Пока сведения о господдержке довольно скупы. Известно, что по одному гектару на человека в любом месте Дальнего Востока (за исключением земель обороны, безопасности и госнужд) для строительства дома, ведения крестьянского хозяйства или собственного бизнеса. Земля эта не может быть продана или подарена гражданам иностранных держав. В первые пять лет хозяйствования участок будет находиться на правах безвозмездного пользования, на это время переселенцы освобождаются от уплаты земельного налога. Если в первую «пятилетку» гражданин проявит деловую активность и покажет, что свой кровный гектар использует по целевому назначению, ему безвозмездно передадут землю в частную собственность.
Видимо, государство надеется, что безземельные граждане, страдающие от тесноты в центральных регионах России, в массовом порядке сменят место жительства и обустроят необжитые территории Дальнего Востока: Приморский и Хабаровский края, Амурскую область Однако при такой достаточно скупой на сегодняшний день мотивации (общая декларация о госпреференциях — и все!) трудно надеяться, что миллионы наших сограждан, хоть и по великой нужде, оставят насиженные места и сломя голову поедут искать счастья в неизвестность.
В свое время (с 1906 по1917 г.г.) массовое переселение крестьян наблюдалось в царской России, в ходе аграрной реформы Петра Столыпина . Заглянем в тот опыт. За Урал в этот период перебралось почти 3 млн. крестьян из центральных регионов империи. В Сибири население увеличилось на 153 процента, в короткие сроки развитие животноводства там обогнало показатели в России, а количество посевных площадей увеличилось на 80 %.
Как видим, эффект от тех реформ налицо. Хотя нужно признать, что царский кабмин отнесся к той программе весьма скрупулезно.
Земли за Уралом и в Сибири предоставлялись бесплатно ( в других регионах их выкупали под льготный кредит из фонда помещичьих земель), дорога к целинным залежным землям осуществлялась за государственный счет. Более того, промышленность смогла даже разработать специальный столыпинский вагон, где перевозился не только домашний скарб переселенца, но и его живность. Многие ведь ехали на новые места со своими коровами и лошадьми.
При нынешних авиа- и железнодорожных тарифах государство вряд ли возьмет на себя такую ношу. Сколько времени говорится и пишется о том, что авиаперелет до Хабаровска обходится дороже, чем до Нью-Йорка. Но воз и ныне там.
Правда, до Хабаровска бывают «окна», когда перевозчик продает билеты со скидкой. А вот в Благовещенск (столица Амурской области) таких государственных преференций как не было, так и нет. Чтобы напрямую попасть в Москву, местные жители вынуждены лететь с пересадкой. Сначала до Хабаровска, а уже потом (дождавшись «окна» со льготной скидкой) до Москвы.
Так совпало, что весной нынешнего года должно быть заключено соглашение с Китаем — о передаче нашим партнерам в долгосрочную аренду 115 тыс. гектар земли в Забайкальском крае.
Две глобальные программы освоения залежных земель начнутся практически одновременно и совсем рядом. Посмотрим, кто эффективнее ее реализует.
Комментарий доктора географических наук, профессора МГУ Натальи ЗУБАРЕВИЧ:
- Я в эту программу не верю. Кто из россиян поедет за три-девять земель осваивать территории, где проблем гораздо больше, чем в Центральной России? Сегодня здесь полно пустующих заброшенных земель, почему не взяться за их использование?
- А появление китайцев в Забайкальском крае как скажется на развитии территории?
- Это пока соглашение о намерениях, оно далеко от реальности. Мне кажется, как пилотный проект он мог бы вполне состояться. Правда, китайцы выставляют жесткие условия: работают для себя и своими руками. Но зато местные бюджеты пополнились бы за счет уплачиваемых налогов.