Работа среди «звезд»: водитель автобуса с футуристическим дизайном рассказал, как на транспортное средство реагируют петербуржцы

В Петербурге успешно прошел испытания белорусский МАЗ‑303 — пожалуй, самый стильный автобус, который не только доставляет пассажиров от «южных ворот» города до его центра, но и гармонично вписывается в «открыточные» виды Северной столицы. А управляет им водитель Колпинского автобусного парка СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Алексей Постарнак. 

Работа среди «звезд»: водитель автобуса с футуристическим дизайном рассказал, как на транспортное средство реагируют петербуржцы
Маршрут необычного автобуса пролегает через центр. Фото предоставлены Пассажиравтотрансом

Застав его в перерыве между двумя частями рабочего дня, корреспондент «МК в Питере» поинтересовался историей приобретения транспортным средством его нынешнего образа, реакцией на него горожан и туристов, а также особенностями профессии.

Красивый, комфортный, экологичный

Говорят, фотографии, какого бы качества они ни были, порой не способны в полной мере передать красоту запечатленных на них изображений. Готовясь к предстоящему интервью, я из любопытства загуглила, какие в Петербурге ходят автобусы. И наткнулась в том числе на МАЗ‑303 — низкопольный, приятного зеленого цвета, на бортах — звездопад. «Любопытно, — подумала я. — Не знала, что у нас такие курсируют». Без всякой надежды на то, чтобы ­когда-­нибудь на нем прокатиться, я закрыла вкладку браузера. Каково же было мое удивление, когда в обозначенный для встречи с героем публикации час на автобусную станцию на улице Костюшко завернул тот самый «звездный» автобус, за рулем которого был Алексей.

Побеседовать решили прямо в салоне. Он, к слову, рассчитан на 96 человек. Мягкие сиденья, такие же поручни — мечта любого, кому в час пик удается устроиться лишь на центральной площадке. Освещение меняется в зависимости от времени суток: считается, что белый холодный свет бодрит по утрам, а теплый успокаивает после напряженного рабочего дня. Климат-­контроль (прямо как в дорогой иномарке). USB-розетки для зарядки мобильных устройств. Словом, XXI век.

Автобус со звездами — единственный в Петербурге. Фото: «МК в Питере»

Он же и в кабине водителя. Заходишь в такую и ощущаешь себя пилотом: каждая кнопка, клавиша и переключатель на приборной панели расположены в компактной рабочей зоне, внутренние и внешние видеокамеры обеспечивают хороший обзор, а мультируль, предназначенный в том числе для управления различными системами, помогает не отвлекаться от дороги.

Что до «начинки», то здесь стоит упомянуть о двигателе. Он у МАЗ‑303 соответствует самому высокому экологическому стандарту (о чем, кстати, говорит и расцветка транспортного средства) Евро‑6.

Ну а звезды снаружи указывают на то, что такой автобус у нас ходит пока только один.

«Это выставочный экспонат. Оклеили его ввиду того, что на петербургские дороги вышла первая такая модель. Это ее, так сказать, звездный час», — пояснил Алексей.

Если для меня нежно-­зеленый со звездами на бортах МАЗ‑303 стал открытием, то другие жители города, а также его гости, кажется, признают в автобусе еще одну визитную карточку Петербурга. Недаром, говорит собеседник, он частенько оказывается на снимках прохожих, на фоне, например, Исаакиевского или Казанского соборов.

«Проезжая по Невскому проспекту, я даже стараюсь сбавить скорость, чтобы люди успели и полюбоваться, и сфотографировать. Кстати, не все понимают, что это рейсовый автобус. Думают, экскурсионный. И даже интересуются, а не дороже ли проезд. Нет, цена та же», — рассказал Алексей.

Мечта детства

Помимо МАЗа Алексей, по его словам, за 21 год практики успел посидеть за рулем почти всех существующих автобусов. Был, вспоминает он, и ЛИАЗ, чей двигатель издавал звук, напоминающий звон бьющихся друг о друга бутылок, и «Икарус», и пазик, и более современный НЕФАЗ. А начинал с львовского, перевозившего ­когда-то весь бывший Союз, и даже космонавтов на космодром.

«Каждый остался в душе», — признался водитель. Обучение заняло около четырех месяцев. А после, что называется, затянуло. И неудивительно. Ведь грезы об управлении «большой машиной» появились, едва Алексей успел вылезти из пеленок.

«Маленьким был, «тарахтел» — сидел в кроватке, представляя, будто в автобусе. Родители удивлялись, как у меня только губы не устают», — смеется собеседник.

Сегодня, будучи профессионалом, он понимает: управлять автобусом — большая ответственность, в том числе за жизнь и здоровье пассажиров. А потому смотреть нужно в оба — вокруг полно лихачей, откровенных автохамов или просто невнимательных водителей. Один такой, признался мужчина, попался, например, по пути на интервью. Но солидный опыт сыграл свою роль: Алексей с легкостью просчитал действия «коллеги» по манере его поведения на дороге и избежал возможного ДТП.

«Не всегда пропускают, бывает, занимают место перед остановочным павильоном. Будто не считают тебя за участника дорожного движения. Дескать, автобус подождет. Он большой, длинный и неповоротливый. А машина быстренько залезет и уедет, так как шустрее. Но мы шустро работать не можем. Нам такое непозволительно», — подчеркивает собеседник.

Алексей Постарнак. Фото предоставлены Пассажиравтотрансом

Призвание — помогать людям

Считается, что водители общественного транспорта в основном — ранние пташки. Режим дня нашего героя — тому подтвер­ждение. Просыпается мужчина в четыре часа для ­кого-то еще ночи, для Алексея — утра. За долгие годы к этому, говорит, привык. Признается, что порой даже на выходных не спится: «Вскакиваю, причем без будильника, а потом вспоминаю, что никуда не нужно».

Первый выезд в шесть. Но перед этим необходимо пройти медосмотр, проверить исправность транспортного средства, получить у диспетчера заполненный путевой лист (документ необходим для предъявления его при остановке сотрудниками ГИБДД. — Прим. ред.). Посадка и высадка пассажиров, стоянки, обед — все по расписанию.

Поскольку работу Алексей выбрал, как говорится, по любви, то и рекомендует он ее с гордостью. Водитель автобуса, говорит он, — это стабильный заработок, соцпакет, медобслуживание, возможность отправлять от предприятия детей в летние лагеря и… белые рубашки — СПб ГУП «Пассажиравтотранс» выдает своим сотрудникам форму. А еще это один из способов помогать людям.

«К­то-то спешит, опаздывает. Бывает, стоишь в пробке, а к тебе обращается пассажир, который торопится, скажем, в театр или метро до его закрытия. Но ты не можешь не то что ускориться, а просто с места сдвинуться. Поэтому рекомендуешь человеку другой, оптимальный маршрут. Человек может плохо знать город, а до нужного места всего несколько минут пешком осталось. Вроде мелочь, но для ­кого-то важная», — объяснил собеседник.

Желающих пополнить ряды водителей СПб ГУП «Пассажиравтотранс» ждут сначала на Дне открытых дверей (ближайший планируется 3 сентября) в автопарке на Хрустальной улице, 22, а затем на лекциях. Учебный комбинат предприятия, являющийся старейшей автошколой Петербурга, ведет переподготовку с категории В на категорию D. В случае успешной сдачи экзаменов гарантировано трудоустройство. Как знать, может, ­кто-то из читателей однажды окажется за рулем своего звездного во всех смыслах автобуса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру