Простым горожанам кажется, что число аварий на дорогах неуклонно растет. Последние сводки ГИБДД это не подтверждают. И все же статистика ДТП меняется, как меняется в целом ситуация с дорожным движением в городе.
КАК ПОВЕЗЕТ
И правда, картина за последние годы стала более пестрой. Каршеринг и агрегаторы такси уверенно «въехали» в нашу жизнь, подавив слабое сопротивление прежних, «официальных» таксопарков. Частный транспорт потихоньку рассосался из центра: «средний класс» зачастую использует личный автомобиль только для дальних поездок, когда шеринг или такси невыгодны или вообще невозможны. Те, у кого машин нет и не было, легко и с удовольствием вызывают такси через мобильное приложение. Или пользуются наземным общественным транспортом, который кое в чем тоже «подтянулся» (в первую очередь по тарифам). К тому же «коронавирус» заметно проредил пассажиропоток.
Но аварийность на дорогах никуда не делась. Просто она стала «многофакторной». С одной стороны, видеокамеры на перекрестках «тянут» статистику в приятном направлении — вниз. С другой стороны, свои цифры в сводки ДТП добавляют и таксисты, и «случайные» водители каршеринга, и мигранты, которые за последние лет пять в массовом порядке обзавелись личными автомобилями (но не навыками вождения в условиях европейского города).
Хотя если кто-то скажет, что в прежние времена (до агрегаторов) аварийных ситуаций было меньше, скорее всего, слукавит. «Бомбилы», способные метнуться через три полосы на Невском, завидев голосующих граждан, никак не украшали наш прекрасный город. Ни о безопасности, ни о страховке речи и вовсе не шло. Привокзальная и аэропортовая таксистская мафия — отдельная песня, которая, к счастью, уже почти не слышна. Так что прошлого нисколько не жаль.
РОСТ ПРИРОСТА
Обидно, что как таковой отдельной статистики по ДТП с такси ГИБДД не ведет (что и неудивительно, ввиду неясного статуса и отсутствия у многих фирменной маркировки). ДТП с каршерингом все же начали отслеживать в конце 2018 года, и теперь некоторые цифры попадают в общий доступ.
Так, еще в 2019 году в ГИБДД сообщали: количество аварий с такими машинами составляет менее 1 % от общего числа. Многие мелкие случаи не попадают в статистику — их «разруливают» сами каршеринговые компании. Однако многие крупные страховщики отказываются с ними работать (что говорит о многом).
Что касается сегмента такси, то в 2019-м (допандемическом) году он тоже сильно вырос, а заодно выросла и аварийность. По сводным данным ГИБДД по всей стране, количество аварий с участием такси за 2019 год увеличилось на 60 процентов. В Петербурге тенденции те же. Причину называли много раз: проиграв борьбу агрегаторам, опытные водители из такси ушли, а их место заняли опять-таки мигранты, которые имеют низкие навыки вождения и плохо знают город.
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
И только 2020 год принес некоторую передышку (хотя и не совсем так, как мы хотели). Приведем немного цифр: по данным портала www.stat.gibdd.ru, в 2017 году в Санкт-Петербурге было зафиксировано 6311 ДТП, в 2018 годe — 6463, в 2019 году — 6634. А за 10 месяцев 2020-го — 4327. Подсчитав очень упрощенно, можно анонсировать, что итоговое количество ДТП за год едва перевалит за 5 000.
Конечно, это круто. Но возникает вопрос: правда ли это «коронавирусная» передышка (после стабильного роста) — или уже привычные чудеса статистики в эпоху пандемии?
По данным того же портала, статистика ДТП в 2020 году поползла вниз по всей стране, причем в большей степени в «карантинных» мегаполисах. Но - не везде.
Так, за период с января по октябрь 2020 года количество ДТП с пострадавшими в Петербурге снизилось на 19,5 % по сравнению с тем же периодом 2019 года. В Ленинградской области — на 2,9 %. Кстати, в Москве — на 12 %.
А вот такой показатель, как число ДТП на 100 000 машин, в Петербурге составил 191, в Ленобласти — 283. Такая же неприятная для окружающих нас «соседей» статистика и по погибшим и раненым: число пострадавших в ДТП на 100 000 жителей в Петербурге составило 85, в Ленинградской области — 155.
Кстати, что это может означать? Понятно, что областные дороги (не исключая трассы федерального значения) имеют более высокий скоростной регламент, хуже освещены, видеокамер там нет, да и дисциплина у сельских водителей хромает. Однако одна лишь быстрая езда в темноте вряд ли даст двукратную разницу в числе пострадавших.
Неужели несколько месяцев запрета каршеринга в разгар «первой волны» пандемии так благотворно повлияли на статистику аварийности в Петербурге? Или неожиданный «позитив» дал отток иногородних (к сожалению, не иностранных) мигрантов-таксистов? Это было бы печальное объяснение — и прежде всего потому, что оно даст повод ограничить эти в общем-то полезные сервисы. К чему приводит монополия «официальных» такси, мы помним.
Поэтому хочется получить реальную статистику по Петербургу и тогда уже делать выводы. Или — дождаться ревизоров из Москвы. Одна из комиссий, по некоторой информации, уже проверяет слишком вольную «коронавирусную» статистику в петербургских медицинских учреждениях.