Недовольство результатами ЕГЭ побило все рекорды

По итогам единого госэкзамена в Петербурге конфликтная комиссия получила 1911 апелляций

В начале августа заместитель председателя конфликтной комиссии Александр Федосов пояснил на специальном брифинге: на практике число «1911» означает, что результаты ЕГЭ обжаловал каждый сороковой школьник. В последний раз нечто похожее случилось в 2009 году, когда ЕГЭ еще был в новинку.  

 

По итогам единого госэкзамена в Петербурге конфликтная комиссия получила 1911 апелляций
Когда система игнорирует альтернативы, доверия к ней нет. Фото: www.ngsochi.com

Школьники (а также их родители) оказались недовольны результатами практически по всем предметам, за исключением иностранных языков и почему-то биологии. «Отмечено рекордно высокое относительное число поданных апелляций по нескольким предметам: по физике, химии, информатике и обществознанию оно самое высокое с 2009 года», — разъяснил Александр Федосов.

Правда, объяснение такого рекорда получилось неожиданно простым. Дело в том, что из-за пандемии апелляции разрешили подавать дистанционно, и это занимает буквально пять минут. Само рассмотрение, по словам председателя комиссии, также по желанию участника экзамена проводится удаленно.

Однако и число удовлетворенных апелляций в этом году значительно меньше, чем в прошлом году: из тех самых 1911 рассмотренных жалоб комиссией удовлетворено не более четверти — 470. В то же время ранее удовлетворялось до половины поданных жалоб, а именно — 42–44% апелляций, напомнил Александр Федосов. По его словам, здесь сказалась качественная первичная проверка заявлений.

ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Далеко не все жалобщики готовы «идти до конца» — и это подтверждает версию о том, что наплыв апелляций не так серьезен, как кажется. Так, в интервью изданию «Фонтанка» директор президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич рассказал, что треть подавших апелляции даже не интересуется результатами их рассмотрения. «Я работал в апелляционной комиссии по математике, — пояснил Максим Пратусевич. — У нас в группе из 12 выпускников, подавших апелляции, четверо в комиссии даже не появлялись».

Заметим, что рассмотрение апелляции действительно может быть проведено в удалённом формате (таков регламент «коронавирусного» 2020 года), но в указанное время необходимо будет прийти с паспортом в так называемый «пункт удаленного рассмотрения». Как правило, это происходит в «специально выделенном помещении Научно-методического центра района, указанного в заявлении».

В то же время председатель профсоюза «Альянс учителей» в Петербурге Даниил Кен предположил, что значительный рост числа апелляций в этом году мог быть действительно связан с пандемией коронавируса — но уже напрямую. Регламент ЕГЭ усложнился: так, например, в кабинете можно было присутствовать не более чем девяти экзаменуемым, и такое «персональное внимание», конечно, могло вызвать стресс. Школьники чаще, чем раньше, обращались за медицинской помощью (в основном из-за проблем с давлением). «Едва ли не на каждом экзамене, где я лично был, — вспоминает Даниил Кен, — был один или два вызова скорой помощи».

Интересно, что некоторые школьники (правильнее сказать, родители) подавали апелляцию именно на «трудности регламента во время сдачи экзамена», которые привели к «стрессу». В некоторых же школах новые «пандемические» правила сдачи соблюдались не так строго — и это, как ни странно, тоже стало поводом для жалоб. Так, некоторые родители тщательно подсчитывали количество людей в классе — и били тревогу в случае превышения.

Иными словами, упрощенный регламент подачи апелляций пробудил к жизни «кляузный» инстинкт, свойственный многим, и за валом таких кляуз с трудом можно было выделить настоящие, обоснованные претензии. Например — спорный вопрос с «химическим» ЕГЭ, который в этом году «подкосил» массу выпускников по всей стране.

ТОНКАЯ ХИМИЯ

СМИ уже сообщали, что петербургские выпускники в массовом порядке жаловались на результаты именно этого экзамена — в то же время обоснованную апелляцию подали немногие. А зря, потому что позже было признано: задача № 34 из федерального ЕГЭ действительно имела два решения.

По данным портала «Педсовет», Комитет по образованию Петербурга дал уклончивый комментарий по этому поводу. «Один подход можно назвать ясным и бесспорным, — сказали чиновники от образования. — В ходе решения задачи надо было составить уравнения трех реакций и вести расчеты по этим уравнениям. Но некоторые участники экзамена решили, что условию задания соответствуют четыре реакции, и они вели расчёт по ним. В результате они сами себе усложнили задачу, решение получилось сложнее. Такой подход к решению не столь однозначен, верен ли он — здесь можно дискутировать».

При этом есть сведения, что в Москве вопрос со спорной 34-й задачей решили изначально по-другому: «альтернативные» решения заметили уже во время проверки и засчитывали их как верные. Так или иначе, уже известно, что число 100-балльных результатов на ЕГЭ по химии в Петербурге сократилось в три раза — хотя в целом средний балл за экзамен по химии оказался даже выше, чем в среднем по России.

Такие ситуации вряд ли добавляют доверия как к результатам конкретного экзамена, так и к самой этой системе в целом. Впрочем, можно не сомневаться, что регионы с традиционно зашкаливающими показателями по ЕГЭ не испытали в 2020 году никаких трудностей ни с химией, ни с другими дисциплинами, и эти «безапелляционные» выпускники уже совсем скоро окажутся в петербургских вузах. Вместо тех, чьи родители сегодня пишут жалобы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2020

Заголовок в газете: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру