Смольный с общественниками обсудит судьбу петербургских зеленых зон

В 2021 году власти Петербурга открыли газоны для отдыхающих, но легализацию оценили не все

Голые тела, «валяющиеся у Медного всадника», вызвали гнев отдельных петербуржцев. Причем недовольных больше смутила не нагота, а уничтожение травостоя и презентабельного вида газонов.

В 2021 году власти Петербурга открыли газоны для отдыхающих, но легализацию оценили не все
Петербуржцам разрешили ходить по газонам и загорать на них.

В ближайшие две недели городской комитет по благоустройству планирует провести круглый стол, на котором обсудят новые правила содержания зеленых зон Петербурга. Об этом сообщили активисты Центрального района. Петербуржцы считают, что в «полысевших» городских газонах виноваты не только отдыхающие, проблема также в неправильном и частом покосе травы.

— Исчезло видовое разнообразие, критически сократилась численность всех почвообразующих организмов, а также бабочек, божьих коровок, птиц. «Полысение» стало источником пыли, — заявили члены инициативной группы Центрального района в обращении к чиновникам Смольного.

Профильный вице-губернатор Николай Бондаренко пообещал провести круглый стол. К слову, именно Бондаренко, закрыв глаза на все ранее принятые законы и нормативные акты, в начале июня 2021 года поручил комитету по благоустройству и садово-­парковым предприятиям открыть доступ ко всем газонам.

— Газоны в центре Петербурга предназначены для отдыха горожан и гостей города. Не так часто в нашем северном мегаполисе солнечная погода радует, и нужно успевать наслаждаться этими моментами, — написал вице-губернатор на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Позицию чиновника разделили не все: одни сетовали на голые тела, которым не подобает валяться у Медного всадника, другие жаловались на «выпивох» с бутылками в бумажных пакетах, третьи заявляли, что газоны — это часть архитектурного ансамбля города, которым нужно наслаждаться со стороны. Бондаренко был краток: Петербург — город европейский, и отдыхать цивилизованно мы умеем. Активистов ответ не устроил — в Смольный отправили коллективную жалобу на состояние зеленых зон.

ПРИ ПОЛТАВЧЕНКО ТАКОГО НЕ БЫЛО

В 2014 году экс-губернатор Георгий Полтавченко твердо заявил: на газонах в Петербурге загорать нельзя. Принятие солнечных ванн в горизонтальном положении приравнивалось к хождению и каралось штрафом 3–5 тысяч руб­лей. Правда, газонозащитные рейды полиция не устраивала и кое-где на Марсовом поле или в Александровском саду мелькали кучки отдыхающих, но в количествах, не сравнимых с сегодняшним.

Эстетические вкусы Полтавченко беспокоили не полуголые горожане, он переживал за состояние парков: при антропогенных нагрузках на газон происходит повреждение и уничтожение травостоя, газон прекращает выполнять функции по оздоровлению воздушного бассейна города и улучшению микроклимата, говорил экс-губернатор.

В декабре 2018 года статью 31 городского закона «Об административных правонарушениях» существенно поменяли. Штрафы за прогулки исключили, оставив наказание лишь за подвешивание гамаков, качелей, веревок для сушки белья, складирование кирпичей, разжигание костров и использование мангалов на газонах.

Такую картину в 2021 году можно увидеть везде.

КСТАТИ О БАРБЕКЮ

Ставить мангалы и разводить костры в парках Петербурга запрещает постановление «О правилах охраны и использования зеленых насаждений общего пользования…» от 17 января 2014 года. Штраф за незаконную кулинарию немаленький. Для граждан — от 3 до 5 тысяч руб­лей, для должностных лиц — от 5 до 35 тысяч руб­лей, для юридических — от 50 до 500 тысяч руб­лей.

Но не исключено, что правило могут пересмотреть. Инициативу сделать парки свободными для шашлыков поддержали в первом чтении депутаты Заксобрания. В среду, 7 июля, спикер парламента Вячеслав Макаров заявил, что в черте города необходимо оборудовать как можно больше специальных мест.

— В летние месяцы люди хотят отдох­нуть на природе и пожарить шашлыки. Это в интересах простого человека. Нужно сделать так, чтобы люди себя комфортно чувствовали, — отмечал Макаров.

В первую очередь речь идет о парках и других зеленых зонах в спальных районах Петербурга. Мангальных зон — расчищенных площадок с местом для разведения огня, сбора мусора и противопожарной минерализованной полосой вокруг площадки — в историческом центре не появится.

Для шашлычников хотят создать спецзоны в парках и скверах.

Между тем административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусматривает и федеральное законодательство. Если после «шашлычной вечеринки» загорится лес, заплатить придется не меньше 400 тысяч руб­лей, а если принципиальный пожарный инспектор решит, что это намеренный поджог, одним штрафом не отделаться — грозит лишение свободы до 8 лет.

Мангал по пожароопасности спасатели приравнивают к открытому костру, поэтому его разрешается ставить только на очищенные от минерального слоя почвы площадки шириной от полуметра. После завершения пикника костер нужно засыпать землей или залить водой до прекращения тления.

В этом году власти Петербурга выделили 42 места, где можно пожарить шашлык и не получить штраф. Все они оборудованы в Курортном лесопарке. Некоторые из них расположены вблизи водоемов — у залива, карьеров, рек или озер, ­где-то установлены столики и скамейки. С подробным списком мест можно ознакомиться на сайте Курортного лесопарка.

ГДЕ СТУПАЛА НОГА ТУРИСТА

Однако, спасаясь от жары в тени городских и пригородных зеленых зон, петербуржцы и гости нашего города нередко забывают о культуре отдыха. После себя на газонах оставляют мусор, принадлежности для разведения огня и различную утварь. И если специально оборудованные места регулярно убирают, то стихийные зоны отдыха обрастают отходами. Особенно популярны этим летом парки и водоемы, которые рекламируют блогеры в соцсетях, в частности в TikTok.

Например, Большое Симагинское озеро в Выборгском районе Ленобласти уже не вмещает людей. Отвесные качели и огромная деревянная инсталляция со словом «Лето» буквально взорвали «чарты» соцсети. Электричкой, а потом еще и автобусом туда едут сотни человек в день. Как итог — некогда чистая хвой­ная территория и песчаный пляж усыпаны отходами. Территорию стараются убирать, но при наплыве посетителей получается не всегда.

Блогеры сделали Большое Симагинское озеро очень популярным у туристов. Фото: Даниил Петрович

Ласковый пляж в поселке Солнечное Курортного района по количеству людей не уступает пляжам Анапы. Но вместе с количеством отдыхающих там растет и количество мусора, который встречает туристов уже у входа. Аналогично в парке 300‑летия Петербурга. Из некогда спокойной зоны для прогулок он превратился в настоящий пляж Краснодарского края с шашлычными домиками, аттракционами, аниматорами, не хватает только криков «горячая кукуруза».

Борницкий карьер — еще одно место, разрекламированное блогерами. Сочетание песчаных барханов, напоминающих поверхность Марса, и изумрудной воды заставляет приезжать туда тысячи туристов. Правда, после себя они оставляют совсем не космические пейзажи, а горы мусора. Вызывает опасение и качество воды в карьере.

А в «топе» этого туристического рейтинга — озеро Донцо. Одно из самых разрекламированных мест отдыха в Лен­области и одно из наиболее пострадавших от рук человека. На территории нет оборудованных туалетов, практически за каждым кустом можно найти сюрприз: пустую бутылку или пакет мусора. Для жителей деревни Донцо, расположенной около водоема, такая популярность стала настоящим ударом. Раньше на территории проходили практику студенты-­биологи, росли целебные травы, а теперь несанкционированная парковка, вытоптанные растения и отходы.

ГАЗОН «ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ»

«МК в Питере» изучил историю дореволюционных садов и скверов и пришел к выводу: цари на газонах отдыхали, но за почвой внимательно следили.

Газоны в России, как и многое другое, — заслуга основателя Петербурга. По указанию Петра I, посетившего Версаль, в империи создали Садовую контору. Ее задача состояла в том, чтобы закупать растения для дворцовых парков Петербурга и Москвы, а после высаживать по европейским канонам. В 1715 году Петр Великий приказал засыпать все низины Петергофа песком и глиной, потом засеять овсом и регулярно скашивать — так начиналась новая веха в ландшафтном дизайне. Зеленые площадки устилали Петродворец, Ораниенбаум, Царское Село. За травой строго следили — разгуливать по ней запрещалось сразу после стрижки.

Большие газоны в парках дореволюционной России использовались для заготовки полноценного сена и поэтому засеивались луговыми травами. А вот садовые газоны на основе душистых колосков, овсяницы красной, лугового мятлика служили для обрамления цветников, для прогулок, сидения и популярной тогда игры в lawn-tennis (ныне — большой теннис).

Газоны косили после дождя или при пасмурном небе, а в жару траву не трогали. Дореволюционные садовники внимательно следили и за состоянием почвы — покос истощал землю, поэтому ежегодно ее приходилось удобрять.

Активисты Центрального района отмечают, что сейчас современные садовники вместо удобрения используют новый чернозем, запасы которого через несколько десятков лет могут полностью исчерпаться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 14 июля 2021

Заголовок в газете: Вместе весело лежать на газонах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру