В Петербурге запустили проект по адаптивной физкультуре для детей с РАС

После тренировок некоторые дети даже начинают лучше разговаривать

Коронавирусный локдаун дался непросто многим, но, наверное, только родители детей с расстройствами аутистического спектра в полной мере прочувствовали все тяготы домашнего режима. «МК» в Питере» писал о том, что невозможность заниматься со специалистами стала причиной отката назад в развитии многих детей и подростков с РАС.

После тренировок некоторые дети  даже начинают лучше разговаривать
За 10 занятий дети получают необходимые им навыки. Фото: предоставлены «Простором»

После того, как стали вводить послаб­ления, жизнь стала входить в привычное русло. Чтобы наверстать упущенное, спортивно-досуговый центр для детей с особенностями развития «Простор» запустил проект по адаптивной физкультуре.

Проект «Две тысячи сто на двести десять» родился, как рассказывает одна из основательниц центра «Простор» Дарья Алейник, из разговора с родителями посещавших центр детей. Дарья Алейник и вторая основательница центра Наталья Кишаковская спросили в соцсетях: трудно стало после введения локдауна? И, получив положительный ответ, задумались: а как можно было бы исправить ситуацию? Так родился проект бесплатных занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС. 2100 — это количество занятий, на проведение которых некоммерческая организация «Простор» выиграла президентский грант. 210 — это количество детей, которых удалось охватить этим проектом. Проект начался в ноябре, в марте он заканчивается. За это время каждый из 210 детей-участников проекта посетит по 10 индивидуальных занятий с тренером и получит необходимую именно ему физическую нагрузку и активность. Три потока, в каждом из которых тренировки получили 70 детей.

— Мы с Натальей — сами мамы детей с расстройством аутистического спектра, — рассказывает Дарья Алейник. — И в свое время мы искали возможность для своих детей снизить повышенный уровень тревожности и сделать все для их успешного развития. Опытным путем мы установили, что именно адаптивная физкультура дает в этом отношении максимальный эффект. Я не умаляю заслуг дефектологов и логопедов, занятия с ними тоже необходимы, но если их совмещать с регулярными занятиями адаптивной физкультурой, дети достигают значительно больших результатов.

О пользе адаптивной физкультуры для детей с особенностями развития аутистического спектра говорят и другие родители. Многие из них заметили, что после тренировок в «Просторе» дети становятся спокойнее, у них снижается уровень стресса и сенсорные перегрузки (когда ребенок чрезмерно остро чувствует окружающий мир) становятся реже.

— Физические нагрузки дают детям возможность почувствовать свое тело, ведь дети с РАС часто просто не понимают границ своего тела, — рассказывает Дарья Алейник. — Например, у моего ребёнка долго не было указательного жеста. Если ему нужно было что-то показать, он брал мою руку и моей рукой показывал или брал нужный предмет. Сын не понимал, где заканчивается его тело.

Особенные дети, как и не особенные, обожают ролики. Фото: предоставлены «Простором»

Тренировки, по ее словам, помогают детям научиться лучше ощущать и контролировать себя. Ведь, к примеру, во время прыжка на батуте детям необходимо уметь быстро группироваться, чтобы правильно приземлиться. У них улучшается координация, что положительно сказывается и на бытовых навыках детей.

Кроме того, при занятиях адаптивной физкультурой, как и при любой другой физической нагрузке, у детей укрепляется сердечно-сосудистая система, улучшается снабжение органов кислородом и образуются новые нейронные связи. По словам Дарьи Алейник, бывали даже случаи, когда ребенок с расстройством аутистического спектра после курса занятий физкультурой начинал лучше говорить.

Проект «Две тысячи сто на двести десять» тоже принес позитивные перемены. Как рассказал тренер по адаптивной физкультуре спортивно-досугового центра для детей с особенностями развития «Простор» Борис Бархо, за все прошедшие занятия дети получили результат, о котором рассказывают родители. Да и сам тренер, конечно, это видит.

Так, к примеру, одного из 17-летних подростков родители привели на занятия с просьбой научить его прыгать и ходить назад. Юноша не умел это делать, а в быту навык нужен — к примеру, чтобы выпустить кого-то из транспорта или перепрыгнуть через лужу на дороге.

— За 10 занятий мы научили его не только прыгать и ходить назад, но и бегать спиной вперед, — рассказывает Борис Бархо.

Еще одного ребенка — мальчика лет десяти — привели родители, и попросили тренера научить ребенка держать ручку. Он не мог делать этого правильно, и поэтому не мог писать и рисовать.

— Мы придумывали разные упражнения на развитие мелкой моторики и силы мышц кисти, тренировали разные виды захвата — и вот он, результат. Примерно после восьмого занятия родители отметили, что у мальчика стало получаться брать ручку, рисовать черточки, пошел первый прогресс в становлении навыков письма.

Тренер становится особенным детям другом. Фото: предоставлены «Простором»

Были и забавные случаи. Так, рассказывает Борис Бархо, одного юношу учили бросать мяч. Научили. Причем не просто бросать, а подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать мяч. Этот алгоритм отработали так хорошо, что он однажды сработал даже не с мячом.

— Мама юноши рассказала, что они пошли в магазин, купили арбуз. Когда стояли на кассе, ее сын вдруг взял этот арбуз и подбросил его в воздух, — рассказывает Борис Бархо. — И мама, и кассир испугались, что арбуз упадет и разобьётся. А юноша хлопнул в ладоши, преспокойно арбуз поймал и положил на ленту кассы.

Сейчас проект подходит к завершению, но Дарья Алейник уверена, что его нужно продолжать и дальше. В планах — осваивать новые виды спорта и физической активности в центре «Простор», расширять штат сотрудников и проводить больше регулярных занятий адаптивной физкультурой для детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями развития.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

РОДИТЕЛИ БЛАГОДАРЯТ

— Мы очень благодарны центру «Простор» за возможность пройти бесплатный курс занятий. Сами занятия понравились, дочка всегда ходила на них с удовольствие. Тренеры все профессионалы своего дела, добры и внимательны к детям. После занятий у дочери улучшились моторика, координация, выполнение инструкций, произвольное поведение, улучшилось настроение, дочка стала спокойнее. Огромное спасибо центру «Простор!»

Елена Первойкина

— Хотим поблагодарить фонд Президентских грантов за предоставленную возможность познакомиться с «Простором». Борис — это именно тот тренер, который нужен нашему ребёнку: без излишней эмоциональности, чрезмерной мягкости, обладающий авторитетом в глазах ребёнка. Мой муж не верил, что у тренера получится научить сына кататься на велосипеде, ведь сколько времени и сил мы на это потратили, используя стимулы и т. д. И как он был удивлён, когда сегодня, наконец, увидел первые успешные «шаги» в этом процессе. Вове очень нравится заниматься в «Просторе», он стал более скоординирован, начал прыгать на твёрдой поверхности, а на батуте уже осваивает более сложные движения. Едет в центр сын с радостью. А какая радость для родителей услышать «пока, дядя» (сегодня такое было впервые) или «привет, ну что, пошли» при обращении к Борису. Спасибо вам большое!

Валентина Гусева

— Благодарю центр «Простор» и великолепных специалистов центра за помощь в реабилитации ребенка. За время занятий мы на огромный шаг приблизились к норме. Здесь каждый ребенок имеет индивидуального тренера, который разрабатывает комплекс заданий в соответствии с физическим состоянием ребенка и поставленными целями. Как следствие — отличные результаты. Надеемся... Или не так... Просим помощи у государства для того, чтобы дети могли получать эффективную помощь. Родители таких детей и так тратят огромные суммы на лечение, специальное питание, консультации специалистов для того, чтобы максимально помочь своему ребенку. Эти суммы не сравнимы со всеми социальными выплатами, которые они получают. А бывает, в семье не один ребенок. А у ребенка не два родителя. Ситуации разные. Поэтому государственная помощь в этой ситуации очень важна и нужна!

Нина Эполетова

— Большое спасибо центру «Простор» за предоставленную возможность!!! Это здорово, что есть место, где твоего ребенка принимают таким, какой он есть! Где нет косых взглядов на его особенность! Спасибо за чутких квалифицированных тренеров, это так важно, чтобы человек любил свое дело, детей, а этого не отнять!

Юлия Власова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 24 марта 2021

Заголовок в газете: Физкультура для особенных

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру