Коммунальные войны: есть ли управа на захватчиков парковок во дворах

«МК в Питере» решил разобраться, есть ли управа на предприимчивых соседей и куда бежать, если у вашего дома процветает бизнес по незаконной продаже парковочных мест

Тема парковки всегда была болезненной для жителей Петербурга. С одной стороны, размеры и темп города вынуждают многих пересесть на личный транспорт, с другой — в городе давно наблюдается проблема с парковочными местами. Уедешь утром на работу, и не факт, что вечером найдешь, куда ее при­ткнуть возле собственного дома. Особенно если среди жителей найдутся такие, кто, не спрашивая соседей и управляющую компанию, решат самостоятельно «управлять парковкой». Итогом такого решения становятся ограничители и сторожа-­доброхоты.

«МК в Питере» решил разобраться, есть ли управа на предприимчивых соседей и куда бежать, если у вашего дома процветает бизнес по незаконной продаже парковочных мест
Въезд во двор дома №45 на Кронверкском проспекте.

ИДИТЕ ВЫ К ВИТАЛИЧУ

«Мы ничего не имеем против мер безопасности, но во всем же должна быть мера. В наш двор периодически не могут попасть машины скорой, но нередко мы видим под окнами неизвестные автомобили, которые не принадлежат жителям. Однажды мне пришлось самой дойти до входной арки, чтобы открыть калитку курьеру, потому что после 10 вечера ее закрывают. Сторож в это время просто курил около свой каморки. Была ситуация, когда машина десять минут сигналила, чтобы ее пропустили, охранник (а они часто меняются), только отмахнулся, мол, подождет. В то же время, когда мы с друзьями приехали с дачи и хотели выгрузиться у подъезда, нам сказали, что мест нет, а чтобы поставить машину, нужно заплатить. На вопрос о цене ответили: «Сколько дадите». Бывает и такое, что калитка, наоборот, распахнута — заходи кто хочет. Это уже не безопасность, а ­какая-то анархия и захват парковочных мест», — такую историю поведала «МК в Питере» петербурженка, живущая в доме № 45 на Кронверкском проспекте. Она интересовалась, как можно найти управу на самопровозглашенных хозяев.

Журналист «МК в Питере» выехал на место, чтобы посмотреть на странный двор. Калитка была открыта — на баскетбольной площадке во дворе проходили местечковые соревнования по стритболу. Поодаль от входа разместилась сколоченная из подручных средств сторожка. Она пустовала. Пока журналист рассматривал клумбы и двор, в арке засигналила машина. К дому приехала скорая. По расчетам нашего корреспондента, водитель минут пять периодически давил на клаксон, пока со стороны детской площадки к воротам не подбежала женщина-­сторож, попутно выкидывая недокуренную сигарету. Впустив экипаж, который прибыл нести дежурство на соревнованиях, дама, достав новую сигарету, отправилась созерцать клумбы. Свою функцию — открыть-­закрыть ворота — она выполнила, дальнейшие действия сотрудников скорой ее не интересовали.

Автора этих строк же заинтересовало объявление на сторожке, написанное от руки, но с душой (орфография и пунктуация сохранены): «Обьявление. Сбор средств на поддержку порядка в нашем дворе с 20 числа каждого текущего месяца. Надеемся на ваше понимание спасибо».

На поддержание какого порядка собираются деньги, отдыхавшие во дворе жители дома объяснить не смогли. А охранница, которая, как Фигаро, появляется то здесь, то там на территории двора (игнорируя сторожку), не смогла объяснить, с кем можно решить вопрос с парковкой во дворе машин жителей дома. Все разъяснение свелось к тому, что паркующиеся ходили «спрашивать разрешение» у некоего «Виталича». Что это за человек и на каких основаниях распоряжается двором, выяснить не удалось. Охранница неожиданно вспомнила о ­каком-то важном задании и скрылась в неизвестном направлении, а старушки на лавочках у парадных хоть и отзывались о мужчине уважительно, но конкретной информации не выдали. Автор этих строк предположил, что это председатель ТСЖ, однако, как сообщили местные жители, их дом обслуживается ЖКС.

Впрочем, следует отметить, что далеко не все жители дома недовольны сложившимися правилами доступа во двор и пользования им.

Несколько опрошенных корреспондентом жителей дома, у которых нет автомобилей, отметили, что никаких нареканий к охране у них нет и в целом ситуация во дворе их устраивает.

«Это все приезжие жалуются. Снимают тут квартиры, а потом жалобы строчат. Никто из местных не стал бы в газету жаловаться», — заявили две милые дамы в возрасте.

Не имея машин, они не разделяют гнев и непонимание «лошадных» соседей. Да и после 10 вечера пенсионеры, как правило, по магазинам не ходят и доставку на дом продуктов или еды не заказывают. Так что проблемы, с которыми другие жильцы обратились в редакцию, вне поля зрения этих дам. Между тем ситуация в данном дворе похожа на самовольный захват территории, который мало того что неприятен, так еще и в теории может повлечь за собой тяжкие последствия для некоторых жильцов — что было бы с аллергиком при отеке Квинке (к примеру), если бы скорая ждала у входа, пока нагуляется сторож? А что стало бы с человеком с инсультом или инфарктом, когда на счету каждая минута?

ОДИН ЗАБОР — ТРИ НАРУШЕНИЯ

Как сообщили «МК в Питере» юристы компаний «Эклекс» и «ЛенЮр», наказание за самовольный захват территории есть. Устанавливая различного рода ограничители по типу столбиков и цепей, человек (или компания) нарушает сразу несколько статей административного кодекса России.

В частности, в действиях людей, отгораживающих дворы, при желании можно рассмотреть признаки следующих нарушений:

► Самовольное занятие земельного участка (статья 7.1 КоАП РФ). Для простых граждан подобное обойдется минимум в 5 тысяч руб­лей, должностные лица по нижней границе выплатят 20 тысяч, а вот юридическое лицо попросят выложить от 100 тысяч руб­лей и больше. И это в случае, если кадастровая стоимость участка определена, так как сумма штрафа рассчитывается именно из этого показателя. Если же кадастровой стоимости нет, то штрафы будут следующими: на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч руб­лей; на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч руб­лей; на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч руб­лей. Отметим, что на публичной кадастровой карте Петербурга, находящейся в открытом доступе, данный дом (№ 45 по Кронверкскому проспекту) вообще не обозначен.

► Повреждение дороги (статья 12.33 КоАП РФ). Чтобы установить столбики для разметки, автомобилистам подчас приходится сверлить асфальт, а это явная порча государственного имущества. За повреждение дорожных сооружений нарушителю грозит штраф — от 5 до 10 тысяч руб­лей (если это физическое лицо); на должностных лиц — 25 тысяч руб­лей; на юридических лиц — 300 тысяч руб­лей.

► Нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Штраф для физических лиц составляет от 2 до 3 тысяч руб­лей, для должностных — от 6 до 15 тысяч руб­лей, для юридических — от 150 до 200 тысяч.

Однако если из-за перегороженной дороги к месту назначения не сможет про­ехать пожарная или скорая, спрос с нарушителя, скорее всего, будет строже. Особенно если заминка с въездом на территорию приведет к трагедии — гибели человека.

В БЕДЕ НЕ ОДИНОКИ

Отметим, что ситуация с незаконными парковками распространена по всему Петербургу. Еще одна жалоба на внезапно появившиеся ограждения поступила в редакцию от жителей дома № 25 по Дальневосточному проспекту. Здесь, как сообщили читатели, забором обнесли большую часть придомовой территории, тем самым обозначив парковку, и начали требовать плату с жильцов за пользование «автостоянкой».

Новоиспеченная парковка перед домом 25 по Дальневосточному проспекту.

Как отметили в разговоре с корреспондентом местные жители, раньше это была совершенно свободная территория, парковаться на которой мог любой желающий абсолютно бесплатно. Теперь же это пустырь, обнесенный забором, вокруг которого раскидан мусор — люди, устанавливающие ограждения, не удосужились убрать за собой не пригодившиеся бетонные конструкции и строительные материалы. Теперь автовладельцы из дома № 25 и близлежащих к нему вынуждены искать другие места для своих «лошадок» и «ласточек». Одни, как рассказали наши собеседники, паркуются прямо во дворе, но места там мало и поместиться удается немногим, другие облюбовали соседский, пока не обнесенный забором пустырь. Сейчас стихийная парковка расположилась там, так как платить неизвестным готовы единицы и у жильцов нет гарантии, что парковка базируется там законно.

«Она появилась здесь буквально за несколько дней. Забор установили вообще за день, — рассказала «МК в Питере» жительница дома № 25 Анна. — Раньше все парковались здесь, потому что тут много места. Территория огромная, а сейчас приходится тесниться на пустыре, если не успеваешь место во дворе занять».

Согласно данным из открытых источников, этот дом обслуживается управляющей компанией. При этом у «парковки» собственный кадастровый номер, и по документам она является «улично-­дорожной сетью». На вопрос корреспондента «МК в Питере» о принадлежности парковки управляющая домом ответила, что участок никакого отношения к дому не имеет, и бросила трубку.

Юристы советуют тем, кто хочет разобраться с ситуацией в рамках закона, прежде всего выяснить, чьей собственностью является занятая территория — частной (ими управляет УК или ТСЖ) или государственной (за них отвечает, как правило, ЖКС).

«Если это частный двор — собственники оформили его, или это двор, расположенный на участке, который принадлежит этим собственникам, — то они вправе распоряжаться им как своей землей. Это их собственность, и они могут устанавливать там любые режимы въезда, выезда, открывать ворота и закрывать, устанавливать шлагбаумы, могут и вовсе запретить въезд. Как правило, в этих дворах создается ТСЖ или выбирается управляющая компания, и они это регулируют. Понятно, что ­какого-то приоритета ни у кого нет. Если есть 100 собственников и на них 50 машин, то они спокойно въезжают — тут уже кто первый успел. Это касается частного двора. Вторая ситуация — это когда двор не оформлен и является городской собственностью. Это около 80% от всех дворов Петербурга, и в этом случае парковаться там могут все, кто хочет и как хочет, соблюдая правила, конечно. Жители по закону не имеют права чинить препятствия автовладельцам, устанавливать ворота, столбики и так далее. Третий случай — когда во дворах присутствуют зеленые насаждения. Даже если это частная собственность, двор не может быть закрыт, потому что к таким местам должен быть свободный доступ, — объясняет генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артем Швайка. — В первом случае жаловаться некуда, так как жильцы могут делать на своей территории что им вздумается. А вот во втором и в треть­ем — жалобы подаются либо в муниципалитет, либо в комитет по имущественным отношениям. В полицию в данном случае обращаться бессмысленно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру