы, охотно берут иконы классического вида, особенно украшенные сусальным золотом. Они и продаются быстрее.

Свободным иконописцам, кстати, приходится конкурировать не только между собой, но и с… мастерскими при монастыре. По словам Эльмиры, в них иконы печатаются большим тиражом. Сравнение цен на рукописные и отпечатанные иконы будет в пользу последних.

Поэтому покупателя для необычных икон художники, как правило, ищут через социальные сети и сайты объявлений. Бывает, что люди, увидев работы мастера, просят нарисовать ­что-то на заказ. Одна из таких икон Эльмиры отправилась в Геленджик.

Святая в картузе

Одной из наиболее ярких своих работ Эльмира считает икону Ксении Петербургской. Женщина писала ее для своей дочери Ксюши. Они вместе прочитали житие святой, чтобы проникнуться историей человека, о котором слагают легенды в Петербурге. Эльмира признается: она очень удивилась, когда увидела, как Ксению Блаженную изображают большинство мастеров — опрятной женщиной в платочке.

А ведь бытие святой гласит, что после смерти мужа Ксения раздала все свое имущество и лишилась разума. Она облачилась в одежды мужа (камзол, кафтан, штаны и картуз) и стала бродить по улицам, представляясь Андреем Федоровичем. Со временем одежда от старости начала рваться, поэтому неравнодушные люди стали предлагать ей свою. Ксения же брала лишь красные и зеленые вещи — таковы цвета мужниной военной одежды.

«П­очему-то никто не изображает ее в картузе. На большинстве икон у нее волосы лежат на плечах прям ровненько, платочек аккуратненький. Она не выглядит безумной, юродивой ради Христа», — сетует иконописец.

Приступив к работе над набросками, Эльмира все никак не могла «увидеть» те самые черты святой, которые отвечали бы ее внутреннему восприятию Ксении Петербургской. Все решил поход в театр, где она увидела актрису лет 25–28. Художница поняла: именно этот образ она искала — торчащие вверх скулы, узкое лицо и взлохмаченные волосы. Одетая в шинель артистка даже говорила с ­каким-то исступлением. Эльмира не могла отвести взгляд, запоминая каждую мелочь ее облика. Вернувшись домой, художница сразу бросилась в мастерскую и нарисовала эскиз, который позже она перенесла на рабочую поверхность — обработанную доску.

На иконе Эльмиры получил отражение и сюжет возведения каменной церкви на Смоленском кладбище: Ксения под покровом ночи, когда строители отдыхали, перетаскивала вверх по лесам кирпичи и делала кладку. Каждое утро рабочие лишь удивлялись таким чудесам. Позже они решили подкараулить помощника и удивились, когда узнали местную юродивую. На иконе Эльмиры ангел держит несколько кирпичиков, символизируя благое дело святой.

Несколько вопросов напоследок мы задали Эльмире в режиме «блиц».

— Как долго пишутся иконы?

— Если копировать, не вкладывая ничего своего, то за неделю можно и две иконы написать. У меня несколько дней уходит только на подготовку рабочей поверхности.

— Можно ли по стилю узнать пол иконописца?

— Наверняка сказать будет сложно. Считается, что у женщин палитра более пастельная. Хотя известный иконописец Солдатов писал примерно в такой же палитре.

— Какого цвета глаза у святых?

— Определенного правила нет. Мне кажется, в основном темные, ведь Божия Матерь и Христос были евреями, понятно, что они темноволосые и кареглазые. Хотя на эфиопских иконах святых часто рисуют с афрокосичками. Художники все равно пишут ­кого-то похожего на себя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру