20 сентября в России в пятый раз прошел Всемирный день ответственного потребления пива. Около пяти тысяч волонтеров, в числе которых представители общественных и молодежных организаций, а также сотрудники компании «Балтика», посетили более 100 тысяч торговых точек (в 80 городах страны), где пообщались с покупателями и продавцами.
В первую очередь волонтеры обращались к покупателям: призывали не отказываться показывать свои документы по просьбе продавца. И не злиться из-за этих просьб. Закон един для всех, и он гласит, что продажа алкогольной продукции несовершеннолетним запрещена. При этом закон же наделяет продавцов правом проверять документы у покупателей, чье совершеннолетие вызывает сомнения.
Как показывают социологические исследования, в крупных федеральных сетях требования закона в большинстве случаев соблюдаются, но это не всегда можно сказать о небольших торговых точках, в также заведениях общественного питания. При этом часто продавцы ориентируются на внешний вид покупателя, не проверяя документы.
В помощь продавцам и покупателям волонтеры раздали памятки, в которых перечислены документы, которые подтверждают возраст:
- Паспорт гражданина Российской Федерации
- Временное удостоверение личности гражданина РФ
- Дипломатический или служебный паспорт гражданина РФ
- Удостоверение личности моряка
- Удостоверение личности военнослужащего или военный билет
- Загранпаспорт
- Вид на жительство лица без гражданства в РФ
- Разрешение на временное проживание лица без гражданства в РФ
- Удостоверение беженца
- Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
- Водительское удостоверение (введено с 2017 года)
Помимо этого волонтеры разместили у касс информационные стикеры, напоминающие о том, что продавать алкоголь несовершеннолетним запрещено.
«В рамках программы устойчивого развития «Цель 4НОЛЯ: Вместе для будущего», одна из целей которой – Ноль случаев безответственного потребления, «Балтика» регулярно поддерживает и инициирует проекты, направленные на развитие культуры ответственного отношения к пиву. Особое внимание мы уделяем предотвращению продаж пива несовершеннолетним, - говорит старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика», часть Carlsberg Group Надежда ОВСЯННИКОВА. - Мы уверены, что грамотная профилактическая работа принесет больше пользы, чем искусственно придуманные ограничения и запреты. В этом году мы обращаем особое внимание на норму предъявлять документ по просьбе продавца – объясняя покупателям, что таким образом вы не просто помогаете работнику торговли выполнять требование закона, но и формируете правильную норму поведения, которая сделает невозможной продажу алкоголя несовершеннолетним».
В России акция «Всемирный день ответственного потребления пива» проходит под эгидой Союза российских пивоваров и объединяет производителей, представителей торговли и потребителей. Миссия Дня – сформировать общественную норму, при которой продажа алкоголя несовершеннолетним станет невозможна.
Напомним, в нашей стране продажа алкоголя несовершеннолетним запрещена. Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ от 22.11.1955 (№171-ФЗ), продавцы имеют право потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и возраст покупателя.
Ознакомиться с правилами ответственного поведения в отношении алкогольной продукции, пройти интерактивные тесты на знание законодательства можно на официальном сайте Союза российских пивоваров www.beerunion.ru в разделе «Всемирный день ответственного потребления пива».