Новая эпидемия: петербуржцы в зоне риска

С каждым годом все больше людей страдают от воспаления кишечника

В июне известная телеведущая Татьяна Лазарева призналась, что страдает от тяжелой болезни — язвенного колита. Она рассказала о своем диагнозе, чтобы поддержать других больных и заставить людей вовремя обращаться к врачу. Язвенный колит кардинально меняет жизнь: из-за болей, постоянной диареи, которая может доходить до 30 раз в день, люди не могут нормально работать и заводить семью. При этом количество пациентов с этим диагнозом в России и мире увеличивается примерно на 11 процентов в год.

С каждым годом все больше людей страдают от воспаления кишечника
Терапия при воспалительных заболеваниях кишечника стоит, минимум, 30–40 тысяч рублей в месяц. Фото: felomen.ru

Врач-гастроэнтеролог, руководитель Санкт-Петербургского Городского Центра воспалительных заболеваний кишечника больницы № 31 Анастасия СЕГАЛЬ рассказала «МК» в Питере», почему петербуржцы находятся в зоне риска.

Сколько больных, не знает никто

Воспалительные заболевания кишечника (ВЗК) — болезнь Крона и язвенный колит — довольно сложно диагностировать. Поэтому многие пациенты долгое время лечатся от панкреатита, синдрома раздраженного кишечника и других заболеваний желудочно-кишечного тракта. Точного количества больных в России никто не знает, такая статистика не ведется. В последние десять лет в мире говорят практически об эпидемии ВЗК. Только в нашем Центре воспалительных заболеваний кишечника на учете состоит более трех тысяч человек. Как правило, это пациенты со среднетяжелым и тяжелым течением болезни. Те, кто находятся в ремиссии или не нуждаются в каком-то активном врачебном вмешательстве, в основном наблюдаются и лечатся у участковых терапевтов или районных гастроэнтерологов.

Отсутствие туалетов в метро — это катастрофа

ВЗК — это аутоиммунное заболевание, но его точные причины неизвестны. Считается, что к язвенному колиту и болезни Крона могут привести частые стрессы, плохая экология, неправильное питание. В результате иммунитет начинает считать кишечник чужеродным органом, а специальные белки, образующиеся в организме, разрушают его.

Появляются большие язвы, рубцовая ткань, человек мучается от диареи. При язвенном колите понос может быть до 20–30 раз в сутки, причем иногда — только кровью. Болезнь Крона может протекать и без диареи, но обязательно будет болевой синдром. ВЗК — это страшное заболевание, при котором кроме желудочно-кишечного тракта поражаются опорно-двигательный аппарат, кожа, глаза. При язвенном колите нередко развиваются некоторые тяжелые аутоиммунные заболевания печени. Кроме того, происходит нарушение обмена веществ, вплоть до анемии или кахексии (крайнее истощение организма. — Ред.). Недавно коллега рассказывал мне о его пациенте с тяжелой формой болезни Крона — это мужчина с массой тела 31 килограмм при росте 189 сантиметров. А поступил он к ним с весом 24 килограмма! Они его смогли чуть-чуть откормить и гордятся этим. Это счастье для доктора.

К сожалению, у пациентов с активной формой течения болезни очень большие ограничения по жизни. Эти люди знают все туалеты в городе, потому что их жизнь протекает от уборной до уборной. Прежде чем куда-то пойти, они продумывают маршрут, чтобы иметь возможность в случае чего успеть добежать. Кто-то ходит в памперсах... На этом фоне могут появиться проблемы с работой и личной жизнью. А ведь чаще всего с болезнью Крона и язвенным колитом сталкиваются люди самого активного возраста — 20–40 лет. В последнее время стала увеличиваться заболеваемость детей.

Большая проблема — это отпуск или даже обычная поездка в метро. Отсутствие там туалетов — это катастрофа для наших пациентов.

Еще одна проблема — еда. Многие районные гастроэнтерологи после постановки диагноза сразу запрещают почти все. Когда мы говорим пациентам, что ограничения есть, но они не настолько невыносимы (в период обострения болезни нельзя есть грибы, орехи, капусту. — Ред.) — для них это шок.

Когда надо бежать к врачу?

Если у человека неустойчивый характер стула, появляется кровь или слизь, то стоит обеспокоиться и сходить к гастроэнтерологу или проктологу. У нас в стране, к сожалению, нет культуры профилактических обследований. А диспансеризация нередко бывает формальной. В результате люди могут годами сидеть дома, ничего не делать. К врачу они приходят уже или с тяжелой формой болезни, или с ее осложнениями. На фоне вялотекущего язвенного колита, например, может развиться рак.

Проблема в том, что у нас, к сожалению, большой дефицит медицинских кадров. В 2017 году в Петербурге было всего восемь амбулаторно принимающих колопроктологов! А укомплектованность амбулаторными гастроэнтерологами составляла 76 процентов. При этом понятно, что реальное количество врачей намного меньше, потому что большинство работает сразу на две-три поликлиники.

Естественно, вся нагрузка ложится на первичное звено — участковых. Но время приема не позволяет докторам нормально пообщаться с пациентами и раскрыть все нюансы. Например, первичный больной с ВЗК требует минимум часа на прием. А у нас по нормативам — всего 20 минут.

Как жить дальше

Болезнь Крона — это хроническое заболевание, которое требует пожизненного и дорогого лечения. Наша основная задача — вывести человека в длительную ремиссию. Язвенный колит, как считается, излечивается после колпроктэктомии — удаления толстой и прямой кишки. Пациенту приходится жить со стомой (это отверстие в районе брюшной полости, созданное хирургом. Людям со стомой необходимо использовать так называемый карман — калоприемник, который устанавливается вокруг стомы. — Ред.). Люди после колэктомии ведут обычный образ жизни, лекарства не принимают. У нас была пациентка с язвенным колитом, которой несколько лет назад удалили толстую и прямую кишку. Сейчас мы ее приглашаем, когда нам надо прооперировать пациента, а он боится, отказывается, не понимает, как ему жить дальше. И эта девушка — очень солнечный и жизнелюбивый человек — рассказывает, как пользоваться стомой, объясняет, что нет никаких ограничений, приносит свои фотографии с пляжа, где она совершенно спокойно загорает. Она окончила СПбГУ, у нее успешная карьера, любящий муж и ребенок. Причем с будущим супругом она познакомилась уже после операции. Наши пациенты ведут полноценный образ жизни, рожают. Главное — правильно и своевременно лечиться и контролировать свое заболевание, а не ждать до последнего.

При болезни Крона колпроктэктомией уже не обойтись. Во-первых, при этом заболевании может страдать вся пищеварительная трубка: любой отдел, начиная от ротовой полости и заканчивая прямой кишкой. Во-вторых, в отличие от язвенного колита, поражается не только слизистая, но и вся стенка кишечника. Отсюда боль, свищи, кишечная непроходимость. За последние годы пациентов с тяжелым течением болезни Крона и язвенного колита становится все больше. К счастью, у нас сейчас есть возможность им помогать. Наш город единственный в стране, в Социальный кодекс которого с 2016 года включены воспалительные заболевания кишечника. Это позволило пациентам получать и базисную, и биологическую терапию по региональной льготе.

Миллион в год на лечение

Очень болезненная проблема — это обеспечение пациентов необходимыми лекарственными препаратами. Стоимость ежемесячной базисной терапии доходит до 30–40 тысяч рублей, биологическая терапия (новый класс генно-инженерных препаратов на основе моноклональных антител. — Ред.) обходится примерно в миллион рублей на одного пациента в год.

Эти препараты есть в нашей стране, они доступны для людей бесплатно. Но существует одна проблема: в большинстве регионов бесплатную биологическую терапию можно получить, только став инвалидом. Чаще всего происходит так: человек лечится, его состояние улучшается, а потому инвалидность у него аннулируют. После этого он перестает получать бесплатную биологическую терапию. А она необходима пожизненно.

Как обезопасить себя от ВЗК?

Уехать в деревню, и чем южнее, тем лучше. Я, конечно, шучу, но в каждой шутке есть доля шутки. Уровень заболеваемости выше в больших северных городах. Мы в Петербурге в этом отношении находимся в очень невыгодных условиях. Кроме того, стоит заниматься спортом — например, плаванием или йогой, и отказаться от фастфуда.

Любое заболевание проще лечить на начальных стадиях. Поэтому я бы посоветовала при отсутствии жалоб до 50 лет делать колоноскопию раз в пять лет, а после 50 лет — раз в три года. Это поможет вовремя выявить не только ВКЗ, но и онкологию.

 

КСТАТИ

Что в арсенале?

Гастроэнтеролог, диетолог, к.м.н., главный врач «Юнион Клиник» Ольга ПРОТОПОПОВА рассказала о самых простых и новых методиках обследования тонкой кишки.

  • Рентген желудка с досмотром тонкой кишки. Позволяет оценить перистальтику и состояние слизистой оболочки не только пищевода и желудка, но и тонкой кишки, что облегчает диагностику таких заболеваний и состояний, как энтерит, синдром нарушенного всасывания, нарушение моторики, стриктур и другие. Однако рентгенография желудка и тонкой кишки с барием противопоказана при механической кишечной непроходимости или перфорации кишки, что ограничивает использование данного метода.
  • Гидро-МРТ. Наиболее информативный метод для выявления патологии тонкой кишки. Позволяет выявить воспалительные заболевания (болезнь Крона), опухоли, врожденные аномалии. Метод дает возможность получить четкое и точное изображение не только кишки на всем ее протяжении, но и окружающих органов и тканей (включая лимфатические узлы брюшной полости).
  • Электрогастроэнтерография. Методика позволяет посмотреть, как работает желудок и кишечник до и после еды, как у больных с функциональными нарушениями, так и после операций, например, после резекции желудка, удаления желчного пузыря. Определяется электрическая активность органа по всей желудочно-кишечной трубке. Методика позволит качественно назначить терапию и проверить эффективность прописанных препаратов. При этом противопоказаний у методики нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: НОВАЯ ЭПИДЕМИЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру