Статистика дорожных аварий показала чудесное улучшение

Но аварийность никуда не делась

В третье воскресенье ноября во всем мире отмечают День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Но память обращена в прошлое, а нам нужно внимательно смотреть вперед — хотя бы для того, чтобы ДТП было меньше. Здесь нам помогут реальные цифры. Или не помогут.

Но аварийность никуда не делась
Цифры из сводок ГИБДД оставляют много вопросов. canva.com

Простым горожанам кажется, что число аварий на дорогах неуклонно растет. Последние сводки ГИБДД это не подтверждают. И все же статистика ДТП меняется, как меняется в целом ситуация с дорожным движением в городе.

КАК ПОВЕЗЕТ

И правда, картина за последние годы стала более пестрой. Каршеринг и агрегаторы такси уверенно «въехали» в нашу жизнь, подавив слабое сопротивление прежних, «официальных» таксопарков. Частный транспорт потихоньку рассосался из центра: «средний класс» зачастую использует личный автомобиль только для дальних поездок, когда шеринг или такси невыгодны или вообще невозможны. Те, у кого машин нет и не было, легко и с удовольствием вызывают такси через мобильное приложение. Или пользуются наземным общественным транспортом, который кое в чем тоже «подтянулся» (в первую очередь по тарифам). К тому же «коронавирус» заметно проредил пассажиропоток.

Но аварийность на дорогах никуда не делась. Просто она стала «многофакторной». С одной стороны, видеокамеры на перекрестках «тянут» статистику в приятном направлении — вниз. С другой стороны, свои цифры в сводки ДТП добавляют и таксисты, и «случайные» водители каршеринга, и мигранты, которые за последние лет пять в массовом порядке обзавелись личными автомобилями (но не навыками вождения в условиях европейского города).

Хотя если кто-то скажет, что в прежние времена (до агрегаторов) аварийных ситуаций было меньше, скорее всего, слукавит. «Бомбилы», способные метнуться через три полосы на Невском, завидев голосующих граждан, никак не украшали наш прекрасный город. Ни о безопасности, ни о страховке речи и вовсе не шло. Привокзальная и аэропортовая таксистская мафия — отдельная песня, которая, к счастью, уже почти не слышна. Так что прошлого нисколько не жаль.

РОСТ ПРИРОСТА

Обидно, что как таковой отдельной статистики по ДТП с такси ГИБДД не ведет (что и неудивительно, ввиду неясного статуса и отсутствия у многих фирменной маркировки). ДТП с каршерингом все же начали отслеживать в конце 2018 года, и теперь некоторые цифры попадают в общий доступ.

Так, еще в 2019 году в ГИБДД сообщали: количество аварий с такими машинами составляет менее 1 % от общего числа. Многие мелкие случаи не попадают в статистику — их «разруливают» сами каршеринговые компании. Однако многие крупные страховщики отказываются с ними работать (что говорит о многом).

Что касается сегмента такси, то в 2019-м (допандемическом) году он тоже сильно вырос, а заодно выросла и аварийность. По сводным данным ГИБДД по всей стране, количество аварий с участием такси за 2019 год увеличилось на 60 процентов. В Петербурге тенденции те же. Причину называли много раз: проиграв борьбу агрегаторам, опытные водители из такси ушли, а их место заняли опять-таки мигранты, которые имеют низкие навыки вождения и плохо знают город.

Количество пострадавших в ДТП на улицах Санкт-Петербурга за октябрь 2020 года/ Источник: stat.gibdd.ru

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

И только 2020 год принес некоторую передышку (хотя и не совсем так, как мы хотели). Приведем немного цифр: по данным портала www.stat.gibdd.ru, в 2017 году в Санкт-Петербурге было зафиксировано 6311 ДТП, в 2018 годe — 6463, в 2019 году — 6634. А за 10 месяцев 2020-го — 4327. Подсчитав очень упрощенно, можно анонсировать, что итоговое количество ДТП за год едва перевалит за 5 000.

Конечно, это круто. Но возникает вопрос: правда ли это «коронавирусная» передышка (после стабильного роста) — или уже привычные чудеса статистики в эпоху пандемии?

По данным того же портала, статистика ДТП в 2020 году поползла вниз по всей стране, причем в большей степени в «карантинных» мегаполисах. Но - не везде. 

Так, за период с января по октябрь 2020 года количество ДТП с пострадавшими в Петербурге снизилось на 19,5 % по сравнению с тем же периодом 2019 года. В Ленинградской области — на 2,9 %. Кстати, в Москве — на 12 %.

А вот такой показатель, как число ДТП на 100 000 машин, в Петербурге составил 191, в Ленобласти — 283. Такая же неприятная для окружающих нас «соседей» статистика и по погибшим и раненым: число пострадавших в ДТП на 100 000 жителей в Петербурге составило 85, в Ленинградской области — 155.

Кстати, что это может означать? Понятно, что областные дороги (не исключая трассы федерального значения) имеют более высокий скоростной регламент, хуже освещены, видеокамер там нет, да и дисциплина у сельских водителей хромает. Однако одна лишь быстрая езда в темноте вряд ли даст двукратную разницу в числе пострадавших.

Неужели несколько месяцев запрета каршеринга в разгар «первой волны» пандемии так благотворно повлияли на статистику аварийности в Петербурге? Или неожиданный «позитив» дал отток иногородних (к сожалению, не иностранных) мигрантов-таксистов? Это было бы печальное объяснение — и прежде всего потому, что оно даст повод ограничить эти в общем-то полезные сервисы. К чему приводит монополия «официальных» такси, мы помним.

Поэтому хочется получить реальную статистику по Петербургу и тогда уже делать выводы. Или — дождаться ревизоров из Москвы. Одна из комиссий, по некоторой информации, уже проверяет слишком вольную «коронавирусную» статистику в петербургских медицинских учреждениях.

Динамика численности погибших в ДТП по районам Петербурга, в сравнении с октябрем 2019 года. stat.gibdd.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2020

Заголовок в газете: Приехали!