Новые киберугрозы: раскрыть удается лишь 10% мошенничеств

Как кибермошенники выманивают деньги у петербуржцев

Минувший 2020 год отметился не только пандемией, но и резким ростом числа мошенничеств. По данным прокуратуры, отъем денег и ценностей у доверчивых людей в 2020 году случался в три раза чаще, чем годом ранее. О том, кто становится жертвой мошенников чаще и как преступники пытаются обскакать правоохранительные органы, в день работника прокуратуры 12 января «МК» в Питере» рассказал заместитель прокурора Санкт-Петербурга Сергей Жуковский.

 

Как кибермошенники выманивают деньги у петербуржцев
В попытках отъёма денег у честных граждан мошенники осваивают новые технологии. Фото: canva.com

КАК ОБМАНЫВАЮТ ЛЮДЕЙ

В 2020 году мошенничеств произошло более 13 тысяч — в три с половиной раза больше, чем в прошлом году. Основной причиной этого роста явилась самоизоляция, из-за которой люди стали чаще платить в интернете. А преступники, соответственно, стали это использовать в своих целях, они начали выманивать у граждан деньги. Вообще эта проблема характерна для всей России, но в мегаполисах она особенно сильна. Количество мошенничеств постепенно возрастало, а в пандемию случился всплеск.

Чаще всего совершаются мошенничества с банковскими картами. Они стали не только удобным видом расчёта, но и популярным источником легкой наживы. Мошенники звонят по телефону и с помощью различных ухищрений пытаются узнать конфиденциальные данные вашей карты — это CVC2 и коды из смс-сообщений. Узнав эти данные, преступники смогут расплатиться вашей картой при покупках в интернет-магазине или же просто перевести средства с нее на другой счет.

Также популярный метод обмана — создание так называемых фишинговых сайтов. Это точные копии официальных сайтов магазинов, банков, компаний. Но когда вы совершаете на нем покупку, данные вашей карты «уплывают» мошенникам. Либо же на таком сайте предлагают товары и услуги, которых на самом деле нет. Люди верят, перечисляют деньги, а товар если и получают, то совсем не тот. Сейчас, к примеру, часто рекламируют якобы современный глюкометр, который может измерить уровень сахара без прокола пальца. Стоит он дорого, но доверчивые люди не жалеют денег на новинку. Они отправляют деньги, а получают обычный копеечный глюкометр.

А подделывают самые разные сайты, даже не всегда крупных компаний. Мошенники не брезгуют и сравнительно небольшими фирмами — например, мне доводилось встречать фишинговый сайт пиццерии.

Хочу отметить, что преступники могут представляться и сотрудниками крупных компаний. Например, сейчас расследуется уголовное дело по факту хищения денег у пенсионера. Он услышал по радио рекламу фирмы, обратился по номеру телефона, который записал из рекламы. Когда он поговорил с представителем этой фирмы, ему стали поступать звонки якобы от сотрудников МВД, прокуратуры, Центробанка. Неизвестные сказали, что он стал жертвой обмана, и пообещали помочь с получением компенсации. Пенсионер поверил и перевёл более 100 тысяч рублей.

Часто звонят обманщики, предлагая получить компенсации за что-то — за лечение или просто выплату, уверяют, что якобы пожилым людям государство намерено выплатить крупные суммы. Или же тоже часто звонят якобы от имени родственников, которые попали в беду и нуждаются в деньгах. Прокуратура Выборгского района сейчас направляет в суд такое уголовное дело. По версии следствия, двое ныне обвиняемых получили доступ к базе данных городских стационарных телефонов и звонили престарелым людям. Они представлялись близкими родственниками и говорили, что им срочно нужны деньги. Пожилые люди шли к терминалам электронных средств платежа и переводили деньги. Общая сумма, которую обвиняемые получили, была более 300 тысяч рублей.

Кстати, такого успеха мошенники добиваются в том числе потому, что используют современные технологии. Они взламывают страницы в социальных сетях и могут от вашего имени рассылать просьбы о финансовой помощи вашим друзьям. Или же, найдя на странице аудиозапись с голосом, с помощью специальной программы меняют текст, который наговорен вашим голосом. Конечно, пожилые люди, услышав голос, схожий с голосом сына или дочери, верят.

Еще мошенники рассылают фишинговые письма от имени госкомпаний или крупных магазинов. Они просят заполнить анкету якобы для получения скидки или подарка, а потом эти данные используют в корыстных целях.

Активно сейчас используются обещания красивой жизни — рекламируют казино, различные инвестиционные проекты. Людям обещают высокий доход, и он верят, переводят мошенникам свои деньги.

И — тренд времени — стали предлагать мошеннические медицинские услуги. Сейчас как раз расследуется уголовное дело о поддельных справках с ковид-статусом. По нашим данным, подозреваемые продавали результаты тестирования на коронавирус. Причем стоили такие справки не сильно дороже официального, настоящего теста.

Часто жертвами киберобманщиков становятся пожилые люди. Фото: canva.com

КАК НЕ ПОПАСТЬСЯ НА УДОЧКУ ОБМАНА

Самым правильным будет не вступать в разговоры с людьми, которые пытаются вас обмануть. Не стоит общаться с сотрудниками банка, которые звонят вам. Если позвонили из банка и говорят, что что-то происходит с вашими деньгами, положите трубку и перезвоните в банк по номеру, указанному на вашей карте. Так вы сможете быть уверены, что общаетесь с настоящими сотрудниками банка.

Вообще же полезно установить на телефон приложение интернет-банкинга и в нем следить за движениями своих средств. Потому что бывает еще такой вид мошенничества. От него страдают люди, которые что-то продают — товар или услугу. Им звонит якобы клиент, говорит, что оплатил, к примеру, товар, и даже отправляет квитанцию на электронную почту, в смс или в мессенджер, просит выслать товар почтой. Квитанция поддельная, разумеется, но ведь продавец об этом не знает. Он отправляет товар, а потом понимает, что денег ему никто не перевел.

Кстати, мошенники сейчас хитрые и стараются действовать на опережение. Так, иногда они звонят и сообщают: мол, мы в своем банке обнаружили мошенников, и если вам будут звонить, вы не верьте, потому что это обман.

Если случилась беда, и вы все же перевели деньги, срочно звоните в банк, чтобы остановить операцию. Называйте номер счета, на который перевели деньги. А затем звоните в полицию и сообщайте им всю информацию.

Если вам звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок — не перезванивайте. Это обычно тоже мошенники. Они рассчитывают, что человек, который находится в стрессовом состоянии, перезвонит, а такого гражданина легче обмануть.

Все покупки совершайте только на сайтах с защищённым интернет-сое­динением — адрес таких сайтов начинается с замочка. А если вам часто приходится совершать покупки онлайн, заведите для этих целей специальную карту, на которой вы будете держать только необходимую для покупки сумму. Тогда, если ее данные попадут мошенникам, вы не лишитесь всех накоплений.

Ну и, конечно, не верьте обещаниям высокого дохода за минимум вложений. Так не бывает, это обман.

КАК РАСКРЫВАЮТ МОШЕННИЧЕСТВА

Сейчас так называемые кол-центры, из которых звонят мошенники, редко находятся в Петербурге. Раньше звонили из колоний, сейчас не только из них. Но по большей части кол-центры размещаются на территории Украины и других стран. Находящиеся на территории этих государств люди обзванивают граждан и выманивают данные банковских карт, а их подельники на территории России снимают с карт деньги.

Сейчас только в главке ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти расследуется 275 преступлений данной категории, по которым обвиняемые установлены. И только в одном из них кол-центр располагался на территории Петербурга. Всё остальное либо в других регионах страны, либо за границей.

В целом раскрываемость преступ­лений в Петербурге составляет 42 %. Но в категории «мошенничество» раскрываемость ниже — всего 10 %. Это связано с многими факторами. Например, не хватало оперативников, обладающих соответствующими навыками по раскрытию новых видов преступлений с использованием информационных технологий. Но сейчас в каждом районе по нашей инициативе создано подразделение по борьбе с киберпреступлениями. Мы обучили сотрудников, и уже в текущем году ждем ощутимых результатов и увеличения раскрываемости мошенничеств. Кроме того, чтобы получить личные данные — например, номер счета, на который потерпевший перевел деньги, оперативник вынужден идти в суд и получать санкции. Это затягивает и усложняет раскрытие. Намного легче, если потерпевший приносит оперативнику эти данные сам.

В этом году создана единая база, куда сотрудники полиции в течение 3 дней после совершения преступления обязаны вносить всю информацию о номерах телефонов, счетах, которые использовали мошенники. Это позволяет нам установить все эпизоды преступной деятельности пойманного мошенника. Например, недавно мы задержали группу мошенников, на счету которой целых 80 эпизодов. И только один из них был совершен в Петербурге, остальные же 79 — в других городах России. Мы запросили у коллег данные по этим уголовным делам, чтобы преступники понесли наказание за все содеянное.

Также сейчас ведется работа по противодействию необоснованному обогащению. Дело вот в чем. Чтобы банки не заподозрили неладное, мошенники выкупают у, например, студентов их банковские карты и переводы осуществляют на них. А когда мы выходим на такого студента, он заявляет, что ничего не знал, а карту давно потерял. Так вот чтобы не было искушения подобным образом подзаработать, суд сможет обязывать таких студентов возмещать убытки пострадавшего, которые были переведены на карту студента.

Сюжет:

Санкции