Инвалиды «на самоизоляции» получили возможность учиться писательскому делу

Профессиональные навыки работы с текстом помогают людям с «ограничениями по здоровью» чувствовать себя увереннее на рынке труда (да и просто в жизни)

Это оказалось особенно ценным в период пандемии, когда даже условно здоровые люди оказались в вынужденной изоляции — что уж говорить об инвалидах?

Именно так решили энтузиасты из петербургских некоммерческих организаций, а также примкнувшие к ним журналисты, редакторы и писатели. Так вышло, что в самые первые дни коронавирусной пандемии они задумали специальный онлайн-проект, прежде всего рассчитанный на людей с ограничениями по здоровью. Задумали — и сделали.

Профессиональные навыки работы с текстом помогают людям с «ограничениями по здоровью» чувствовать себя увереннее на рынке труда (да и просто в жизни)
Даже автобиографию нужно писать красиво и убедительно. Фото: https://ru.depositphotos.com

Нет, эта история не имеет ничего общего с благотворительными инициативами или с волонтерством. Хотя не меньше них «заточена» на решение острейшей проблемы: как возвратить к полноценной жизни многочисленную и активную, и одновременно самую невостребованную группу населения — инвалидов?

Способ, который придумали авторы-профессионалы, лежит в этой же профессиональной плоскости. Понятно, — решили они, — что люди с ОВЗ (это «ограниченные возможности по здоровью») часто испытывают трудности с интеграцией в общество. Что нужно для интеграции? Найти общий язык с этим самым обществом.

Итак, инвалидам как минимум нужно помочь связно выражать свои мысли (это поможет и в трудоустройстве: резюме или автобиография — уже почти литература). Как максимум — научить их более или менее профессионально работать с текстом. Даже если не говорить о сочинении книг, им будет чем заняться в издательствах или СМИ. Далее: копирайтинг, рекламный креатив, SMM, модерация информационных лент — все эти навыки востребованы на рынке труда, и заказчику, в общем, все равно, имеет ли работник какие-либо ограничения или нет. «Коронавирусная» самоизоляция кое в чем даже облегчила задачу: то, что раньше со скрипом и долго делалось «офлайн», в ряде случаев с легкостью заработало на «удаленке».  

Именно поэтому изначально о поддержке проекта заявил ряд структур правительства города. Чиновников не заподозришь в излишней сентиментальности, зато они имеют реальное представление о «масштабах бедствия», и для них инвалиды и люди с ограничениями — не потерянная категория граждан, а даже совсем наоборот, ценный резерв на рынке труда. Иначе говоря —

НЕЛИШНИЕ ЛЮДИ

Итак, образовательный проект по литературному мастерству для людей с ограничениями по здоровью под общим девизом «Твой Текст» стартовал в феврале 2020 года, на фоне слухов о надвигающемся карантине. «Наши возможности безграничны!», — смело заявили авторы проекта, имея в виду прежде всего целевую аудиторию. Но очень скоро (когда в городе ввели «самоизоляцию») этот лозунг зазвучал еще актуальнее.

Тогда же организаторы решили провести своеобразный «срез рынка», или первоначальное знакомство с будущей аудиторией — начинающими авторами и теми, кто очень хотел бы писать, но не имеет возможности учиться. И достаточно логично провели «отборочный конкурс» рукописей.

«Литературный конкурс не случайно посвящен людям с ограничениями по здоровью. Гуманизм и сочувствие — часть российской литературной традиции», — заметил тогда один из организаторов — Алексей Виноградов.

Конечно, среди трех сотен присланных текстов многие никуда не годились (даже несмотря на гуманизм и сочувствие жюри). Среди них ожидаемо попадались конъюнктурные — когда вполне здоровые авторы ловили тренд и старались «давить на жалость», и наоборот — когда авторы заранее заявляли о своей инвалидности, но раскрыть тему им оказалось не по силам. Были и по-настоящему талантливые, пронзительные тексты — пусть даже с детскими ошибками и огрехами, заметными любому профессионалу. Однако вполне «перспективные». Некоторые даже очень.

«Я сама из тех, кого называют лицами с ограниченными возможностями или особенностями — как кому нравится, — написала одна из участниц конкурса (заслуженно ставшая лауреатом). — Накопилось, что сказать. Моя повесть — о ребятах с задержкой психического развития. Герой — очумевший ученик из класса коррекции — устроил поножовщину в школе. Повесть основана на реальном происшествии. Нет, ограниченные возможности — не оправдание для того, чтобы быть аморалом».

Именно после прочтения ряда работ у организаторов и возникла мысль организовать онлайн-курс по повышению писательских навыков среди тех «людей с ограничениями», кто был в этом заинтересован — и (говоря откровенно) на кого стоило тратить силы.

«Часто говорят, что талант пробьет себе дорогу — не надо только ему мешать. Это вранье или лукавство, — считают кураторы проекта. — Есть люди, кто без чужой помощи не может даже выйти из дома — и да, они талантливы. Надо только открыть их, дать поверить в себя, научить мастерству, и вас удивит результат».

Сразу было решено, что:

  • для учеников курс будет бесплатным;
  • в проекте будут участвовать про­фес­сио­нальные петербургские авторы и редакторы;
  • учителя не будут делать ученикам поблажек «за инвалидность» — да им эти поблажки и не требуются.

К тому времени организаторам уже удалось громко заявить о себе: награждение победителей отборочного конкурса прошло на Санкт-Петербургском Международном форуме труда, на стенде правительства Санкт-Петербурга, под звуки прекрасного духового оркестра (в котором играли музыканты с инвалидностью). Было решено, что книги победителей будут изданы «на бумаге», пусть и небольшим тиражом, в рамках собственной издательской программы. Были даже подготовлены «сигнальные» экземпляры, но тут в дело вмешался коронавирус.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Ответ на этот литературный вопрос тоже был найден быстро. Программа курсов была скорректирована под «удаленку». Было решено записать ряд коротких видеолекций о разных аспектах писательского мастерства (по двенадцать роликов продолжительностью в четверть часа от каждого из преподавателей). Это оптимальный формат — информативный, но не утомительный. Именно на этом этапе потенциальные слушатели курсов поймут, готовы ли они двигаться дальше и учиться всерьез.

На втором этапе каждый из «учителей» должен будет вести свой онлайн-практикум в формате видеоконференций. Поначалу организаторы боялись, что авторы и редакторы не сумеют быть строгими перед такой специфической аудиторией — им будет мешать простое человеческое сочувствие. Но выяснилось, что на видеоконференциях и слушатели, и преподаватели чувствуют себя раскрепощенными — и в то же время сосредоточенными на своих задачах.

Более того: параллели между жизнью и литературой оказались даже очевиднее, чем казалось раньше. Писатели изучали людей «с особенностями» (назовем их так) гораздо раньше, чем этим занялись соцработники.

«Это абсолютно нормально — создать героя, который концентрирует в себе некий конфликт, — как раз и говорит в авторской лекции один из преподавателей — Александр Прокопович, писатель, сценарист и главный редактор крупного издательства. — Огромное количество романов исследует этот аспект: а как отреа­гирует социум на героя, который не такой, как все? Именно — не такой, а не лучше или хуже нормы.

Вообще писатель — это человек, который исследует мир с использованием методов, похожих на технологии ученых. Каждая книга — это некая лаборатория, в которой происходит эксперимент: «А что, если»? Исследовать мир обычных людей тоже можно, но этот эксперимент каждый из нас может поставить, просто посмотрев в окно. Фактически, введение в текст «аномальных» героев можно сравнить с таким литературным адронным коллайдером. Чтобы узнать новое — нужно разогнать частицы до суперскоростей. Чтобы понять человека, нам нужны необычные герои.

При этом сама по себе тема — любая — не является гарантией ничего. Важно не только «о чем», но и «как». Можно взять самую выигрышную тему и остаться ни с чем. Кого из нас сегодня волнуют аспекты гражданской войны в США? Однако же «Унесенные ветром» остаются одним из самых популярных романов всех времен и народов. И он — о людях с ограниченными возможностями: это и о женщинах, и об афроамериканцах, и о бедных.

Немного подумав, задаешься вопросом — а есть ли вообще серьезная литература, где бы не было людей с ограниченными возможностями?»

Александр Прокопович: «Каждая книга — это лаборатория». Фото из личного архива

И все же организаторы осторожно поинтересовались у писателей: верят ли они, что люди «с особенностями» захотят и смогут учиться мастерству? Что они не «сломаются»? Что виртуальная аудитория не опустеет задолго до конца занятий?

«Писательский труд тяжел и требует напряжения как интеллектуальных, так и физических сил, — напоминает Александр Прокопович. — Разумеется, если человек в чем-то ограничен — ему все дается с большими усилиями. Но такие люди уже обладают огромной силой воли, упорством, и с этой точки зрения им легче. Точнее — они просто уже прошли часть пути. Но надо не забывать, что этот путь дался им с огромным отягощением».

ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ

К концу августа уже записан практически весь блок авторских видео. В качестве участников проекта выступили петербургские писатели Ольга Погодина-Кузмина, Валерий Айрапетян, а также приглашенные гости — Елена Костандис, Анна Ершова. Проект поддержан в правительстве Петербурга на уровне Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Что особенно важно, учебная программа не должна стать одноразовой акцией. Она будет развиваться и совершенствоваться, более того — ученики смогут подключаться к ней на разных этапах.

«Речь, слово, занятия словесностью особым образом организуют мышление, расширяют кругозор, помогают осознавать свое место в этом мире, — говорит участница проекта, писатель Ольга Погодина-Кузмина. — Поэтому даже если не все из участников нашей школы станут писателями, этот опыт непременно поможет им в жизни. Поможет обрести уверенность в себе, найти друзей, ставить перед собой новые цели и достигать их. Я рада принять участие в таком необычном, новаторском и нужном проекте. Мне и самой интересно будет прикоснуться к текстам, которые в ходе наших занятий напишут участники школы».

«Когда-нибудь пандемия пройдет, жизнь вернется в нормальное русло, люди выйдут из самоизоляции — и тогда люди «с ограниченными возможностями» снова окажутся один на один со своими проблемами, — говорят организаторы. — Так не должно быть. Поэтому сегодня мы поможем им создать задел для успешной работы в будущем, а завтра, возможно, уже они сами займутся новыми проектами вместе с нами. Трудные времена проходят, но жизнь не кончается».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2020

Заголовок в газете: В здоровом тексте — здоровый дух

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру