Запретили и заби(ы)ли: кто виноват в плохом состоянии городских пляжей?

Санитарные врачи «закрыли» все пляжи города, народ ропщет, власти безмолствуют

«Все водные акватории не соответствуют требованиям санитарного законодательства». Такими официальными сухими словами специалисты Рос­потребнадзора по Петербургу поставили крест на мечтах горожан открыть в жаркие дни купальный сезон. И никаких объяснений. Особенно ответов на главные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». «МК» в Питере» попробовало разобраться в том, кто же должен отвечать за чистоту петербургских прудов и озер.

Санитарные врачи «закрыли» все пляжи города, народ ропщет, власти безмолствуют
Всю ответственность чиновники переложили на самих горожан. Фото: vtyumene.ru

Во всем виновны лето и водоросли...

Прудик в саду Ивана Фомина с каждым годом все сильнее зарастает водорослями, рогозом и камышом. Говорят, когда-то, несколько лет назад, здесь видели водный грейдер. Правда, в каком году это было, вспомнить могут не все. Впрочем, к официальным пляжам и местам купания пруд не относится... В отличие от 20 других официальных «зон рекреации», которые, согласно сообщению Роспотребнадзора, «планируется использовать в 2018 году Администрациями районов Санкт-Петербурга». Только вот же незадача: в ближайшее время их вообще никто использовать для отдыха в воде не сможет. Отобрав, как положено по закону, в начале июня пробы воды на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели, санитарные врачи сообщили: «качество воды не соответствует гигиеническим нормативам». В общем, Роспотребнадзор «не рекомендует использовать зоны отдыха, расположенные на территории города, для купания».

Превышение допустимых норм по разным показателям специалисты объясняли, в числе прочего, аномально теплой погодой в мае. Мол, вода хорошо прогрелась, а в теплоте бактерии и вредные микроорганизмы размножаются намного быстрее. Случайное заглатывание такой водицы может быть чревато жуткими последствиями.

— Можно заразиться острыми кишечными, а также энтеровирусными инфекциями, вирусным гепатитом А и другими инфекционными и паразитарными болезнями, — предупредили в ведомстве и поставили в своем сообщении точку.

Почему-то сразу представилась сцена в каком-нибудь гипермаркете и гипотетически возможный диалог с сотрудником службы качества или «главным по свежести».

— У вас на прилавке сыр с плесенью и курица зеленая!

— Да, приходили, проверяли, не соответствует санитарным нормам. Не рекомендуем ее брать. Но посмотреть не запрещается...

Или фантасмагорический разговор в отделении полиции:

— Но ведь труп найден! Должен же быть и убийца!

— Найден, но откуда мы знаем, откуда он и кто его так... В общем, не рекомендуем там ходить.

И как-то совсем слабо представляется, что из-за просроченных продуктов закрывали бы магазин. Или пускали в него только посмотреть и понюхать.

На вопрос «Кто виноват?» в Роспотребнадзоре давать ответа не стали. И даже объяснили, почему не могут и не будут этого делать.

«В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон) и Положением об Управлении, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 751, к полномочиям Управления не относится установление причин загрязнения водных объектов, а также разработка мероприятий, направленных на улучшение их состояния», — вежливо сообщило руководство питерского Роспотребнадзора в письме, присланном в редакцию «МК» в Питере». Правда, указали на тех, в чьи функции входит содержание пляжей: «Организация обустройства территории Санкт-Петербурга, в части, касающейся обеспечения содержания пляжей, расположенных на территории района и не находящихся во владении третьих лиц, относится к полномочиям и функциям администраций города».

«Ответственность никому не нужна»

С вопросами о том, почему в городе такая плачевная ситуация с водоемами и кто должен следить за их чистотой, мы обратились к руководителю природоохранных проектов межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фронт» Егору ЛЕОНТЬЕВУ.

— Егор, правда, что во всем виноваты теплая погода и водоросли?

— Сине-зеленые водоросли могут давать некоторые загрязнения. Но они не дадут кишечную палочку или угрозу гепатита. Понятно, что речь идет о других загрязнениях. Кто-то машины моет в этих озерах, дожди смывают в водоемы и реки масло, реагенты, пыль, мусор, взвешенные частицы, где-то неправильно проводятся работы. Например, на территории Санкт-Петербурга исторически было одно место, в котором Роспотребнадзор никогда не находил нарушений — озеро «Безымянное» в Красносельском районе. А в прошлом году на нем по заказу Комитета по природопользованию проводились какие-то работы и в итоге рабочие нарушили гидротехнические сооружения. Озеро сильно обмелело и в этом году оно уже непригодно для купания. Говорят, что песок хороший, а купаться нельзя.

— Так кто в итоге должен следить за состоянием водоемов? И отвечает за это?

— Если мы говорим о региональных объектах (а, например, река Нева относится к федеральным), то это зона ответственности Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Но занимаются он этим, как мы полагаем, ненадлежащих образом. Несколько лет назад мы проводили общественные проверки подведомственной Комитету организации, результаты которых во многих случаях подтвердила прокуратура. Это «Ленводхоз», который получает многомиллионные подряды. В зависимости от контракта, эта организация должна либо ил с глубины убирать, либо косить подводную траву, либо наплавной мусор убирать или береговую полосу очищать. Но зачастую, как показали проверки, это делалось для видимости. Пригоняли одну единицу техники, она плавала, изображала, что что-то копает. Активисты потом проверили эхолотом — никто даже не пытался достичь проектных глубин. Конечно, подводные работы сложно проверить. Но можно. Руководство «Ленводхоза» после наших и прокурорских проверок долго оправдывалось. За последние 2–3 года там сняли двух директоров, поменяли председателя Комитета по природопользованию. В этом году мы мониторинг их работы и состояния водных объектов не проверяли. Пока что. Но, если возникнет необходимость, проверим тщательно.

— А администрации районов хоть за что-то отвечают?

— Они проверяют качество проведенных работ. Входят в «приемную» комиссию. То есть, если трава где-то косится, представитель администрации должен проверить это. Удостовериться в качестве сделанного. Но в итоге подписи стоят, а вопросы по водным объектам остаются. Причина? Либо откаты, либо административное давление сверху, либо просто нет желания копаться и разбираться. И потом, всегда можно сослаться на то, что нет возможности проверить качество подводных работ.

— В итоге у 18 районов-нянек водоемы без купальщиков...

— Много пляжей, где можно купаться — кому это нужно? По каждой зоне рекреации очень большая ответственность предусмотрена. Ведь на каждом пляже нужно не только песок просеять и дно от мусора очистить, но и организовать пункт МЧС, кабинки для переодевания, души для умывания. И администрация должна все это обеспечить. А зачем это нужно? Выгоднее пляж или объект признать непригодным для купания и отдыха, тогда и ответственность уже не на администрации будет. Роспотребнадзору лишняя ответственность тоже не нужна. В итоге административного-то запрета нет. Есть рекомендация не купаться. Таким образом все снимают с себя ответственность и возлагают ее на самих горожан.

— И что делать обычным людям? Не в фонтаны же, очищенные «Водоканалом», лезть...

— За фонтаны оштрафовать могут. Что делать? Стараться не заглатывать воду, а придя домой, хорошенько помыться, чтобы избежать развития кожных заболеваний.

Есть и еще вариант — не купаться, а ванны принимать исключительно солнечные. Ведь, как показал тот же мониторинг Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, песочек всем гигиеническим нормативам соответствует.

 

«МК» ЦИФРЫ

В бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год заложены расходы на содержание водных объектов в надлежащем порядке. Вот лишь пара строк из документа:

  • Расходы на мероприятия по охране водных объектов, предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий — 426 615 900 рублей.
  • Субсидии СПб ГУП «Ленводхоз» на возмещение затрат по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга и закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения — 41 409 700 рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру